Querida Amazonia: постсинодальное послание Папы Франциска

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: Vatican News

Ватикан, 12 февраля. «Querida Amazonia» («Возлюбленная Амазония») – название постсинодального увещания Папы Франциска воспроизводит первые слова документа. Документ изобилует поэтическими цитатами и многочисленными ссылками на учительство предшественников Папы Франциска. Понтифик завершил написание документа 27 декабря, сообщает Vatican News.

Как написал в своей колонке главный редактор Vatican News Андреа Торниелли, его можно сравнить с «любовным посланием». В начале своего послания Папа Франциск напоминает, что Синод епископов по Амазонии, проходивший в Ватикане с 6 по 27 октября прошлого года, завершился публикацией текста «Амазония: новые пути для Церкви и для целостной экологии». «Я не намерен ни заменять, ни повторять его», – поясняет Папа, добавляя, что он не затрагивает в документе всех вопросов, выдвинутых в итоговом документе синодальной ассамблеи. Цель постсинодального увещания – «направить к гармоничному, творческому и плодотворному восприятию всего синодального пути», поясняет Папа.

В соответствии с четырьмя измерениями, охарактеризовавшими Синод по Амазонии, Папа пишет о четырех «амазонских мечтах», посвящая каждой из них целую главу. Первая глава – это «социальная мечта». Папа цитирует своего предшественника Бенедикта XVI, который во время визита в Бразилию в 2007 году заявил об «экологическом опустошении Амазонии и об угрозах человеческому достоинству ее народов». Перед лицом этих бедствий, пишет Папа Франциск, нужно «негодовать и просить прощения»: Церковь призвана услышать крик амазонских народов, чтобы исполнить свою пророческую роль. С другой стороны, отмечает Папа, «нельзя отрицать, что зерно смешано с плевелами и не всегда миссионеры были рядом с угнетенными». «Я стыжусь этого и снова смиренно прошу прощения – не только за обиды со стороны самой Церкви, но и за преступления против индейцев во время так называемого завоевания Америки», – пишет понтифик.

«Христос искупил человеческий род, и Он хочет восстановить в каждом человеке способность вступать в отношения с другими. Евангелие предлагает Божественную любовь, излучаемую сердцем Христовым и порождающую поиск справедливости, неотделимый от воспевания братства и солидарности, стимула для культуры встречи. Мудрый образ жизни коренных народов – со всеми его недостатками – побуждает глубже осознать это стремление», – продолжает Папа.

Вторая «амазонская мечта», о которой пишет Папа Франциск, – это «мечта культурная», о которой идет речь во второй главе. Развитие Амазонии не требует ее культурной колонизации: оно подразумевает, что Амазония сможет проявить то лучшее, что у нее есть. «Продвигать, не вторгаясь»: так Папа определяет «культурную мечту» об Амазонии.

Третья «амазонская мечта» – экологическая. Папа начинает ее цитатой из Послания на Всемирный день мира 2007 года: «В Амазонии можно лучше понять слова Бенедикта XVI: он говорил, что “наряду с экологией природы существует экология, которую мы можем назвать человеческой и которая в свою очередь требует экологии социальной. Это влечет за собой то, что человечество, если его сердцу дорого дело мира, должно постоянно иметь в виду связи, существующие между экологией природной, то есть охраной природы, и экологией человеческой».

«Экологическая мечта», по словам Папы Франциска, должна привести к созерцанию Амазонии, которое поможет увидеть «драгоценную тайну, нас превосходящую».

Наконец, четвертая «амазонская мечта» – это мечта церковная. Ее осуществление основано на призвании Церкви «сопровождать народы Амазонии»: «Они имеют право на возвещение Евангелия, особенно на то первое возвещение, которое называется керигмой и является 'главным возвещением, тем, к которому следует всегда возвращаться и слушать его разными способами и которое должно постоянно возобновляться во время катехизации, в той или иной форме' (Бенедикт XVI)».

Папа Франциск предлагает перечитать в связи с этим четвертую главу апостольского увещания Christus vivit и подчеркивает, что без возвещения керигмы церковные структуры рискуют превратиться в очередные общественные организации, пренебрегая призывом Иисуса Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 15,16). Керигма и братская любовь – это синтез всего содержания Евангелия: именно это и призвана предлагать Церковь народам Амазонии, пишет Папа Франциск и затем останавливается на теме инкультурации: «Постоянно возобновляя возвещение керигмы, Церковь в Амазонии должна расти. Для этого необходим процесс инкультурации, который ʺне презирает ничего из того, что есть благого в амазонских культурах, но собирает и приводит это к полноте в свете Евангелияʺ, согласно сказанному в 44 параграфе соборной конституции Gaudium et spes». В то же время инкультурация «не презирает богатства христианской мудрости, переданной на протяжении столетий, и не склонна пренебрегать историей, в которой Бог действовал множеством способов, ибо Церковь обладает многообразным ликом не только в пространственной перспективе… но и в своей временной реальности. Речь идет о подлинном Предании Церкви, которое не является статичным хранилищем или музейным экспонатом, но представляет собой корень растущего дерева».

В отношении культур Церковь призывает к «бдительному чувству критики, но также к доверительному вниманию», цитирует Папа святого Иоанна Павла II. Христианство не располагает единой культурной моделью, и монокультурное христианство не отвечало бы логике воплощения. Перечисляя особенности амазонских культур, Папа называет «открытость деянию Бога, чувство признательности за плоды земные, священный характер человеческой жизни, почитание семьи, чувство взаимопомощи и общей ответственности в труде, значение обрядовости, веру в загробную жизнь и многие другие ценности». Кроме того, жители Амазонии «умеют радоваться малому, наслаждаться малыми дарами Бога, не накапливая множества вещей, не разрушают без необходимости, хранят экосистемы и признают, что земля, отдающая себя для поддержания их жизни подобно щедрому источнику, наделена материнским значением и вызывает любовь и уважение. Все это следует ценить и принимать во внимание в деле евангелизации».

«Давайте не будем спешить называть суеверием или язычеством некоторые проявления религиозности, которые спонтанно рождаются из жизни людей. Нужно, скорее, уметь распознать зерно, которое растет посреди плевел, потому что в народном благочестии можно уловить то, как полученная вера воплотилась в культуру и продолжает передаваться. В какой-то мере возможно воспринимать индейский символ, не относя его непременно к идолопоклонничеству. Миф, насыщенный духовным смыслом, может приносить пользу, а не восприниматься только как языческое заблуждение. Некоторые религиозные праздники имеют священное значение и служат пространством для собрания и братства, хотя они требуют неспешного процесса очищения и созревания. Настоящий миссионер старается определить, какие законные стремления проходят через проявления религиозности, – пусть даже несовершенные, неполные или ошибочные, – и старается дать ответ, отправляясь от инкультурированной духовности».

Говоря об инкультурации литургии, Папа не упоминает о новом «амазонском обряде», указывая в примечании, что такое предложение прозвучало на Синоде.

Далее Папа посвящает несколько параграфов церковным служениям и их инкультурации. Перед лицом нехватки священников Папа обращается к епископам, особенно латиноамериканским, с увещанием «не только продвигать молитву о призваниях к священству, но и быть более щедрыми, направляя тех, у кого есть миссионерское призвание, дабы они выбрали Амазонию». Таким образом, нет никаких упоминаний о возможности рукоположения женатых мужчин. Папа подчеркивает, что, рассуждая об особенностях служения священников в разных регионах, необходимо выявить то, что является специфическим именно для рукоположенного священства, то, что нельзя делегировать нерукоположенным служителям или диаконам. Такой определяющей чертой является совершение Евхаристии, исключительное полномочие священника, а также отпущение грехов.

«Некоторые думают, что священника отличает власть, максимальный авторитет в общине. Но святой Иоанн Павел II объяснял, что, хотя священничество считается иерархическим, эта функция не означает ʺбыть над другимиʺ, но она всецело подчинена порядку святости членов Христовых».

Таким образом, только Евхаристия и Таинство Примирения являются прерогативой рукоположенных пресвитеров, остальные же служения могут исполнять диаконы, монашествующие, «зрелые и ответственные миряне, наделенные авторитетом», в том числе женщины. Папа упоминает о редукционистском взгляде на женские служения, согласно которому женщина якобы может активно участвовать в церковной жизни только если обладает особым статусом и доступом к рукоположенному служению. Женщины могут играть главенствующую роль в церковных общинах Амазонии посредством служений, не требующих рукоположения, пишет Папа.

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86743