ПЦУ в Лавре: записки на полях. Федор Веселовский
Свезенная массовка, огромное число журналистов с камерами, колядники у царских врат, и благосклонные взгляды политической элиты, - такими были первые службы ПЦУ в Лавре.
С 1 января 2023 года власть лишает Украинскую Православную Церковь и ее прихожан доступа к верхним храмам Киево-Печерской лавры. Уже 7 января там служит глава ПЦУ Епифаний. Разовое разрешение служить они получили также и на праздник Богоявления 19 января.
Многие заметили ряд странностей, которые были при этих «богослужениях» в Успенском соборе. Хотя, когда приходишь в чужой дом и начинаешь там хозяйничать, это не просто странность, это, скорее циничная наглость и бесцеремонность. Попробуем на это взглянуть глазами обычного верующего и рассмотреть именно само «богослужение» в храме. Как ни странно, нам в этом поможет «Радио Свобода» и телеканал «Прямой», которые в день празднования Рождества и Богоявления провели масштабную трансляцию с комментариями журналистов и разного рода «экспертов». Забегая наперёд, отметим, что служба ПЦУ в Лавре была подана исключительно как всенародный праздник и историческое событие. Мнение тех, кого из этого храма выгнали, никто, конечно, не спрашивал, нынешние стандарты украинской журналистики этого не предполагают.
Журналистов и камер было огромное количество, а сама служба больше походила на театральное представление. Чтобы попасть на территорию Верхней Лавры нужно было пройти основательную проверку. Полиция проверяла документы, заставляла проходить через магнитную рамку, исследовала проходящих какими-то специальными приборами. С водой и напитками не пропускали.
«Будем молиться нашей Украине»
Прежде чем проанализировать, что происходит внутри храма, рассмотрим некоторые ответы людей, что пришли на «богослужение». Оказалось, что много опрашиваемых первый раз пришли в Лавру. Возможно, они вообще впервые зашли церковь. Интересно, что нашлись и киевляне, которые впервые в жизни зашли в Успенский собор.
Отдельные ответы опрашиваемых заслуживают внимания. «Это великий день для нас всех. Все вы прекрасно понимаете». Журналистка попросила пояснить поподробнее, на что получила следующий ответ: «Ну что вам ещё сказать? Слава Украине!».
Также спрашивали людей о дате празднования Рождества: 25 декабря или 7 января? На что последовали весьма интересные ответы. Например, «я праздную Рождество тогда, когда празднует украинский народ. А 7 или 25… Обе даты для нас неплохие». Следуя такой логике, если украинский народ вовсе перестанет праздновать Рождество, то этот человек будет согласен.
Дальше были не менее интересные реплики от новых «прихожан» Лавры: «Мы надеемся, что с сегодняшнего дня начнется свободная Украина (вільна). И будем только молиться нашей Украине». Конечно, это единичный ответ, но достаточно показателен. Стоит ли говорить, что верующие люди не молятся стране или президенту, что молитва – это разговор с Богом.
Изгнание верующих как «восстановление справедливости»
Комментатор начинает трансляцию и сразу же заявляет, что служба ПЦУ в Лавре – «историческое событие» и «восстановление справедливости». А описывая обустройство Успенского собора утверждает: «Как красиво и величественно отстроен. Очень впечатляет». Да, формально строило Успенский государство (как и Михайловский). Но нельзя не вспомнить, что множество трудов к восстановлению Успенского и Трапезного храмов приложила именно братия Киево-Печерской лавры и митрополит Павел. А ПЦУ храм получила уже в готовом, облагороженном и отстроенном виде.
Даже чисто с моральной точки зрения, насколько это справедливо? Можем ли мы представить, что иерархи УПЦ озвучивали претензии, к примеру на Михайловский собор? Согласитесь, это невероятно.
Не обошлось без комментариев «экспертов». Например, Ирина Богачевская сказала: «Мы видим отношение общества. Церковь для верующих, а не верующие для церкви». Здесь как будто отсылка к евангельскому «суббота для человека, а не человек для субботы». Но на самом деле смысл слов эксперта ближе к пролетарскому «мы не можем ждать милости от природы, взять их – наша задача».
Ведь выходит, что 31 декабря 2022 года, когда сотни (а может и тысячи) верующих УПЦ в Трапезном храме со слезами на глазах прощались со своей святыней, общество никак не трогало. А вот когда в Успенском 7 и 19 января прошли постановочные службы ПЦУ, со свезенными из регионов людьми, камерами и журналистами, это оказалось «отношением общества». Получается, когда у одного украинца отбирают храм, а другому отдают – то это считается неким выдающимся событием. Просто шикарная демократия и равенство прав.
Когда нардеп появляется в Лавре впервые после школы
На службах Епифания в Лавре собралась вся политическая элита Украины кроме Президента: премьер Денис Шмыгаль, спикер Руслан Стефанчук, министр культуры Ткаченко, замглавы ОП Кирилл Тимошенко и многие другие. Были и депутаты Рады, причем, некоторые появились в Лавре вообще впервые, как например нардеп «слуги народа» Евгения Кравчук. Она заявила, что была здесь только на школьных экскурсиях и «очевидно, что это уже будет регулярно и украинская церковь будет украинской».
Высказался в телеэфире и Никита Потураев, который заявил, что это «начало установления традиций. И это главное». Каких традиций – захватывания храмов, отбирания у народа его церквей? В целом, сложилось впечатление, что представители власти пришли в Лавру «по работе». Во всяком случае, никто из них ранее не был замечен в посещении богослужений.
Женщина, потерявшаяся у царских врат
Буквально с первых минут «богослужения» заметно много неподобающих моментов. Сложилось впечатление, что эта служба именно для журналистов. Камер и фотоаппаратов было просто неисчисляемое количество. Они буквально везде, в том числе и на солее, у иконостаса. Видно, что многие люди просто не понимают, как себя вести. Какие-то женщины стоят у царских врат и просто фотографируют. Люди, которые стоят ближе к иконостасу, не понимают, когда нужно нанести крестное знамение.
Перед причастием и после проповеди Епифания амвон и солея превратились в концертный помост со скрипками и колядниками.
Бросилось в глаза, как «епископ» ПЦУ напряженно читает из служебника молитву перед причастием. Каждый мирянин, который регулярно причащается, знает эту молитву наизусть, а священник - тем более. А тут «епископ». Ну вот не зря же тут кавычки.
Когда в храме не служат
Во время чтения Апостола видно, что у «диакона» пар идёт изо рта. Нужно напомнить, что в день Крещения Господнего была плюсовая температура. Если спросить обычных мирян, прихожан Лавры, то они ответят, что такого никогда не видели. Да, в Успенском редко включали отопление, но регулярные службы поддерживали стабильную температуру. Но когда храм стоит пустой, там поселяется холод, который, конечно же, влияет на иконы и росписи храма. Это результат политики власти, изгнавшей УПЦ из собора.
***
Свезенная массовка, огромное число журналистов с камерами, люди, которые не знали как и когда креститься, ансамбли народной музыки у царских врат, и все это под благосклонные взгляды политической элиты, - такими были первые службы ПЦУ в Лавре.
Было заметно, что у Епифания старались создать впечатление, будто они ничуть не хуже, а может и лучше «московской Церкви».
Все это напоминало пролетариев, ограбивших дворянский дом, обрядившихся в дворянские одежды и пытающихся вести себя как дворяне. И сопровождалось это действо восторженными причитаниями «объективных» журналистов, вещающих об «восстановлении справедливости».
Конечно, во власти и СМИ нас будут изо всех сил убеждать, что думенковские службы в Лавре – это историческое событие. Но они, скорее, имеют все признаки банального «вертепа разбойников».
https://spzh.news/ru/zashhita-very/71764-ptsu-v-lavre-zapiski-na-poljakh
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии