Путь лжеархиерея Сергея Журавлева: неопятидесятничество восточного обряда. Священник Александр Усатов. Часть 1
Введение. Теоретические проблемы исследования. История вопроса
«Может быть, Ты ошибся, призвав меня на это служение?
Может быть я что-то не так понял из Слова Твоего?»
(Сергей Журавлев, глава УРПЦ)
Введение
Одним из соблазнов и даже вызовов для православного сознания является деятельность на канонической территории РПЦ и УПЦ МП раскольнических и еретических структур, пытающихся реализовать планы реформирования всего религиозного строя Православной Церкви. Эти раскольнические группы приняли названия Апостольской Православной Церкви Возрождения, осуществляющей свою деятельность на территории России, и Украинской Реформаторской Православной Церкви (УРПЦ), которую возглавляет лжеархиерей Сергей Журавлев.
В своей деятельности УРПЦ совмещает приверженность протестантскому вероучению, мистические практики неопятидесятников и реализацию программ обновленцев ХХ века.
Каждый из перечисленных феноменов достаточно хорошо изучен сектоведческой и церковно-исторической наукой. Однако их синтез представляет собой относительно новое явление, которое адепты указанной секты УРПЦ пытаются выдать за истинное Православие. Еще во времена Реформации протестанты провозглашали возврат к апостольским временам и восстановление христианства в формах апостольского века. Но разрыв с католической традицией был настолько очевиден для обеих сторон, что протестантизм стал восприниматься как новое явление, не прикрывающее себя ширмой «обновленного католицизма». Некоторой аналогией указанному феномену служит католицизм «восточного обряда», но в отличие от последнего «неохаризматы в православных облачениях» не сохраняют в своем строе даже видимости православного обряда, грубо отвергая или неверно используя различные формы православной традиции.
Ко времени II Ватиканского Собора (1962-1965) идеи aggiornamento (т. е. осовременивания Церкви) коснулось и Римо-Католической Церкви, приведшие к значительным реформам ее строя. Протестантские церкви в свою очередь подверглись «обновлению» под влиянием неохаризматического движения. Феномен неохаризматства оказал свое влияние на представителей всех деноминаций и сект, включая протестантов, пятидесятников и римо-католиков.
В 1970-х годах выяснилось, что и Православная Церковь не обладает абсолютным иммунитетом против неопятидесятничества[1]. Многие христиане, именующие себя православными стали разделять взгляды как Обновленчества нач. ХХ века, так и неохаризматического «Движения веры». Распространение экуменизма лишь способствовало вовлечению православных мирян и священников в формирование такого нового явления, как «православное неопятидесятничество».
За прошедшие тридцать лет оно нашло себе приверженцев среди американских греков, оформилось иерархически, и было воспринято в странах бывшего СССР раскольниками, пытающимися возродить Обновленческое течение.
Исходя из этого, следует признать насущную актуальность изучения деятельности современного обновленчества с неохаризматическим уклоном с целью выяснения, соответствует ли данная попытка реформирования Церкви Православному учению о целях, методах обновления форм церковной жизни и духовного строя православного христианина. Важным видится анализ практической реализации заявленных реформ в УРПЦ и оценка их последовательности.
Изучение данной темы полезно и тем, что дает возможность сформировать правильное отношение к данному феномену, проявляющему себя в православной среде.
I. Теоретические проблемы исследования
Объектом исследования являются вероучение и деятельность религиозной организации «Украинская Реформаторская Православная Церковь», возглавляемой Сергеем Юрьевичем Журавлевым.
Среди многих аспектов деятельности псевдоправославной секты УРПЦ выбраны три главных предмета исследования:
- рассмотрение жизненного пути главы секты с целью выявления предпосылок ухода из Церкви, а также степень влияния на него идей его предшественников из православной среды и протестантизма;
- изучение истории становления секты, взаимодействия иными раскольническими и сектантскими образованиями, а также претензий на иерархическую преемственность;
- выявление связи с обновленческим движением 20-40 гг. ХХ века;
- оценка феномена неопятидесятничества и причин его рецепции некоторыми православными и инославными христианами;
- рассмотрение заявленного проекта реформ УРПЦ и его практической реализации в церковном строе.
Эти задачи исследования необходимо решить, привлекая соответствующие источники и исследовательскую литературу.
Хронологические рамки исследования охватывают собой промежуток времени между 1972 и 2006 гг.
Тема исследования обеспечена следующими источниками:
- основы вероучения и истории секты, представленные печатной продукцией, информацией, размещенной на официальных сайтах секты, сайтах дружественных ей харизматических сект, а также противосектанских сайтах Глобальной сети Интернет. Проект готовящейся книги С. Журавлева «Живая Церковь», представляющий собой сборник большинства материалов секты (включая вероучительные документы), размещенных ранее в печати и в Интернете был любезно предоставлен главой УРПЦ автору в процессе личной переписки;
- исследовательская литература по истории и осмыслению обновленчества, истории автокефалистических расколов на Украине, феномена неохаризматизма, апологетическая литература.
Обновленческое движение нач. ХХ в. анализируется в следующих исследованиях.
Одной из основополагающих для понимания истории Русской Церкви XX века и событий времен обновленческого раскола исследовательских работ является сборник «Обновленческий раскол» (составитель И.В.Соловьев), который представляет собой серьезную подборку материалов для церковно-исторической и канонической характеристики данного церковно-исторического явления, причем большинство собранных материалов публикуется впервые.
До 1990-е гг. проблемой обновленчества всерьез не заниматься ни один церковный историк. Редко выходили работы, посвященные конкретно обновленчеству. Одним из первых эту тему начинает разрабатывать официальный церковный историк, доцент Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин. Этот исследователь равно обращался ко всем этапам истории Русской Православной Церкви в ХХ в., впоследствии объединив все работы по данным проблемам в монографии, посвященной 1917-1997 гг. Работа уделяет достаточное внимание событиям, связанным с различными расколами. Особенностью работ прот. В. Цыпина является концентрация внимания только на основном ходе событий, автор не вдается в подробности, следствием чего явилась недостаточная разработанность источниковедческой базы в его исследованиях.
Частично той же цели достиг в своей обобщающей монографии «Русская православная церковь в ХХ веке» (1995 г.) канадский исследователь Д.В. Поспеловский. Использованная им источниковая база несколько отличается от той, с которой работал прот. В. Цыпин: Поспеловский пользовался материалами фонда РГИА в Петербурге. В книге рассказывается о движении внутри РПЦ в первые десятилетия ХХ века за церковные реформы и восстановление Патриаршества, о трагической судьбе святителя Тихона и других русских иерархов, о драматических перипетиях истории Церкви в советский период. Особое значение для данной работы имеют сведения, касающиеся вопросов возникновения на Украине автокефалистиских расколов и возрождения обновленчества в 90-е гг. ХХ век.
Новейший этап исследования истории Русской Церкви 20-30-х гг. в части осмысления обновленчества и степень влияния на него советской власти, представлен в Материалах конференции «История РПЦ в ХХ веке (1917-1933 гг.), в участии которой принимали участие независимые историки и священнослужители РПЦ и РПЗЦ.
Рассмотрением узкой темы украинских расколов посвящена монография кандидата богословских наук преподавателя церковной истории ПСТГУ В. И. Петрушко «Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 гг.».
Осмыслению деятельности современных последователей обновленчества посвящены следующие сборники статей.
Сборник «Современное обновленчество — протестантизм «восточного обряда», изданный в 1996 г. как продолжение книги «Сети обновленного православия» непосредственно рассматривает проблематику т.н. «обновленного православия». В статьях данного сборника затрагиваются такие вопросы, как преемственность идей современных обновленцев с их предтечами в 20-40 гг. ХХ века, проблематика перевода богослужебных текстов и Свщ.Писания на современный язык, а также экуменические тенденции в деятельности современных обновленцев.
Сборник материалов Международной Богословской конференции «Единство Церкви», организованной ПСТБИ в 1994 г. в г.Москва, также уделяет значительное внимание проблеме современного движения обновленчества, касаясь реформаторской деятельности двух московских приходов. В докладах этой конференции были выявлены отступления от православного вероучения в сочинениях священников этих приходов Георгия Кочеткова и Александра Борисова, отметив сектантский характер их общин.
Сборник статей преподавателей ПСТБИ «Суд им давно готов» посвящен вероучению и пастырской практике одного из указанных пастырей — священника Георгия Кочеткова и представляет собой систематическое и последовательное обсуждение его сочинений и попыток русификации богослужения.
Исследованию харизматического феномена, а также специфического вопроса проникновения в православную среду неохаризматических идей и практик посвящена работа священника Игоря Ефимова «Современное харизматическое движение сектантства (исторический очерк, критический разбор вероучения, положение в настоящее время)».
Значительное внимание неохаризматическим сектам уделяет учебник проф. А. Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования». В этом труде рассматриваются свойственный харизматам и неопятидесятникам феномен глассолалии, этапы «развития» пятидесятнического движения, а также его история в России. Автор приводит убедительные аргументы, подтверждающие нехристианский характер третьей волны пятидесятничества («Движение веры»), в русле которой и действует объект исследования — УРПЦ. Проф. А.Л.Дворкин указывает на примеры восприятия идеологии неопятидесятничества в православной среде, и кратко касается истории создания секты С. Журавлева. Книга содержит призыв более тщательно изучать феномен неопятидесятничества в Православной Церкви[2].
Сходные темы рассматривает иером. Серафим (Роуз) в своем труде «Православие и религия будущего» («Харизматическое возрождение» как знамение времени»), где среди прочих вопросов он более подробно обозревает первые попытки восприятия харизматических практик православными христианами.
Кроме работы с источниками и исследовательской литературой в печатном виде, безусловно важной в практическом плане следует признать и возможность использования в исследовании ресурсов Глобальной Сети Интернет, что позволяет значительно расширить границы поиска при значительной экономии времени.
Работа состоит из введения, трех глав (в первой главе излагаются теоретические проблемы исследования, во второй главе рассматривается история вопроса: религиозные убеждения главы УРПЦ до вовлечения в секту, его отношение к Православию и причины выхода из Православной Церкви, проводится исследование истории возникновения и становления секты, ее связи с другими организующими структурами на Украине, в России и за рубежом. В третьей главе излагается теория исследуемого вопроса, анализ учения секты и его оценка с православной точки зрения, признаки тоталитарной структуры и тенденции развития секты УРПЦ. Рассматриваются основные методы профилактики вовлечения в секту), заключения и списка использованных источников и литературы.
В Приложении I рассматриваются идейные предшественники курса УРПЦ.
Приложение II содержит сведения о схеме «иерархического преемства» С. Журавлева.
В Приложении III приведено сопоставление отношения УРПЦ к Римо-Католической Церкви, современному иудаизму и к Русской Православной Церкви.
II. История вопроса
2.1 Религиозные убеждения Сергея Журавлева до уклонения в ересь
Сергей Журавлев родился в атеистической семье в 1969 г. В возрасте 13 лет у него возникли первые мысли о Боге, а однажды С.Журавлев даже почувствовал на себе взгляд Божий, и «ясно осознал, что это Бог»[3]. Во время сильной болезни он приобрел опыт мистических переживаний и видений, в которых якобы «ангел Божий показывал необычные вещи», давал ему откровения и поддержку. «Это было странное и непонятное мне тогда переживание», «я увидел потрясающее видение»[4], - так впоследствии опишет свои впечатления Сергей Журавлев.
Все эти видения укрепили Сергея в решимости стать художником: «Я буду рисовать картины, чтобы люди, смотрящие на них, становились лучше»[5], что, впрочем, не мешало ему в течение 1984-1986 годов заниматься изучением книг по «научному» атеизму с целью сбора фрагментов из Библии, цитируемых в этих изданиях. В 1986 г., уже обучаясь в художественном училище, Сергей смог впервые ознакомиться с текстом Свщ.Писания, изучая его в течение месяца и переписывая отрывки в свою тетрадь. Примечателен выбор переписанных книг: первое по порядку изложения Евангелие от Матфея и таинственный Апокалипсис.
В 1988 году девятнадцатилетний Сергей впервые пришел в православный храм, покаялся и принял Таинство Крещения, как утверждает, совершенно искренне и «по вере в Иисуса Христа»[6].
Однако некоторое время спустя, в одном из российских старообрядческих православных храмов в Москве, он еще раз принял крещение, но уже с полным погружением. Сама форма Таинства была чрезвычайно важна для Сергея: «Я хотел, чтобы все было по Слову Божьему. Тем более, что тогда я знал много канонов и правил Православной Церкви, которые говорят нам, что человек должен быть крещен исключительно с полным погружением в воду»[7]. Таким образом, уже в самом начале своей церковной жизни Сергей выбрал путь ригоризма в вере, стремления достичь непременно идеала даже в формах, что привело его в итоге к отрицанию фундаментального убеждения православного христианина в единственности Крещения, о чем прямо утверждает ап.Павел (Еф.4:5) и Никео-Цареградский Символ веры. Примечательно и то, что для совершения этого акта был выбран не обычный православный, а именно старообрядческий храм, ведь ни один православный священник не согласится вопреки 47-му апостольскому правилу[8] перекрещивать человека, крещенного, хотя и не через полное погружение. В настоящее время существует требование Святейшего Патриарха Алексия II «совершать Крещение ... через полное погружение»[9]. Но при этом уже в древнехристианском памятнике «Дидахи» при невозможности крестить в «живой воде», т.е. в реке, позволяется крестить в теплой воде, а в виде исключения и через обливание[10].
Видимо утаив о такой измене Православию, Сергей проходил послушания чтеца и певчего, пока позволяла отсрочка от армии (до 1989 г.).
Во время прохождение воинской службы в Подмосковье 1989-1991 гг. в полку при офицерских курсах Сергей несколько раз переживал некий мистический опыт. Рассказы об армейских злоключениях Сергея показывают, что сформировавшаяся у его сослуживцев и офицеров убежденность в его необычном фанатизме были не беспочвенны. В это время Сергей продолжает формировать «мнение» о себе, нарушая один из основных принципов православной аскетики: максимальное скрытие подвигов. В своих статьях он повествует о том, как выполнял самую грязную работу, как вместо того, чтобы заставлять новобранцев, сам выполнял самую трудную работу. «Сломить меня невозможно» - такие слова можно найти в его автобиографии[11]. В нечеловеческих условиях он буквально вопиял к Богу, ожидая, чтобы Тот пришел и помог ему, как исцелил влмч. Георгия Победоносца. Требуя знамения и чуда, он получил требуемое: ему явился Сам Христос, «такой жизнерадостный, довольный, улыбающийся. Его глаза смотрели с восторгом и большой любовью»[12]. Негативное отношение православного христианина к любым видениям и «интересным снам» не было известно Сергею, и это впоследствии сыграло очень важную роль при его обращении именно к неопятидесятникам, а не к какой-либо классической протестантской деноминации.
Одолевающие Сергея явления Господа и Небесных сил лишь подтверждали мысли об его избранности. Однажды он предложил Господу забрать его «прямо сейчас на небеса»[13], что напоминает опыт обольщенных подвижников, «которые считали себя достойными Бога, и приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им»[14].
Сразу после увольнения в запас, так и не успев преодолеть искушений неофита, в том же 1991 г. Сергей был рукоположен Архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном во диаконы, а спустя месяц - в иереи.
Автобиографические сведения являют картину стремительного «взлета» и «падения» Сергея Журавлева на поприще православного служения. Не получив полноценного духовного образования, не успев приобрести достаточного духовного опыта, Сергей был призван к высокому званию пастыря овец православных. Хотя еще ап.Павел указывал, что пастырь «не [должен быть] из новообращенных» (1Тим.3:6).
В 1991-1996 гг. свящ. Сергий Журавлев был настоятелем православных приходов Рязанской и Касимовской, а затем Брянско-Севской епархий РПЦ, вплоть до запрещения и отлучения от Церкви.
2.2 Причины выхода из Православной Церкви
Сергей Журавлев покинул Русскую Православную Церковь, но этот отход происходил постепенно. Среди причин выхода можно выделить «искушение традиционализмом», соблазнение неблаговидными поступками клириков, непосредственное влияние современных обновленцев, раскольников и еретиков, а также стремление к особым мистическим переживаниям.
2.2.1 Искушение традиционализмом
По признанию самого С.Журавлева, он «долго искал Бога» не в истинном Православии, а в «ритуальном христианстве»[15]. Об этом искушении предупреждает митр. Антоний Сурожский: «можно называться христианином и прожить всю жизнь, изучая глубины богословия, - и никогда не встретить Бога. Участвуя в красоте богослужения, будучи членом хора или участником служб - никогда не прорваться до реальности вещей..."[16]. Придя в Церковь, Сергей не приобщился к глубинам Православной жизни, в богатстве преданий он начал терять из виду Того, к Кому эти предания ведут. Такое состояние современный греческой богослов Христос Яннарас характеризует как «традиционализм», когда «догматы превращаются в идеологические принципы, каноны - в законнические постановления, а литургический чин - в обязательный церемониал. И индивид, "принимающий" эти принципы, выполняющий постановления и педантично соблюдающий церемониал, уверен в себе, в своей "вере", в своей "добродетели" и своем "благочестии", даже если он так никогда и не вкусил опыта того способа существования, который составляет Церковь»[17].
Впоследствии С. Журавлев осознал эту ошибку, но борьба с традиционализмом в его случае превратилась в борьбу с Традицией.
2.2.2 Отсутствие полноценного духовного образования
По признанию С. Журавлева, после хиротонии в иереи власть и деньги чуть не вскружили его голову[18]. Отсутствие качественного духовного образования не позволяло ему в это время углубляться в серьезную богословскую и аскетическую литературу. С 1994 г. иер. Сергий прекратил изучение Свщ. Писания, вопреки своим же обещаниям на хиротесии чтеца внимать каждый день Слову Божию, а также 10-му канону VII Вс.Собора, предписывающему пресвитерам учить отроков и домочадцев, «читая им Божественное Писание»[19]. В это время любимым чтением иер.Сергия становится книга «Земная жизнь Пресвятой Богородицы».
Невозможность обучения в семинариях бывшего СССР Сергей объяснил себе тем, что поступление в духовные школы было сопряжено с опасностью сотрудничества с органами безопасности, утверждая тем самым, будто абсолютное большинство выпускников семинарий до 1991 г. изменили Богу и своим убеждениям, работая на КГБ[20].
Многократные упоминания семинарских учебников, а также обычаев, связанных с семинарским бытом приводит к выводу, что иер.Сергий пытался обучаться в семинарии, однако трудно установить, закончил ли он обучение.
2.2.3 Элементы ксенофобии в мировосприятии С. Журавлева
С самого начала воцерковления Сергею была свойственна неприязнь к людям, которые по каким-либо причинам ведут иной образ жизни и следуют иным убеждениям. Еще с детства Сергей представлял себе верующих «какими-то «бармалеями», которые охотились за людьми, особенно за пионерами»[21]. Подобным образом и при вступлении в Православную Церковь в его сознании формировалось крайне негативное отношение к протестантам. По его признанию он «плохо относился к христианам других деноминации»[22]. Семинарские учебники по сектоведению якобы говорили ему, что «католики - это «еретики», баптисты — «зловреднейшая из сект», пятидесятники и харизматы — «сатанисты»»[23]. Позже он прямо признался, что «осуждал всех протестантов»[24], нарушая тем самым прямой запрет Спасителя на осуждение. Ведь Церковь призывает своих чад с христианской любовью относиться к людям, исповедующим ошибочные взгляды[25].
В лице христиан других деноминаций Сергий видел прежде всего врагов, а не заблудших чад Божиих, как то предписывал ап.Павел в 2 Фес. 3:15.
Впоследствии осознав это заблуждение, Сергей пришел в другую крайность, воспринимая как братьев и сестер во Христе всех людей, так и или иначе связанных с именем Христа, вплоть до современных иудеев и древних еретиков.
2.2.4 Соблазн грехами клириков
Еще до рукоположения Сергей начал осуждать церковных людей. Сначала это были священники, которые «не проповедовали Слово»[26], потом он стал подозревать в несоответствии евангельскому идеалу «многих из священников и дьяконов, монахов и монахинь»[27]. Возможно, что именно с того времени огорченный иерей Сергий приобрел ненависть к «неженатому епископату» и вообще к священству Православной Церкви.
Неофитский максимализм в сознании иер.Сергия проявлял себя в повышенной требовательности не к собственному моральному уровню (ведь себя он считал «рожденным свыше человеком»[28]), а к нравам окружающих его церковных людей. Но вскоре он понял, что все люди, даже православные христиане, не соответствуют этому высокому евангельскому идеалу, отчего у него появился соблазн искать идеальных христиан за пределами Православной Церкви. Этот уход из «Церкви грешников» в поисках святости вполне соответствует мотивам донатистов и новатиан, выставлявших себя поборниками чистоты Церкви.
Приводя на страницах своих статей десятки страшных преступлений в среде РПЦ, Сергей поступает подобно ветхозаветному Хаму, заметившему слабость своего отца и разгласившему об этом окружающим. Выставление напоказ грехов Церкви есть знак неумения «трезво различать немощи людей и силу Божию»[29]. Можно заметить, что свт. Киприан Карфагенский уже в III веке замечал оскудение «искреннего благочестия» среди священников[30]. Апостолы, обличая грехи первохристиан вплоть до кровосмешения (1 Кор. 5:1), в свою очередь признавали и в себе множество недостатков и грехов (Иак. 3:2, 1Ин.1:8).
Хорошее предостережение от разочарований грехами церковных людей дает диакон Андрей Кураев, говоря, что «не всякий увиденный в Церкви грех нужно считать признаком безблагодатности Церкви или безблагодатности времен, в которых мы живем. От замеченного греха священнослужителя не стоит сразу заключать о сатанинской плененности всей Церкви, как это нередко делают сторонники различных расколов»[31].
Впоследствии Сергей Журавлев на своем опыте убедился, что грехи и измены бывают везде, даже в «обновленных» церквях.
2.2.5 Контакты с раскольниками, неообновленцами, протестантами и неохаризматами
Глубокую печать на мировоззрение свящ. Сергия Журавлева наложило общение с радикальными обновленцами и раскольниками. После старообрядцев, от которых Сергей Журавлев принял повторное крещение, он стал налаживать контакты и с последователями раскольнических группировок из среды «нео-обновленцев», претендующих на преемственность традиций «великого Обновленческого движения в России» начала XX в.
Все указанные предпосылки привели иерея Сергия Журавлева к убеждению, что «истинное Православие» проще найти у пятидесятников и харизматов, опыт общения с которыми постоянно углублялся.
После того, как паства начала оставлять приход, в 1995 году иер.Сергий Журавлев был запрещен в служении, и «с этого момента самодеятельность в области церковного творчества не знала границ»[33].
В 1996 году иер. Сергий познакомился с «верующими из евангельских церквей», один из которых, Григорий, «дьякон церкви пятидесятников», дал ему прочесть книгу пастора Эрло Штегена «Время начаться суду с Дома Божьего»[34], которая поставила перед ним ряд вопросов и вновь заставила вернуться к изучению Свщ. Писания, но теперь уже в сектантском контексте.
В этом же 1996 г. во время первого же посещения пятидесятнического молитвенного собрания иер. Сергия «буквально физически охватило сильное присутствие Бога», которое проявлялось в том, что он «еле мог контролировать себя»[35]. За этими эвфемизмами скрывается обычное на собраниях пятидесятников низвержение человека «неведомой силой» на пол[36]. Эти ощущения иер. Сергия «притягивали на протестантские, пятидесятнические богослужения как магнит»[37]. На служениях протестантов и харизматов он «явственно ощущал Бога, чувствовал Его незримое присутствие»[38].
Таким образом, для С. Журавлева как в Православной Церкви, так и вне ее, было очень важно испытать мистическое переживание «сильного присутствия Бога», некую экзальтацию. Еще будучи православным священником, он «многократно во время литургий, всенощных бдений, молебнов с прекрасными акафистами и освящением воды, крестных ходов и т.д., переживал сильное присутствие Небесного Отца, Его нежность и любовь»[39]. Позже подобное мистическое переживание стало удерживать его уже в протестантской среде, что свидетельствует скорее не о поиске истины, а о стремлении к знамениям и всему чудесному, когда человек не отказывается сам быть участником в совершении чудес.
Общаясь с пасторами пятидесятнических церквей, иер. Сергий окончательно утвердился в мысли, что истинное Православие нужно искать среди харизматов. Это привело к осознанию необходимости «крещения Святым Духом со знамением молитвы на иных языках». Выполняя просьбу иер. Сергия и его жены, пастор церкви «Благая Весть» г. Сураж Брянской области И. П. Разгонов со своими помощниками молился за них с возложением рук. В тот же день супруга иер. Сергия заговорила на иных языках, а спустя некоторое время она возложила руки на мужа и тот тоже стал произносить непонятные слова.
Так совпало, что супруга Сергея Журавлева еще до их знакомства имела опыт молитвы на иных языках, и «ощущение сильного присутствия Бога». Но ее духовник посоветовал ей молиться только по молитвослову. Таким образом, несмотря на предостережения духовника, преодолевая боязнь «впадения в прелесть духовную, о которой предупреждали святые отцы»[40] иер.Сергий со своей супругой сознательно выбрал путь разрыва с Православным Преданием в поисках ощущений «сильных присутствий Бога».
По свидетельству С. Журавлева, после «Крещения Святым Духом» его христианская жизнь стала «качественней, эффективней и лучше, взаимоотношения с Богом стали более счастливыми и интимными»[41].
Подобная «интимность» в общении с Богом прослеживается с самого обращения Сергея в христианство: «Нам вместе с Духом Святым так приятно и хорошо, что невозможно это и описать! Все это не возможно сравнить ни с каким сексуальным переживанием»[42], - так описывает Сергей свой религиозный опыт, который иначе как аналогом прелестных состояний западных подвижников назвать нельзя. «Разгоряченная мечтательность» Сергия проявилась уже сразу после прихода в Православный храм: «Я влюбился в Иисуса», - так описывает свое состояние Сергей Журавлев, - «в Церковь я буквально летал на свидание с Небесным Другом»[43]. Само словоупотребление Сергея чуждо православным традициям: отрыв от Бога описывается им как «не имение близких, «интимных» отношений с Иисусом»[44]. «Мой Милый и Любимый»[45] - с такими эпитетами обращается Сергий к Иисусу Христу, являя пример не трезвой православной молитвы, а скорее западного мистического сентиментализма блж. Анджелы или Терезы Авильской [46].
На подобное духовное повреждение указывает свт. Игнатий (Брянчанинов), говоря о заблуждении, известном под названием «мнение». Оно «удовлетворяется придумыванием поддельных чувств и состояний благодати, из которых рождается ложное, неправильное представление обо всем духовном подвиге... Оно постоянно измышляет псевдодуховные состояния, интимную дружбу с Иисусом, внутренние беседы с Ним, мистические откровения, голоса, наслаждения... От таких действий кровь получает греховное, обманное движение, которое предстает, как посланное Божией милостью наслаждение... Оно скрывается под маской смирения, благочестия, мудрости»[47].
При этом подобную «страстность» Сергий проецирует и на образ Отца Небесного: «Бог страстно жаждет нас!»[48], страстно хочет нашего спасения[49]. Отцу Небесному приписывается даже чувство отчаяния[50].
И после разрыва Сергея с Православием, его регулярно посещают видения и «интересные сны», в которых «ангел Божий показывает необычные вещи»[51], или же Сам Иисус Христос являет Свою волю.
2.3 Обвинение в ереси, лишение сана и отлучение от Церкви
Посещение собраний пятидесятников, молитвенное общение с ними и участие в «евангелизации» не могли укрыться от взоров прихожан, и иер. Сергий был обвинен священноначалием «в ереси пятидесятнической». С этих пор С.Журавлев стал говорить о православных епископах и священниках как о врагах и грешниках [52].
«Изменивший Православной Вере, отвергнувший догмат о едином крещении, принявший крещение у баптистов, священник Сергий Журавлев, настоятель Св. Васильевской церкви с. Душатино Суражского района, извергается из священства и лишается всех должностей с 27 августа на основании Апостольских Правил 62, 65 и др.» - такой указ получил на руки бывший священник С. Журавлев 27 августа 1996 года от управляющего Брянской епархией Русской Православной Церкви архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека. Своей резолюцией от 30 сентября 1996 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил определение о лишении священного сана Сергея Журавлева[53]. По заверениям самого С. Журавлева, позже он был отлучен от Церкви судом Священного синода, решение которого было подписано секретарем Патриарха Алексия II архиеп. Сергием Солнечногорским [54].
Решение Синода РПЦ Сергей Журавлев посчитал «совершенно антиканоничным» и в поисках справедливости в 1997 году он обратился в канцелярию «Патриарха Киевского» Филарета, изменяя своему первоначальному решению «просто уйти».
«Патриарх» Филарет не признал действительным решение Московского Патриарха и предложил Сергею войти в УПЦ КП в «сущем сане пресвитера». Такая перспектива С.Журавлева не удовлетворила.
После знакомства в 1997 г. с «удивительным пастырем и апостолом» Сандеем Аделаджа, С. Журавлев начал преподавание в Библейских школах г. Киева и в других городах Украины и России.
Изверженный из сана, но полный религиозного энтузиазма, он решил провести революцию в той Церкви, из которой только недавно ушел, и учение которой постичь так и не удалось.
Пытаясь стать неким связующим мостом между Православием (как он его понимал) и неохаризматическим течением, С.Журавлев стал близок к самым авторитетным в этом мире проповедникам, итогом сотрудничества с которыми стало имевшее место 3 февраля 2001 г. совместное богослужение-интеркомьюнион (т.е. с совместным причащением), во время которого «Божьими помазанниками и апостолами» было произведено рукоположение Сергея Журавлева в апостола-реформатора Православной церкви. Среди этих неопятидесятнических «апостолов» - латвийский пастор секты "Новое поколение" Алексей Ледяев, известный своей неприкрытой и даже бранной хулой на Православную Церковь, нигериец Сандей Аделаджи из секты «Посольство Божье» (Украина), Кент Маткос и Джон Экхарт (США).
2.4 Возникновение УРПЦ и ее связи с другими организующими структурами Украины и России
Позже С. Журавлев был «рукоположен» в сан архиерея, и с тех пор именует себя православным епископом.
Из обзора истории «иерархического преемства» С.Журавлева (Приложение II) видно, что свое иерархическое преемство этот лжеархиерей возводит от раскольников-самосвятов, инициаторов новых расколов, преступников канонов Православной Церкви и основ нравственности. Участник архиерейской хиротонии С. Журавлева Стефан (Линицкий) рукополагал также и оккультиста Рафаила (Прокопьева), что одно уже не дает возможности вести речь о причастности данных лиц к Православию.
Единственное каноническое рукоположение Сергей получил в РПЦ (в сан диакона и пресвитера, причем перед «хиротонией» во епископа перерукоположений не было), однако его «решение уйти» привело к снятию с него сана и отлучению от Церкви, вследствие чего в настоящий момент Сергей Журавлев не является православным христианином, хотя и пытается выдавать себя за православного архиерея.
2.5 Отлучение С. Журавлева на архиерейском соборе Украинской Истинно-Православной Церкви и начало его самостоятельного возглавления УРПЦ
На архиерейском соборе Украинской ИПЦ, проходившем 2 октября 2002 в г. Верхнеднепровске, украинские епископы отделились от ПЦВ, образовав независимую иерархию во главе с «Блаженнейшим митрополитом Киевским» Антонием Власовым. На этом соборе было решено «низложить Архиепископа Сергия (Журавлева) с Киевской кафедры, признать еретиком и врагом православия, лишив церковного общения»[55]. В принятии решения принимал участие и викарий Сергея Журавлева «епископ» Вышгородский Андрей (Трегуб).
Украинской ветвью Истинно-Православной церкви во второй раз (после отлучения от РПЦ) Сергей Журавлев был обвинен в ереси, измене православию и лишен церковного общения.
После отлучения Сергей Журавлев стал самостоятельно возглавлять «Украинскую реформаторскую православную церковь»[56] неопятидесятнического типа (возглавляемая им епархия стала носить название Киево-Белоцерковской).
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии