Радикальный национализм и неонацизм как угроза единства украинского общества. Профессор протоиерей Виталий Косовский
Стимулом любого национализма на деле является не любовь его выразителей к своей нации, а скрытая или открытая ненависть по отношению к другим народам.
Преподобный Иустин Попович
Проблема радикального национализма и неонацизма в самом широком смысле этого слова весьма актуальна в контексте современного состояния постсоветского общества и требует научного, общественного, актуального обсуждения. Отсутствие конструктивного диалога в этом направлении обусловлено рядом причин жизни украинского общества. В первую очередь, это политическая манипуляция, цивилизационные и ментальные противоречия, спекулятивный ура-патриотизм и радикальный воинствующий национализм. На последнем аспекте хотелось бы заострить внимание достопочтенного интеллектуального собрания.
Отношение к факту существования националистических движений в истории человечества, как и к самим носителям этих античеловеческих призывов и лозунгов, может быть различным. Но сама попытка абсолютизирования идеологии национализма заканчивается явлениями ксенофобии и безбожным фашизмом, о чем свидетельствуют трагические страницы истории XX века. Мировоззренческие взгляды неонацистов заключаются, как правило, в сакрализации этничности, которая понимается ими как абсолютная константа бытия. Магическая привязанность к нации, ко всему «кровному» и «родному», вплоть до проявления национальной ненависти — характерная черта деятельности многих политических партий, блоков, объединений, а также раскольнических церковных групп. «Излишне даже доказывать, что этот бог крови и эта религия являются не христианскими» ,— писал выдающийся богослов, профессор протоиерей Сергий Булгаков. В основе нацизма лежит древнее магическое оккультное отношение к крови, этническим истокам и историческому генезису народа. Соответственно, идея нацизма враждебна христианскому вероучению и экклесиологической соборности единства человеческого рода.
Психология радикального национализма не допускает существование универсальных принципов христианской открытости, свидетельства и подлинного миссионерства, отвергает бытийные основы евхаристического единства, где у Чаши Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол. 3: 10 – 11). Националистическая хуторянская идеология «закрыта» для новых обновленных во Христе людей и новых духовных идей. С точки зрения христианского богословия национальное чувство подлежит воспитанию в духе религиозной традиции и подлинной соборности единства во Христе. Может существовать христианский народ, но не может быть христианского национализма или шовинизма.
Какими бы ни были аргументы многих общественных деятелей Украины и лидеров политических партий в пользу и защиту национальной идеологии, корнем воинствующего радикального национализма является язычество, а практикой его реального воплощения национальное противостояние, вражда, ненависть и модель изоляционистского поведения.
Безусловно, сегодня необходимо конструктивное, консолидированное научное и общественное обсуждение различных проявлений и последствий этнонационализма и общей метафизической проблемы нации, т. е. вопросы об ее природе, ценности, идее, но проходить такое обсуждение должно только в русле демократического диалога, взаимопонимания, уважения и плодотворного взаимодействия. Понимание содержания понятия нации соприкасается не только с политическими спекуляциями или политологической абстракцией, но, в первую очередь, связано с пониманием существования единого духовного организма, члены которого находятся во внутренней живой связи между собою.
При таком подходе важно затронуть вопрос не об уникальной исключительности, особенности той или иной нации, о которой любят говорить националисты и неонацисты, а о глобальной ответственности перед Творцом. Каково наше предназначение в общей судьбе человечества, каков наш вклад в прогрессивное развитие мира и солидарности на земле.
Исходя из предпосылок божественного призвания каждого человека, основываясь на фундаменте его миссии, мы должны мыслить и чувствовать свою принадлежность к нации, народу, общности через призму вселенского универсализма любви и единства. Жертвенно, на уровне социальной ответственности любить свою землю, свой храм, родной город и ближнего своего и спекулятивно выступать ряженным в одежды «національно-свідомого» патриотизма на правительственной трибуне — это не одно и то же, это совсем отличные подходы к жизни и разные модели общественного поведения. Подлинная «национальная идея в нашем понимании — это Единая Святая Соборная Апостольская Церковь. Если мы будем жить православно и свидетельствовать о Христе, то и общественная жизнь будет благополучной» .
В последнее время именно вопросы национальной идеологии, этнические проблемы и спекуляции на тему патриотизма занимают все более заметное место в культурном и политическом пространстве Украины. Важно подчеркнуть, что понятия «народ» или «этнос» не являются точными, научно зафиксированными, они по-разному определяются, в том числе и через призму ментальных или культурных особенностей. И здесь нельзя не согласиться с выводами видного российского исследователя, экономиста и политолога Сергея Георгиевича Кара-Мурзы: ««Что касается «нации» и «этноса», то это настолько идеологически нагруженные слова, в них заложены такие эмоциональные и политические инвестиции, что ожидать установления научного согласия относительно их определений — просто наивно». Важно подчеркнуть, что «от того, как определить ту или иную группу — как «нацию» или как «народность», зависит не только научная беспристрастность объективность, а также и политическая целесообразность, и «направление колоссальных денежных потоков».
Избежать волн цунами национализма, ксенофобии, вражды и шовинизма можно только на уровне консолидации усилий в преодолении этих проблем. На платформе построения общественной модели развития Украины, которая была бы шире идеологии любого национализма и включала бы в себя нравственные общечеловеческие и гуманные ценности, можно выстроить долгосрочную перспективу гуманитарной политики нашего государства. Как показывает печальный социальный опыт советского и постсоветского периода, одна абсолютизированная идеология в принципе не может быть объединяющей. Ни атеистическая коммунистическая, ни радикал-националистическая идея: «Украина для украинцев» не могут объединить наше общество. И причина этого в том, что любая идеология всегда апеллирует к интересам какой-то отдельной политической части общества, но не всего единого народа. «Объединив одних людей, идеология всегда отделяет их от других. В самой природе идеологии заложена партикулярность, и разнятся между собой лишь направления и масштабы этой партикулярности. Ни в одной из идеологий по определению нет, и не может быть консолидирующего универсализма» .
Для украинского народа по-настоящему объединяющей идеей может стать идея социальной и духовной ответственности за землю, народ, культуру, историю и будущее перед Творцом Вселенной. Однако, прокладывая путь в этом направлении, наше общество наталкивается на очередные идеологические препятствия и политические противоречия.
Существование многих политических партий не только сопутствует позитивному наращиванию общих темпов демократизации нашего общества, но и порождает политическую ангажированность даже внутри церковного организма. Из уст многих предстваителей раскольнических организаций звучат призывы поддержать только те политические силы, блоки, партии и организации, которые исповедуют идеалы национализма и национальной исключительности в борьбе с «загарбниками та пятою колоною».
Формирование политической культуры, гражданской инициативы в принципе, положительные явления, но они сопровождаются, к сожалению, узкими партийными интересами и финансовыми проблемами. К тому же позитивные импульсы гражданской инициативы, политической культуры омрачаются негативными процессами бытового национализма, ксенофобии, неоязычества, православно-черносотенного монархизма, «воцерковленного» сталинизма и просто политическими спекуляциями.
На фоне утверждения украинского соборного самосознания развивается «местный, племенной патриотизм» отдельно взятых регионов, городов и областей, граничащий с откровенным шовинизмом. К огромному сожалению, вынуждены констатировать, что многие наши политики, общественные и культурные деятели постсоветского периода больны проказой ксенофобии. Одни предлагают опутать один из регионов единой и неделимой Украины колючей проволокой, другие — отрезать часть территорий Украины, не могущих принять «массовой украинизации», как гангрену, а третьи — изолировать украинские культурные центры, как индейские резервации. Все эти высказывания и призывы являются признаками вяло текущего хронического, но заразного, инфекционного заболевания нашего общества, имя которому — нацизм. Самое печальное, что уроки истории ничему не учат наше общество. Стоить вспомнить, когда в Германии к власти пришли национал-социалисты, многие христиане всячески поддерживали это движение, в котором делался упор на немецкого Христа, большая часть протестантских пасторов пошла за проповедниками новой религии — национал-социалистической идеологии. Лишь небольшая часть богословов — среди них Дитрих Бонхеффер , Карл Барт — заявили протест против профашистского движения, и в 1934 году в году Бармене приняли декларацию, в которой говорилось, что Церковь должна иметь своим основанием только Евангелие и свободу во Христе. Церковь не должна служить «иным господам» — национальным и политическим интересам. Она живет и хочет жить только Христовым наставлением и утешением.
На твердом фундаменте светлого и радостного христианского свидетельства о любви Божией, на абсолютных ценностях Христа развивает свою миссию и Украинская Православная Церковь. Для христианина свет Христовой Истины является не только светом духовного бытия, но и лучезарным светом Солнца Правды — живоносным источником конструктивного развития нашего общества. Как священнослужитель, как пастырь Церкви Христовой, хочу отметить, что у Престола Божия перед скалой вечности Закона Творца все человеческие идеологии, конструкции и стремления становятся призраками, которые могут вызывать только страх, панику, обман и волнение. И задача христианина — уничтожить все призрачное, ложное, серое и неживое, что противоречит духу жизни, радости, ликования и благодарения. В свете Божьего Откровения любые национальные, политические, социальные, культурные разделения и противоречия являются греховными, искажающими богоданный лучезарный лик человека — иконы Творца.
Во всяком случае, нашему обществу и интеллектуальному собранию в будущем предстоит еще много духовно поработать для прояснения настоящих основ ксенофобии, нацизма и шовинизма. И здесь перед нами — огромное поле деятельности и нашей активности, так как до сих пор нашему обществу не удалось достигнуть духовного равновесия в национальном самоощущении и демократическом развитии. Даже отдельно взятые верующие православные христиане еще страждут духом воинствующего языческого национализма и стремятся не к постижению Христовой Истины, а проникаются временными, преходящими ценностями политики и конъюнктуры.
Таким образом, суммируя выше сказанное, следует отметить следующее.
- Во-первых, деление людей на «своих», «національно-свідомих» и «чужих», «запроданців, загарбників, колонізаторів» радикально противоречит соборному вероучению Православной Церкви.
- Во-вторых, Православная Церковь предполагает положительное отношение человека к подлинному деятельному патриотизму, любви к родному Отечеству, родной земле, но решительного выступает против любых форм радикального национализма, ксенофобии, нацизма и расизма в различных его проявлениях и направлениях.
-
В-третьих, единственная сила, преобразующая хаос политической и национальной вражды — это Закон Любви, солидарности, общей ответственности и соборности.
Источник: Официальный веб-сайт Украинской Православной Церкви
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии