Раб Божий Петр: человек, которого нам будет не хватать. Назар Головко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Петр Мамонов. Фото: СПЖ

15 июля 2021 года в возрасте 70-ти лет умер христианин, актер и музыкант Петр Мамонов. Что же это был за человек, и почему о нем стоит говорить и писать? 

Многие из нас задают сами себе вопрос – как надо жить жизнь? И отвечают на него по-разному. Но, наверное, в условиях цифрового мира один из ответов может быть таким: живи так, чтобы, когда ты умрешь, о твоей смерти написали все.

Вот сегодня умер человек. Петр Николаевич Мамонов. И об этой смерти сообщили и церковные и далекие от Церкви СМИ. Почти все они пишут, что умер «артист и музыкант». Но на самом деле умер православный христианин. Нет, он конечно был и актером, и музыкантом. Однако умер Мамонов православным христианином. Один из первых христианских писателей, Иустин Философ, передал нам изречение Господа Иисуса Христа, не сохранившееся в Евангелии: «В чем Я найду вас, в том и буду судить» (гл. 47). А застал он раба своего Петра православным христианином. Хотя, конечно, так было не всегда.

Биография до Церкви

Родился Петр Мамонов 14 апреля 1951 года в Москве, в семье интеллигентов. Отец – инженер, мать – переводчица со скандинавских языков. Рос маленький Петя во дворе дома на Большом Каретном переулке, дом 17 – в том же дворе, где взрослел Владимир Высоцкий. Конечно, Владимир Семенович был на 13 лет старше, но, вполне вероятно, что он оказал определенное влияние на маленького Петра Мамонова. Иначе как объяснить, что мальчика выгоняли из двух советских (!!!) школ за то, что он «устраивал цирк»?

Уже в старших классах средней школы он собрал дворовый ансамбль «Экспресс», который пытался играть The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin. Много и отлично танцевал. Пластичностью он обладал такой, что считался лучшим в Москве по этому компоненту. И если большинство его сверстников росло на «битлах», то Мамонов с ранней юности увлекся негритянской музыкой, которая во многом зиждилась на христианском фундаменте.

Хиппи, стиляга, городской «сумасшедший», бившийся о стену с разбега – это все о нем. Наборщик в типографии, корректор, заведующий отделом писем в журнале «Пионер», банщик-массажист, лифтёр, грузчик в продуктовом магазине, кочегар в котельной на теплоэлектроцентрали, переводчик английской, датской, норвежской и шведской поэзии для публикации в поэтических антологиях, и, наконец, в начале 80-х он создает свою музыкальную группу – знаменитую «Звуки Му».

Сядь, напиши стихотворение хорошее, если ты поэт. Сядь, напиши статью хорошую, если ты журналист. Найди хорошее, честное, чистое, чтобы в этом ужасе маленькую щелочку света сделать. Всегда можно.

Петр Мамонов

Долгое время пели по квартирам, на так называемых «квартирниках», которые тогда были очень популярными в Советском Союзе. Но, несмотря на это, Петр Мамонов смог очень тесно сойтись со многими знаменитостями в московской рок-тусовке. Среди его друзей мы встретим музыкантов групп «Аквариум», «Кино», «Браво», «Зоопарк» и многих-многих других. И здесь нужно сделать одну оговорку.

Дело в том, что в СССР рок – это не про «наркотики и побухать». Это попытка разорвать заколдованное колесо системы, утверждавшей, что ни Бога, ни души нет. Это желание не только задать «проклятые вопросы» (задавали-то их многие), но и поиск ответа на них.

Рокеры в «совке» были особой кастой людей, которые стремились прорваться через пропаганду, через заскорузлое, узкое и тупое атеистическое мировоззрение к чему-то более высокому, светлому, настоящему. Часто они, рокеры, даже сами не понимали, насколько глубоки их поиски, насколько осмысленны, с точки зрения христианского богословия, их тексты.

Конечно, все они были людьми генетически-православными, пусть и не понимали этого. Но к своей исконной вере, к вере своих предков еще нужно было прийти. Многие так и не смогли сделать этот самый важный и самый значимый в жизни шаг. А Петя смог.

