Радость Успения. Георгий Великанов
Мы празднуем сегодня один из самых странных праздников Церкви. Потому что это праздник ухода. Ее ухода и нашего… сиротства?
Молитвословия и песнопения праздника призывают нас радоваться смерти Богородицы. Это совершенно понятно: мы знаем, что Она уходит к Своему Сыну и Богу, что Она «во успении мира не оставила», что Она Своими слезными молитвами покрывает всю землю, более того – как образно передает нам апокриф, «Ее на небесах нет», потому что Она ходит по земле и спасает грешников. Точнее было бы сказать, что Пресвятая – и на небесах, и на земле, она вмещает в Своем сердце весь мир, потому что возлюбила Бога и людей, потому что внутренне сораспялась Сыну Своему и с этого мысленного Креста, вслед за Иисусом, раскинула руки для того, чтобы обнять и небо, и землю.
И всё же тоска сжимает сердце. Ее надо прочувствовать, эту тоску. Ведь для того, чтобы радостно петь о том, как «во успении мира не оставила еси», иначе говоря – чтобы увидеть в смерти то, что больше смерти, нужно сначала осознать самый факт – физический, наглядный факт – Ее ухода. Приидите, вернии, стецемся в Сионскую горницу вместе с апостолами, чтобы присутствовать при самой великой, после Смерти и Воскресения Христовых, тайне смерти.
Богородица – лучшая и совершеннейшая икона Преображения человеческой личности
Конечно, апостолы в тот момент должны были почувствовать себя по-человечески осиротевшими. Ушла Та, Которая не только знала Христа лучше всех – знала «по-человечески», помнила малейшие события Его жизни, малейшие черты характера и облика Господа, – но и несла в Себе удивительную тайну: человека, при жизни обоженного, ставшего «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим». Богородица – лучшая и совершеннейшая икона Преображения человеческой личности. Она в Себе Самой принесла тот плод, ради которого сотворены небо и земля, создано человечество и ради которого Сын Божий приклонил небеса и сошел на землю. Ради Нее, и в Ней – ради нас, основана Церковь. Мы можем даже с дерзновением сказать, что, когда Предвечный Тройческий совет «принимал решение» сотворить человека, зная, что этот творческий акт будет отмечен знаком Креста, – то одно только существование в замысле Божием Богородицы могло стать «решающим аргументом»: да, человек достигнет той цели, ради которой будет создан, ибо преподнесет лучший дар Богу – «Матерь Деву» (как поется в Рождественской стихире).
И вот теперь это ожившее Евангелие уходило. Кажется чрезвычайно важным, что в Новом Завете очень мало слов о Богородице и совсем ничего – о Ее уходе. Ее жизнь была тихой и незаметной; по мысли святителя Григория Паламы, это была жизнь исихаста. Ее уход был еще более тихим. И значение этой Жизни и этого Успения, думается, не легко и не сразу раскрывалось перед самими апостолами, перед всей Церковью. Лишь постепенно христиане осознали таинственную, но могучую роль Пречистой Богородицы в нашем спасении и стали обращаться ко Христу доселе неслыханными словами: «Богородицею помилуй нас».
Цель спасения достигнута: один Человек достиг наивысшей цели, ради которой был создан
Поэтому в центре события Успения – тишина. Даже не предание о том, как все двенадцать промыслительно оказались у гроба Пречистой, на чем построена наша теперешняя служба праздника. Так ли случилось буквально или предание представляет собой некую икону духовной правды события – это, с позволения сказать, вторично. Главное – зрелый колос склонился к земле, лучший плод упал в руки Бога. Цель спасения достигнута. Один Человек достиг наивысшей цели, ради которой был создан.
Уходила Мать тех, кто собрался в тот момент у Ее ложа, и всех «верующих по слову их» (Ин. 17: 20). «Се, Матерь твоя» (Ин. 19: 27). Господь усыновляет Своей Матери любимого ученика, а ему – оказывает честь «взять Ее во своя си», то есть принять под свою защиту и покровительство (ведь в те времена вдова – существо социально бесправное), заботиться о Ней. Иоанн – апостол созерцания, проникший в глубочайшие тайны домостроительства Христова, тот, кто на груди Иисуса «почерпает токи богословия», сподобляется принять у себя и Величайшую из святых. Но в его лице вся Церковь, скрывая в своих недрах Богородицу (как некогда Она – Сына), вынашивает свой самый заветный плод.
В ночь Страстей, когда казалось, что существование будущей Церкви на волоске, что надо спасать положение мечом (Петр) или связями (Иоанн), – тогда лишь Богородица показала, на чем Церковь стоит и чем она непобедима: своим стоянием у Креста, своей «немощью» (2 Кор. 11: 30), своей слабостью, своей до-конца-отданностью распинателям, – и только такую слабость осеняет непобедимая сила Духа Святого, сила Воскресения.
И вот, лишь поняв, Кто Она, можно понять смысл Ее ухода. Возможно, апостолы, собравшиеся у гроба, вспоминали, как и мы вспоминаем сейчас: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» (Ин. 14: 18); «если Я не уйду, Утешитель не придет к вам» (Ин. 16: 7); «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20).
Она не оставит нас сиротами – придет к нам, хоть и по-другому, иначе – лучше, чем было возможно при жизни. Если Она не уйдет в те «обители», ради которых создан человек, – то и утешение оттуда не коснется нас и не обновит нашу надежду и веру. Теперь же, когда Одна из нас – не только «Человек Христос Иисус» (1 Тим. 2: 5), но и, после Него, лучший Человек из когда-либо живших на земле – уже там, где должны быть мы все, мы от прикосновения Ее благодати можем предчувствовать, предугадывать, «что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Теперь, когда Пресвятая Дева вслед за Христом прошла через врата смерти, не опаленная ни на миг дыханием ада, и мы тоже, держась за край Ее ризы, можем крепко надеяться, что в наш смертный час не останемся одни. И ждать смерти как «успения», как радостной Встречи, преодолевающей скорбь разлуки. «Радуйтесь, грешники, праведников поведет в Рай апостол Петр, а грешников – Сама Матерь Божия» (святитель Димитрий Ростовский).
Мы храним под покровом молчания то, что случилось с телом Пречистой. В отличие от Католической церкви, принявшей догмат о телесном вознесении Богоматери, Церковь Православная догматически и здесь оставляет многоточие, хотя и имеет освященные традицией предания. И эта позиция – наверное, единственно достойна Той, Чья жизнь протекала в полноте смиренного молчания. Но всё же богослужебные тексты определенно говорят: «Чистое твое тело, Дево, тления во гробе не увиде, но с телом прешла еси от земли к небеси». Какая радость знать, что Кто-то из нас уже вошел в радость Воскресения Христова и духом, и телом!
Мы можем свидетельствовать: «роль» Богородицы в судьбах мира и в нашем спасении становится всё больше
Мы же можем свидетельствовать о том, что «роль» Богородицы в судьбах мира и в нашем спасении становится всё больше – а может быть, просто отчетливее раскрывается нам. Неслучайно подвижники последних веков (например «избранник возлюблен Божия Матере» преподобный Серафим) наставляют нас особенно прибегать к молитвенному заступничеству Пречистой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас», «Пресвятая Богородице, спасай нас!». Голос Той, что «молчала» на протяжении своей земной жизни, теперь говорит всё громче и яснее, говорит те же слова, которые уже были сказаны Ею 2000 лет назад: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2: 5). И мы слышим Ее. Особенно хорошо слышат Ее святые (ибо пламенно любящим Его Христос дает и какую-то особую, неизъяснимую любовь к Своей Матери), но и каждая христианская душа. Потому что Пресвятая Богородица стала «письмом Христовым, читаемым всеми человеками» (2 Кор. 3: 3), даже вроде бы нецерковными, даже вроде бы – неверующими. Она сделала максимум невозможного – и тем достигла каждой души:
В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии