РАЙ ВРЕМЕННЫЙ И ВЕЧНЫЙ
Беседа на апостольское чтение 19-й Недели по Пятидесятнице.
В апостольском чтении 19-й Недели по Пятидесятнице святой Павел рассказывает о том, как Господь показал ему рай, где он слышал такие слова, которые на человеческом языке выразить невозможно. «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2–4), – пишет апостол.
Какое отношение имеет к нам райское видение Павла? Каждому из нас, братья и сестры, нужно найти в христианстве какой-то свой рай и расслышать «неизреченные слова», адресованные лично нам. Это нужно для того, чтобы мы, вспоминая об этом рае, делали выбор не в пользу греха, а в пользу Христа.
Грех предлагает свой «рай», некую фальшивую копию рая Божьего. У беззакония есть своя сладость, она всегда заканчивается горечью. Грех зовет в «рай», который ведет в ад. Например, если спросить наркомана, что он чувствовал после первой в жизни дозы. «Был кайф», – скажет он. «А потом?» – «Началась мука». Далее уже человек носит проклятие наркотика, от которого очень тяжело избавиться. Именно так и действует грех – вначале удовольствие, потом мучение. И если у нас нет священного воспоминания о своем личном рае в Церкви Христовой, а лучше – постоянного ощущения рая во Христе, то мы между сладостью греха и радостью христианства можем выбрать первое. Грех предлагает мгновенное наслаждение, без учета последствий, он говорит: будь счастлив здесь и сейчас. И часто слабому человеку легче выбрать наслаждение «здесь и сейчас», чем совершить усилие веры и сделать шаг к Богу, отказавшись от нарушения Его заповеди.
Именно поэтому нам и бывает трудно осуществить правильный выбор! Стремление к раю Христову невозможно без веры, а вера всегда есть внутренний подвиг. Здесь не все так очевидно и схематично, как в случае с грехом. Выбор в сторону Господа – шаг в некоторую неизвестность. Отказ от греха и путь навстречу Всевышнему – это некий риск, движение «во мрак, где Бог» (Исх. 20:21). И мы иногда оказываемся не готовыми к такому риску, нас страшит эта тьма, у нас не хватает веры. Нам порой удобнее оставаться со своим грехом – злым, но привычным господином.
Вместе с годами духовного роста в Церкви для верующего человека становится все более и более очевидным присутствие Творца в его жизни. Опытный христианин чувствует, что Господь несомненно есть, что Он очень близок. Некоторые святые даже говорили об этом так: «Я раньше верил в Бога, но уже не верю. Теперь я знаю, что Он есть». Когда кто-то искренне произносит подобные слова, это значит, что он нашел в Церкви рай. Но путь к обретению такого рая – это ежедневное усилие веры, подвиг малых добродетелей. Это постоянный риск вхождения «во мрак, где Бог».
Господь каждое мгновение предлагает нам рай – Царство Свое. Христос не устает придумывать способы позвать нас к Себе. Через слово проповедника, через книжную страницу, через фильм, картину, музыку; иногда через какую-то необычную встречу или какой-то знаковый случай Христос говорит: «Приди ко Мне в рай!» Но мы чаще всего отвечаем Ему: «А у меня уже есть рай! У меня есть семья, друзья, любимая работа, деньги, возможность хорошего отдыха, отменное здоровье. И Твой рай, для которого необходимо отказывать себе в чем-то, мне неинтересен».
Или наоборот, человек говорит Господу: «Ты зовешь меня в рай, а у меня нет денег. Дай мне сначала денег, чтоб я думал о Твоем рае». Или, например, одинокая женщина в своем сердце может так говорить Богу: «У меня нет мужа, а Ты мне вместо мужа предлагаешь Свое Царство. Зачем оно мне без мужа? Дай мне мужа и детей, и тогда я соглашусь на Твой рай».
Поэтому-то Господь и возглашает: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23). Если ты уже богат благами этой жизни и тебя интересуют только они, зачем тебе еще что-то? Зачем Бог, если уже есть все? Или у тебя еще нет этих благ, но ты думаешь только о них. Зачем тебе Спаситель, если смысл твоей жизни не в Нем и ты даже толком не понимаешь, от чего тебе необходимо спасаться?
Получается, каждый выбирает свой рай. Мы можем быть по виду церковными людьми, но искать рай не в Боге, а в удовольствиях жизни земной. Мы можем ходить в храм, заказывать молебны, ставить свечи, писать записки, но относиться к религии как к атрибуту земного комфорта. Кто-то выбирает рай духовный, а кто-то материальный – и это разделение невидимо осуществляется даже среди церковных людей. Как в кондаке в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи сказано об Иродиаде: «Да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный». У Иродиады был свой рай – блуд, деньги, власть. Она сделала выбор в пользу именно этого ложного кратковременного рая.
Но мы должны помнить, братья и сестры: нас ожидает рай Божий, духовный и бесконечный – это Царство Господа и Бога нашего Иисуса Христа! Он уже открыт для нас в Церкви Христовой. Этот рай нужно увидеть в Церкви, полюбить и жить им, питаясь от его деревьев – церковных Таинств. Он явлен нам в богослужении, открывается на страницах Священного Писания. Подлинный рай во Христе, а Христос открывается в Церкви. И, может быть, самое главное в нашей жизни – не перепутать рай временный и непреходящий, ложный и истинный. Бог да поможет нам сделать правильный выбор, от которого зависит наша вечная участь!
Сергей Комаров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии