Пятая заповедь блаженства: что значит быть милостивым?
Пятая заповедь блаженства призывает нас быть милостивыми, но что это значит? Спасётся ли человек с добрым характером — или здесь нужно что-то большее? Может, помилованы будут только волонтёры и работники благотворительных фондов? Каких дел милосердия ждёт от нас Господь? Чтобы разобраться, поговорили со священником Олегом Черниченко, настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского пос. Мироновский. Оказалось, всё намного глубже.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
Мы призваны быть милостивыми
Милость и милосердие — это слова, которые характеризуют новозаветные отношения Бога с миром. Напомню, что в Ветхом Завете эти отношения в большей степени строились на справедливости и воздаянии. Наверное, не только ветхозаветному человеку, но и нашему современнику было бы проще жить в категориях справедливости и правды, когда всё понятно и закономерно: есть проступок — придёт наказание, есть добродетель — будет и поощрение. То же и во взаимоотношениях людей между собой: есть хорошие — им можно помочь и посочувствовать, есть негодяи — их нужно осуждать и презирать. Словом, всё на своих полочках.
Приход Спасителя в мир переворачивает привычные устои и устанавливает милосердие как основу жизни. Христос проявляет милость и сочувствие к мытарям, блудникам, откровенным грешникам — которые, конечно, осознают свою неправоту. Основанием отношений становится прощение — неотъемлемая часть милосердия. Христос также напоминает, что Бог любит всех и повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми, посылает дождь на праведных и неправедных. То же подчёркивает апостол Павел, когда говорит, что Бог спас нас не по нашим делам праведности, а по Своей милости. Вполне естественно, что, если Господь выстраивает такие отношения с миром, то того же ожидает и от нас. Он прямо говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).
Смотреть не только внутрь себя, но и вокруг
Итак, что же такое милость и милосердие? Если мы слышим эти слова, то прежде всего представляем дела милосердия: накормить голодных, напоить жаждущих, приютить тех, кто в том нуждается, и так далее. Однако милосердие — это не только дела, вернее, не в первую очередь они. Дела — лишь проявления, плоды того, что царит в нашем сердце и движет им. У христианина такой движущей силой должны стать любовь и сострадание. Преподобный Исаак Сирин называет это состояние «сердце милующее»: «Сердце милующее — это горение сердца о всем творении: о людях, птицах, животных, [даже] о демонах и всяком создании Божием. При воспоминании о них или при воззрении на них, глаза человека проливают слезы. От сильной жалости умиляется его сердце, и не может он слышать или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью».
Святой говорит о состоянии, которое Бог даёт как венец, как награду за духовную работу человека. Наша же задача — думать не о венце, а о том, каким трудом достигается эта награда, как нам научиться любить. Обучение милосердию, как правило, происходит в самых обыденных и повседневных моментах, на которые мы, возможно, и внимания не обращаем в рутине жизни. Я думаю, они происходят чуть ли не каждый день.
Например, в вашем доме может жить одинокая соседка, которая несколько дней из квартиры не выходит и никто не знает, как она себя чувствует. Или вы видели в магазине пенсионера, смущённо пересчитывающего мелочь, потому что не хватает денег на продукты. Или кому-то плохо стало на улице. Всё это так привычно, так обыденно, что мы порой даже не обращаем на этих людей внимания, а ведь именно в такие моменты в человеке и воспитывается милосердие. Поэтому я часто напоминаю прихожанам, что христианин смотрит не только внутрь себя, но и вокруг, на ближних — чтобы не упустить возможности послужить им.
Остаться человеком
С сожалением приходится констатировать, что дела милосердия для нас неестественны. Я думаю, каждый чувствовал, как тяжело, с надрывом оно порой прорывается. Чтобы научиться любить и быть милостивым, нужно понуждать себя делать такие дела. Это правило относится к любой добродетели: например, не хочется молиться, но ты понимаешь, что без молитвы твоя жизнь превратится в ад, поэтому через не хочу понуждаешь себя и становишься на молитву. Так и с делами милосердия: не хочется открываться, вылезать из своего мирка, потому что с чужой болью и нуждой соприкасаться тяжело, — но делать это нужно. Есть замечательный афоризм — жаль, не знаю точно, кому он принадлежит: «Пока человек чувствует боль — он жив. Пока человек чувствует чужую боль — он человек».
В современном мире так мало милосердия потому, что чаще всего мы просто не замечаем тех, кто нуждается в помощи. Мы настолько заняты собой, своими проблемами и переживаниями, что нам просто некогда оглянуться вокруг. А ведь за исполнение этой заповеди Господь обещает нам спасение: говорит, что мы помилованы будем!
Насколько это важно для христианина, можно понять из богослужений и тех молитв, которые мы произносим. Самое частое прошение и самая короткая молитва — это просьба о милости: «Господи, помилуй!» О том же и молитва мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному», и Иисусова молитва «Господи, помилуй мя грешного». Нужно отметить, что обещание Бога даровать помилование работает и в обратной перспективе: если мы не будем милосердными, то не в состоянии будем и принять милость Божию. Поэтому заповедь о милосердии может быть благословением, но может стать и приговором. Не случайно Господь нас предостерегает: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15).
Записала Екатерина Щербакова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии