РАДОСТЬ НЕОСУЖДЕНИЯ
Беседа на апостольское чтение 36-й Недели по Пятидесятнице.
«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1 Тим. 1:15–17).
Таковы слова сегодняшнего апостольского чтения. Размышляя об этих стихах, нельзя не вспомнить слова Христовы: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:32). Мы видим, что апостол Павел не только признается таким грешником, но и называет себя первым из грешников. Очевидно, апостол имел величайшую, незаменимую христианскую добродетель – зрение своих грехов.
Насколько же необходимо видеть свои грехи, братья и сестры! Как возможно исцелиться, не признавая болезни? Как призывать врача, не желая лечиться? «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской», – писал известный подвижник, священномученик Петр Дамаскин.
А ведь сегодня едва ли не самая распространенная среди нас болезнь – видеть и обсуждать чужие грехи, а своих не замечать. Более того, мы не только не умеем видеть свои грехи и осуждаем чужие, но часто находим какой-то особый вкус в обсуждении грехов Священноначалия. Осуждение епископата и священства, пожалуй, едва ли не самая развитая духовная болезнь нынешней эпохи. Есть даже весьма знаменитые люди, которые вчера еще были защитниками Церкви, но сегодня приняли за свое новое служение выискивать грехи священников, монахов, епископов и даже патриарха – и об этом говорить «во весь голос». Осуждение всех и вся при спокойном принятии своей греховности есть дьявольская печать нашего времени.
А ведь суть христианской жизни состоит вовсе не в том, чтоб отслеживать пути человеческой неправды, а в том, чтоб спасти свою душу и через свет своей исцеленной души осветить дорогу к Богу и другим людям. Много раз в истории появлялись «поборники правды», жаждущие спасения всему человечеству – и сколько же они принесли вреда, пытаясь «восстановить справедливость», минуя при этом исправление собственной души!
Сюда входят и революционеры всех мастей, и «нравственные учителя» вроде Льва Толстого, и идеологи «светлого будущего» в истории нашей многострадальной Родины. Но не исправив себя невозможно спасти других. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего», – говорит Христос (Мф. 7:3–5). Спаситель предлагает совсем иной путь – неосуждение ближнего и работа над очищением своего внутреннего ока.
Интересно осуществление слов Христовых в жизни святых. Древний патерик рассказывает, как монахи однажды обратились к преподобному Пимену и спросили, следует ли, если видят они согрешение брата, умолчать и покрыть его грех? Преподобный ответил: «Следует. Если ты покроешь грех брата, то Господь покроет твой грех». Тогда пустынники переспросили: «Какой ты дашь ответ Богу, когда видишь согрешающего ближнего и не уличишь его?» Пимен отвечал: «Я скажу Господу: ‟Господи, Ты повелел прежде изъять бревно из своего глаза, а потом уже вынуть сучок из глаза моего ближнегоˮ. Таким образом я исполню Его повеление».
Такова категоричность святых в отношении осуждения ближнего. А насчет осуждения священства – об этом даже и говорить нечего. «Лучше осудить весь мир, чем осудить одного священника», – писал Златоуст. Кстати, в Украине когда-то говорили подобное: «Краще село спалити, ніж священника осудити». К сожалению, поговорка забылась.
Как же научиться «изъять бревно из своего глаза»? Как научиться видеть свои грехи? Прежде всего, об этом надо молиться, так как видение грехов есть дар Божий. Потом, мы имеем духовное зеркало, в котором, при правильном взгляде, непременно отразится наша греховность. Это зеркало есть Священное Писание. Оно научает нас воле Божией, показывая, к чему ведет отклонение от нее. Библия являет идеального человека, чтоб нам равняться на Него – Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека.
А вот и еще хороший путь – стараться замечать в других только доброе, обращая свою жажду справедливости исключительно на себя. Если, помимо нашей воли, и откроется нам что худое о ближнем – предавать то на волю Божию, помня, что и в отношении всех нас «у дверей грех лежит» (Быт. 4:7).
А вообще как важно знать, что все мы духовно больны, у каждого своя болезнь имеется и все мы пришли лечиться в духовную больницу – Церковь. «Всяк человек – ложь, и я тож», – говорили в древности. А также важно правильно оценивать сегодняшнюю фразу апостола о том, что он есть первый из грешников. Это ведь не то значит, что апостол Павел сравнивал свои грехи с грехами других, делал сравнительный анализ греховности и вывел, что у него все таки грехов побольше. Он просто на грехи других внимания не обращал, а за собой смотрел – вот в чем разгадка.
Научиться бы и нам так жить, чтоб на грехи других внимания не обращать, а за собой смотреть. Насколько жить было бы легче и насколько утончилось бы наше внимание к своей духовной жизни! Да, собственно, с этого и начинается духовная жизнь – с внимания к себе, жалости к другим и удивительного сочетания молитвы покаяния и радости о Христе Воскресшем.
Молитвами святого Павла, не побоявшегося назвать себя первым грешником перед лицом всего мира, да поможет нам Господь познать духовную радость святых – радость неосуждения.
Сергей Комаров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии