Радость Успения. Георгий Великанов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Успение Пресвятой Богородицы. Книжная миниатюра
Успение Пресвятой Богородицы. Книжная миниатюра

Мы празднуем сегодня один из самых странных праздников Церкви. Потому что это праздник ухода. Ее ухода и нашего… сиротства?

Молитвословия и песнопения праздника призывают нас радоваться смерти Богородицы. Это совершенно понятно: мы знаем, что Она уходит к Своему Сыну и Богу, что Она «во успении мира не оставила», что Она Своими слезными молитвами покрывает всю землю, более того – как образно передает нам апокриф, «Ее на небесах нет», потому что Она ходит по земле и спасает грешников. Точнее было бы сказать, что Пресвятая – и на небесах, и на земле, она вмещает в Своем сердце весь мир, потому что возлюбила Бога и людей, потому что внутренне сораспялась Сыну Своему и с этого мысленного Креста, вслед за Иисусом, раскинула руки для того, чтобы обнять и небо, и землю.

И всё же тоска сжимает сердце. Ее надо прочувствовать, эту тоску. Ведь для того, чтобы радостно петь о том, как «во успении мира не оставила еси», иначе говоря – чтобы увидеть в смерти то, что больше смерти, нужно сначала осознать самый факт – физический, наглядный факт – Ее ухода. Приидите, вернии, стецемся в Сионскую горницу вместе с апостолами, чтобы присутствовать при самой великой, после Смерти и Воскресения Христовых, тайне смерти.

Богородица – лучшая и совершеннейшая икона Преображения человеческой личности

Конечно, апостолы в тот момент должны были почувствовать себя по-человечески осиротевшими. Ушла Та, Которая не только знала Христа лучше всех – знала «по-человечески», помнила малейшие события Его жизни, малейшие черты характера и облика Господа, – но и несла в Себе удивительную тайну: человека, при жизни обоженного, ставшего «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим». Богородица – лучшая и совершеннейшая икона Преображения человеческой личности. Она в Себе Самой принесла тот плод, ради которого сотворены небо и земля, создано человечество и ради которого Сын Божий приклонил небеса и сошел на землю. Ради Нее, и в Ней – ради нас, основана Церковь. Мы можем даже с дерзновением сказать, что, когда Предвечный Тройческий совет «принимал решение» сотворить человека, зная, что этот творческий акт будет отмечен знаком Креста, – то одно только существование в замысле Божием Богородицы могло стать «решающим аргументом»: да, человек достигнет той цели, ради которой будет создан, ибо преподнесет лучший дар Богу – «Матерь Деву» (как поется в Рождественской стихире).

И вот теперь это ожившее Евангелие уходило. Кажется чрезвычайно важным, что в Новом Завете очень мало слов о Богородице и совсем ничего – о Ее уходе. Ее жизнь была тихой и незаметной; по мысли святителя Григория Паламы, это была жизнь исихаста. Ее уход был еще более тихим. И значение этой Жизни и этого Успения, думается, не легко и не сразу раскрывалось перед самими апостолами, перед всей Церковью. Лишь постепенно христиане осознали таинственную, но могучую роль Пречистой Богородицы в нашем спасении и стали обращаться ко Христу доселе неслыханными словами: «Богородицею помилуй нас».

Цель спасения достигнута: один Человек достиг наивысшей цели, ради которой был создан

Поэтому в центре события Успения – тишина. Даже не предание о том, как все двенадцать промыслительно оказались у гроба Пречистой, на чем построена наша теперешняя служба праздника. Так ли случилось буквально или предание представляет собой некую икону духовной правды события – это, с позволения сказать, вторично. Главное – зрелый колос склонился к земле, лучший плод упал в руки Бога. Цель спасения достигнута. Один Человек достиг наивысшей цели, ради которой был создан.

Уходила Мать тех, кто собрался в тот момент у Ее ложа, и всех «верующих по слову их» (Ин. 17: 20). «Се, Матерь твоя» (Ин. 19: 27). Господь усыновляет Своей Матери любимого ученика, а ему – оказывает честь «взять Ее во своя си», то есть принять под свою защиту и покровительство (ведь в те времена вдова – существо социально бесправное), заботиться о Ней. Иоанн – апостол созерцания, проникший в глубочайшие тайны домостроительства Христова, тот, кто на груди Иисуса «почерпает токи богословия», сподобляется принять у себя и Величайшую из святых. Но в его лице вся Церковь, скрывая в своих недрах Богородицу (как некогда Она – Сына), вынашивает свой самый заветный плод.

В ночь Страстей, когда казалось, что существование будущей Церкви на волоске, что надо спасать положение мечом (Петр) или связями (Иоанн), – тогда лишь Богородица показала, на чем Церковь стоит и чем она непобедима: своим стоянием у Креста, своей «немощью» (2 Кор. 11: 30), своей слабостью, своей до-конца-отданностью распинателям, – и только такую слабость осеняет непобедимая сила Духа Святого, сила Воскресения.

И вот, лишь поняв, Кто Она, можно понять смысл Ее ухода. Возможно, апостолы, собравшиеся у гроба, вспоминали, как и мы вспоминаем сейчас: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» (Ин. 14: 18); «если Я не уйду, Утешитель не придет к вам» (Ин. 16: 7); «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20).

Она не оставит нас сиротами – придет к нам, хоть и по-другому, иначе – лучше, чем было возможно при жизни. Если Она не уйдет в те «обители», ради которых создан человек, – то и утешение оттуда не коснется нас и не обновит нашу надежду и веру. Теперь же, когда Одна из нас – не только «Человек Христос Иисус» (1 Тим. 2: 5), но и, после Него, лучший Человек из когда-либо живших на земле – уже там, где должны быть мы все, мы от прикосновения Ее благодати можем предчувствовать, предугадывать, «что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Теперь, когда Пресвятая Дева вслед за Христом прошла через врата смерти, не опаленная ни на миг дыханием ада, и мы тоже, держась за край Ее ризы, можем крепко надеяться, что в наш смертный час не останемся одни. И ждать смерти как «успения», как радостной Встречи, преодолевающей скорбь разлуки. «Радуйтесь, грешники, праведников поведет в Рай апостол Петр, а грешников – Сама Матерь Божия» (святитель Димитрий Ростовский).

Мы храним под покровом молчания то, что случилось с телом Пречистой. В отличие от Католической церкви, принявшей догмат о телесном вознесении Богоматери, Церковь Православная догматически и здесь оставляет многоточие, хотя и имеет освященные традицией предания. И эта позиция – наверное, единственно достойна Той, Чья жизнь протекала в полноте смиренного молчания. Но всё же богослужебные тексты определенно говорят: «Чистое твое тело, Дево, тления во гробе не увиде, но с телом прешла еси от земли к небеси». Какая радость знать, что Кто-то из нас уже вошел в радость Воскресения Христова и духом, и телом!

Мы можем свидетельствовать: «роль» Богородицы в судьбах мира и в нашем спасении становится всё больше

Мы же можем свидетельствовать о том, что «роль» Богородицы в судьбах мира и в нашем спасении становится всё больше – а может быть, просто отчетливее раскрывается нам. Неслучайно подвижники последних веков (например «избранник возлюблен Божия Матере» преподобный Серафим) наставляют нас особенно прибегать к молитвенному заступничеству Пречистой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас», «Пресвятая Богородице, спасай нас!». Голос Той, что «молчала» на протяжении своей земной жизни, теперь говорит всё громче и яснее, говорит те же слова, которые уже были сказаны Ею 2000 лет назад: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2: 5). И мы слышим Ее. Особенно хорошо слышат Ее святые (ибо пламенно любящим Его Христос дает и какую-то особую, неизъяснимую любовь к Своей Матери), но и каждая христианская душа. Потому что Пресвятая Богородица стала «письмом Христовым, читаемым всеми человеками» (2 Кор. 3: 3), даже вроде бы нецерковными, даже вроде бы – неверующими. Она сделала максимум невозможного – и тем достигла каждой души:

В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

http://www.pravoslavie.ru/put/81676.htm