Жизнь в Церкви

Одна моя знакомая, глубоко верующая женщина, в 80-90-х активно вращавшаяся в среде русских рокеров, прочитав одно из первых интервью уже воцерковляющегося Петра Мамонова, сказала: «Нашел-таки себя Петя. Сердечно за него рада». Я бы сказал все-таки по-другому – Бог нашел Петра. Вот что произошло.

В конце 80-х Мамонов стал сниматься в кино. Сначала фильм «Игла» вместе с Виктором Цоем. Ну а через два года Петр Мамонов снялся в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз». Причем, его игра была настолько ошеломляющей, что Мамонова даже номинировали на лучшую мужскую роль премии «Ника». Сам Лунгин, не планировавший снимать Петра именно в этой роли, сказал об актере так: «Он внёс дух свободы, он там был такой твёрдый, как гвоздь. Видно, что это очень слабый человек, ужасно слабый, но в нём есть что-то такое, что не согнёшь и не сломаешь».

Да, слабый. Но настолько слабый, что не сломаешь. Как у апостола Павла: «Сила моя в немощи совершается».

Видеть хорошее, цепляться за него – единственный продуктивный путь. Другой человек может многое делать не так, но в чем-то он обязательно хорош. Вот за эту ниточку и надо тянуть, а на дрянь не обращать внимания.

Петр Мамонов

Причем, немощь-то была настолько мощной, что позже сам Мамонов говорил: «У меня был полный крах жизни. Я упёрся рогом в сорок пять лет, когда у меня и бабки были, и слава, и дети, и жена хорошая. А жить мне стало незачем». И вот тут-то все дело. Петр понимал, что жизнь должна иметь смысл. Жить надо не потому, что просто живется, а потому что зачем-то это надо. Понимаете? Ведь по большому счету в этом и разница между христианами и всеми остальными людьми. Мы живем не «просто так», даже не «для чего-то» и не для «кого-то», а «зачем-то»! Наше пребывание на земле имеет смысл. Причем, смысл этот должен носить не временный характер, а вечный. А значит, ни деньги, ни слава, ни даже «дети, ни жена хорошая» не могут полностью удовлетворить человека в его поисках настоящего смысла жизни.

Единственный ответ – Христос.

И Петр Мамонов этот ответ нашел: «Стал думать, для чего вообще жить, для чего мне эти отпущенные семьдесят – или сколько там – лет жизни. А прапрадед мой был протоиереем собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик, посмотрю, о чём они там молятся». С тех пор Петр стал православным христианином. Причем, именно практикующим, а не только теоретиком.

Так, Мамонов регулярно посещал богослужения в храме, исповедовался, молился, отказался от всех проектов, носивших сомнительный характер. Замечательную характеристику Петру дал в то время директор «Нашего Радио» Михаил Козырев: «Мамонов – это такая система координат, по которой я пытаюсь выверить свой путь, чтобы достичь чуть больше свободы». И действительно, эпатажный и шокирующий публику актер и музыкант Петр Мамонов, став рабом Божиим, обрел огромную свободу, которую ему не давала ни музыка, ни алкоголь, ни наркотики, ни что-либо другое. Почему? Потому, что он познал Истину – Иисуса Христа, – и эта Истина сделала его по-настоящему свободным (Ин. 8, 32).

«Остров» и «Царь»

В 2006 году Петр Мамонов сыграл роль старца Анатолия в фильме Лунгина «Остров». На эту роль его благословил духовник. Впрочем то, что сделал Мамонов, не совсем было тем, что можно назвать «ролью». По словам Лунгина, «Мамонов не столько отца Анатолия играл, сколько самого себя. Когда мы снимали молитву, это был крайне интимный момент. Это не игра была – Пётр молился так, как молится ежедневно».

Перед началом работы все члены съёмочной группы побывали на приёме у патриарха Алексия. И там Петр Николаевич произнес слова, которыми можно охарактеризовать все последние годы его жизни: «Если в результате просмотра фильма хотя бы один человек из десяти тысяч пойдёт в храм, значит, мы выполнили свою задачу».

И можно сказать, что свою задачу этот человек выполнил. Зрительский рейтинг фильма «Остров» во время показа по одному из ведущих российских телеканалов поднялся до 41%, что сопоставимо только с новогодними обращениями президента России.

Уже после фильма друг Мамонова, критик Артемий Троицкий рассказал: «Пете не позавидуешь. Самое ужасное, что, когда фильм получил какое-то благословение от Русской Православной Церкви, в деревню, где он живёт, потянулись хромые, слепые, сирые и убогие – в искренней надежде, что он их вылечит. Так что Петя сейчас находится в лёгкой осаде. Может быть, это паломничество уже проходит, но ситуация тяжёлая. А с другой стороны, я не могу поставить Петру эту ситуацию в вину, потому что свою роль в фильме он сыграл честно, оттого такой иконой юродивой и стал».

Согласитесь, лучшей характеристики христианину и ждать не нужно – человек еще при жизни стал «иконой».

Любовь — это не чувство, а действие. Не надо пылать африканскими чувствами к старухе, уступая ей место в метро. Твой поступок — тоже любовь. Любовь — это вымыть посуду вне очереди.

Петр Мамонов

Да, пусть иконой «юродивой», но… Тем более, что подвиг юродства был всегда в Церкви самым трудным и самым необъяснимым. Юродивых у нас мало. Так, навскидку, Андрей, Христа ради юродивый, Ксения Петербургская, Василий Блаженный, Николай Кочанов, Новгородский. Все эти люди жили по слову апостола Павла: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).

Вторым фильмом, менее популярным, стал «Царь». Он получился не таким выпуклым как «Остров», и отчасти из-за самого Петра Николаевича: «Образ царя у меня не вышел. Мелковат я для русского царя». И вот здесь, в этих словах, весь Мамонов – он ощущает себя грешником, как отец Анатолий, а не вершителем судеб, как царь Иоанн Грозный. Да и «грозным» Мамонов никогда не был. Его главная задача – научиться любить.

«Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос – бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни – любить». Он всегда подчеркивал, что «святой отличается от грешного тем, что научился любить». И вот в этом смысле, как мне кажется, ему многого удалось достичь.

Раб Божий Петр

Петр Мамонов нужен современному христианину и Церкви. Пройдя через все «наслаждения» этого мира, через все глубины ада, через отвержение общества и презрение, через испытание славой и деньгами, он в один момент понял, что смерть – самое важное, что может случиться в жизни.

«Важно, как мы умрем! Одно дело – за правду и совсем иное – от водки», – как-то сказал Мамонов. И он умер не от коронавируса, а за правду. Удивляетесь? Не стоит. Потому что вся его жизнь была медленным, но увереннным движением навстречу правде, ведь «если ты на самом дне, то у тебя на самом деле хорошее положение: тебе дальше некуда, кроме как наверх». И он двигался наверх. Своим примером Мамонов вдохновил очень многих.

Я лично знаю нескольких человек, которые пришли в Церковь благодаря ему. Потому что, если Петя в Церкви, значит «там» что-то есть. И скажу честно, мне его будет очень не хватать. Нет, я конечно понимаю, что все люди смертны, и рано или поздно каждому из нас придется умирать. Но все-таки хотелось бы, чтобы раб Божий Петр еще пожил. Хотелось бы еще его послушать, да даже просто посмотреть на него. Однако, самое главное, хотелось бы иметь веру такую же, как у него…

– Отец Анатолий, а умирать-то не страшно?
– Умирать? Умирать не страшно. Страшно будет пред Богом стоять. Грехи давят.
– А мне как же жить?
– Все грешники, живи, как живёшь. Только греха большого не сделай.

Петр Мамонов, «Остров» 

За последние несколько месяцев Бог забрал от нас лучших: из иерархов – митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, из священников – протоиерея Димитрия Смирнова, из мирян – Петра Мамонова. И если кто-то скажет, что это случайно – я никогда не поверю. У Бога случайностей нет. А значит, через этих людей Он показал нам, какими должны быть епископы, священники и миряне. Такими, как те, что ушли.

Потому что только тогда Церковь будет жива.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/81278-rab-bozhij-petr-chelovek-k...