ПУСТЬ НЕМОЩНЫЙ ИЗВЕДАЕТ ТВОЮ СИЛУ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Беседа на апостольское чтение 7-й Недели по Пятидесятнице.

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим.15:1-3).

Эти слова, открывающие апостольское чтение 7-й Недели по Пятидесятнице, в краткой форме выражают суть всей христианской нравственности. «Сносить немощи бессильных и не себе угождать» - не об этом ли говорят все учебники нравственного богословия? Служение Богу через помощь ближнему, и служение ближнему во имя Божие - это главный постулат христианской морали, неоднократно подтвержденный словами Священного Писания.

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2). «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор.11:29) - пишет апостол Павел в других посланиях. Сегодня он также говорит нам: «Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня». Смысл такой: Христос во всем был послушен Отцу, и на земле жил не для Себя, но исполнял домостроительство нашего спасения. Он пришел не господствовать, а послужить. Если Господь так поступал, значит и мы должны идти по Его стопам.

«Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:26-28) – учил Сам Христос, показавший великий пример жертвенности в Своем  служении людям, до самой глубины унижения и страданий. Значит, и мы должны перестраивать свое мировоззрение с мирского (эгоистично-потребительского) на христианское (жертвенное, служебное).

Насколько важна данная установка, настолько же мало мы способны следовать ей. Современная цивилизация с детства воспитывает в человеке дух потребительства и рыночных отношений. «Ты мне, я тебе. Желательно, чтоб ты мне больше, а я тебе меньше». Так мы привыкли жить, и подобные правила переносим и в Церковь.

Попадая в церковную общину, мы порой мыслим точно так же. Мы приходим в храм, делаем пожертвование, ставим свечи, молимся, причащаемся.… А потом с чистой совестью разворачиваемся и уходим, считая наш «религиозный долг» выполненным. «Ты мне, я Тебе. Я Тебе, Ты мне. Я отдал Тебе, Господи, часть времени и денег. Теперь, надеюсь, Ты выполнишь мои просьбы». Так считаем мы, продолжая в Церкви оставаться все теми же потребителями, только теперь уже религиозных услуг; забывая о том, что все мы в Церкви обязаны СЛУЖИТЬ! Служить Богу и друг другу «каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10).

«Ты силен? пусть немощный изведает твою силу: угождай ему» - пишет Златоуст, толкуя данное место. Конечно же, речь не идет о человекоугодии. Угождать ближнему необходимо «во благо, к назиданию» – т.е. без вреда для его души. Хорошо писал об этом шотландский богослов Уильям Баркли: «Христианское братство должно отличаться взаимной предупредительностью и уважением. Но эта предупредительность не должна вырождаться в беспечную и сентиментальную нетребовательность друг к другу. Она должна всегда быть направлена на благо брата и на укрепление его в вере. Это не терпимость, обусловленная ленью. Она характеризуется сознанием того, что человека намного проще побудить к более полной вере, окружив его любовью, нежели подвергая его непрерывной критике».

Чем мы можем практически послужить Богу и людям в Церкви? Только в одной приходской жизни возможны тысячи христианских дел. Имеете ли вы здоровые руки и ноги? Если да, не погнушайтесь веником и сделайте уборку в храме, или возьмите лопату и вскопайте грядки для цветов на территории парафии - это уже будет служение ближнему во имя Христово. У вас есть машина? Подвезите пенсионерку из храма домой, или из дома в храм. Вы хороший врач? Зовите прихожан к себе на прием и делайте им посильную скидку. Вы обладатель больших знаний в той или иной области гуманитарных наук? Помогите приходским детям, плохо учащимся в школе, или готовящимся к поступлению в вуз. У вас есть свободное время, вы любите читать? Идите на богословские курсы, заканчивайте их и помогайте настоятелю в приходской катехизаторской работе.

Вариантов море, необходимо только желание. И во многих храмах, слава Богу, люди действительно служат друг другу. Даже делают специальные приходские журналы: «Чем я могу помочь» и «В чем я нуждаюсь». В них прихожане оставляют номера телефонов и свои просьбы-предложения. И это прекрасно, братья и сестры, ибо так проявляется настоящая христианская любовь, и так формируется подлинная церковная общинность. Если бы у нас везде приходы были так устроены, мы были бы очень сильны. По сегодняшнему определению апостола, сильный христианин – это тот, кто угождает «ближнему, во благо, к назиданию». Итак, хочешь быть сильным во Христе? – помогай другим.

Христианство – это служение Богу и людям в Церкви. Быть христианином значит перестать быть только потребителем, и научиться служить Христу в общине и вне ее. Нам ничто и никто не сможет повредить, если мы станем теми, кем призваны быть. А призваны мы к самоотверженному служению, к войне против нашего самоугодия и приобретению нового сердца и ума по образу Христовому. Дай Бог нам понять эту мысль и деятельно приложить ее, как лечебный пластырь, к нашим больным душам.

Сергей Комаров

http://pravlife.org/content/pust-nemoshchnyy-izvedaet-tvoyu-silu