ПЦУ и УГКЦ призывают к миру на Донбассе: смена тактики или миротворчество? Кирилл Александров
Представители униатов и раскольников, постоянно призывавшие к победе над агрессором, вдруг заговорили о мире с РФ. Они реально хотят мира, или просто меняют тактику?
Одна из самых «больных» тем, раздирающих украинское общество, – вопрос природы конфликта на Донбассе. Украинская Православная Церковь всегда позиционировала его как братоубийственную войну, последовательно призывая стороны к миру, ПЦУ и УГКЦ – как войну России против Украины, призывая украинцев воевать до победного конца. Под этим концом подразумевается изгнание российского агрессора с территории Украины (ДНР и ЛНР) и взятие этих земель под контроль ВСУ.
Сейчас, когда скопление войск у границ РФ и Украины достигло апогея, и только ленивый не говорит о начале войны, высказались на «военную» тему и руководители «патриотических» конфессий ПЦУ и УГКЦ. Вот об этих заявлениях мы и хотим сегодня поговорить, а также сравнить их с позицией Украинской Православной Церкви.
ПЦУ: РФ – агрессор, который только намеревается напасть
19 апреля 2021 г. на сайте ПЦУ было размещено заявление Синода этой организации «по поводу эскалации российской агрессии против Украины».
Прежде чем анализировать этот документ, имеет смысл привести определение такого психологического феномена как когнитивный диссонанс. Основоположник одноименной теории, американский психолог Леон Фестингер, сформулировал его так: «Когнитивный диссонанс — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций».
Итак, Синод ПЦУ в заголовке своего заявления утверждает, что российская агрессия уже существует, и в данный момент происходит ее эскалация. Но в первом же абзаце документа содержится обратное утверждение: агрессии нет, есть только лишь скопление войск, еще не перешедших границы Украины.
Читаем: «Многочисленные достоверные сообщения подтверждают самое большое с момента начала необъявленной войны России против Украины в 2014 г. скопление у наших границ войск РФ. Первая и очевидная цель такого скопления – запугивание Кремлем украинского общества, давление на наше государство и на союзников Украины в свободном мире с целью достижения собственных интересов».
Также и во всем заявлении ПЦУ нет ни слова о том, что войска России уже находятся на украинской территории, как о том не устают заявлять сами «иерархи» и украинские политики различного ранга. Синодалы ПЦУ говорят только о намерениях российской стороны.
- «Мы не боимся! – наш ответ на это очередное агрессивное намерение российских властей».
- «…вынуждены напомнить снова: ваши преступные намерения известны Богу…»
А между тем – это противоречит Закону Украины, принятому еще в 2018 г.: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», преамбула которого гласит: «Российская Федерация совершает преступление агрессии против Украины и осуществляет временную оккупацию части ее территории».
То есть согласно закону, российские войска уже находятся на территории Украины и уже осуществляют оккупацию, а Синод ПЦУ все еще полагает, что это только намерения с целью запугивания. Думается, надо призвать Синод ПЦУ к однозначному ответу: так есть в Украине российские войска или их нет?
Согласно закону, российские войска уже находятся на территории Украины и уже осуществляют оккупацию, а Синод ПЦУ все еще полагает, что это только намерения с целью запугивания.
А следующее высказывание синодалов ПЦУ уже посерьезнее, чем когнитивный диссонанс. Речь идет уже о душах человеческих. Цитата: «Душу и тело мы положим за нашу свободу» – не просто слова из Гимна Украины. Это убеждение – одна из ключевых черт украинской политической нации…». То есть данные слова утверждаются авторитетом Синода ПЦУ. А ведь речь в Гимне Украины идет о свободе политической. И именно за нее «архиереи» ПЦУ предлагают людям отдавать свои бессмертные души. Об отличии истинной свободы от свободы политической говорил в свое время Христос с фарисеями. Иудеи говорили Христу о политической свободе, а он им о том, что есть свобода на самом деле: «…и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы — семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: "сделаетесь свободными"? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:32-34).
В другом месте Христос четко говорит, насколько неполезно человеку увлекаться земными вопросами: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).
О том, что душа человеческая имеет наибольшую ценность, говорят нам и Священное Писание, и святые отцы. «Душа — сердцевина, смысл и цель видимого творения. <…> Нет ничего драгоценнее души... <…> Ничто не может сравниться с душой, даже целый мир» (свт. Иоанн Златоуст). Когда политики или националисты твердят, что душу можно отдать за политическую свободу – это понятно и простительно, но когда это утверждают люди, именующие себя пастырями христиан – это уже прямо противоречит учению Иисуса Христа и всей Его миссии на земле. Господь пришел не для того, чтобы даровать людям политическую свободу, а для того чтобы их спасти от рабства греха и смерти.
Невозможно поверить, что руководство ПЦУ не признает Россию врагом и фактически призывает к миру с северным соседом.
И еще одно «откровение» Синода ПЦУ: «Украинский народ желает жить в мире и согласии со всеми, в первую очередь – с нашими историческими соседями». Невозможно поверить, что руководство ПЦУ не признает Россию врагом и фактически призывает к миру с северным соседом. И это после всех призывов к борьбе, всех заявлений о том, что если мир, то только «справедливый», то есть – на наших условиях. А ведь таких заявлений от ПЦУ было бесчисленное множество. Давайте вспомним. Вот, например, слова Сергея Думенко, сказанные в сентябре 2019 года: «Вскоре мы будем вместе праздновать день, когда будет побежден наш агрессор, наш северный сосед, который пытается нас поработить физически… На алтарь независимости уже положены тысячи человеческих жизней лучших сынов и дочерей нашего народа. Поэтому пусть Господь помогает нам идти дальше по пути правды, который приведет нас к полной победе».
В августе 2020 года Думенко в очередной раз заявил, что украинцы «в первую очередь должны думать о победе в необъявленной войне», «справедливом мире» и т. д. Более того, Епифаний заявлял, что благодаря погибшим на войне с агрессором и возникла ПЦУ: «Тысячи наших славных героев положили свои жизни на алтарь государственной независимости. И благодаря именно их жертвенности мы и получили автокефальный статус и признание нашей украинской православной церкви».
И тут Синод ПЦУ заявляет, что нужно жить в мире и согласии с Россией. Просто какая-то «зрада зрадная».
«Нет войне!» от создателя «Нам не нужен мир любой ценой!»
Интервью главы УКГЦ Святослава Шевчука агентству «Exaudi» изобилует не менее удивительными заявлениями. Лидер украинских католиков православного обряда выступает просто голубем мира: «Мы убеждены, что военного решения вопроса Востока Украины не существует. Есть только дипломатическое решение. Только диалог может привести к примирению, но чтобы начать этот диалог, необходимо аутентичное стремление к миру. И поэтому мы стремимся пробудить это желание, лелеять его, сделать его, и мы хотим, чтобы международное сообщество было проинформировано о нашем стремлении к миру. <…> Нет войне! Сложите оружие! Как говорил Святейший Отец Франциск, войной ничего нельзя добиться, но можно потерять все. Пусть разум, диалог, также и дипломатический, возобладает над соблазном применять оружие для решения любых проблем в международной политике».
Как же не может быть военного решения? Как сложить оружие? А что же тогда означали слова Шевчука, сказанные им 20 ноября 2019 г. в интервью изданию «Левый берег»: «Очень опасно, когда в таких обстоятельствах кто-то будет говорить о необходимости любой ценой, пренебрегая правдой и справедливостью, закончить войну <…> поддаться агрессору для так называемого мира, то есть, показаться, поднять руки вверх. <…> Если мы поддадимся агрессору – то допустим эту агрессию на все уровни украинского общества, и это поставит под вопрос вообще существование украинского государства и нашего народа. Я думаю, что такой ценой сегодня никто не хочет мира».
Что значили тогда его слова из воскресной проповеди 29 сентября 2019 года, в которой он утверждал, что «от войны устали только те, кто постоянно думает, как спасти свою шкуру»?
Что значили его слова в июне 2019 года, что «без сомнения, война не может закончиться миром любой ценой», что «если теперь под словом "мир" понимают мир любой ценой – согласие на условия агрессора – тогда фальшиво само понятие мира как такового»?
После всех этих воинственных заявлений теперь, значит, «не может быть военного решения»? И к кому обращены слова: «Нет войне! Сложите оружие!», ко всем сторонам конфликта или только к представителям непризнанных ДНР и ЛНР?
Также в интервью присутствует уже упомянутый выше когнитивный диссонанс. Святослав Шевчук утверждает: «Из-за очень высокого сосредоточения российских подразделений на украинской границе есть опасения прямого вторжения этих войск на территорию Украины».
Так российские войска только сосредотачиваются на границе, или они уже вторглись на территорию Украины? Интересный момент: по поводу присутствия российских войск на Донбассе идут споры, Россия это упрямо отрицает и просит представить доказательства, но вот по поводу российских войск в Крыму вообще никаких споров нет. Россия считает Крым своей территорией и вполне открыто держит там свои сухопутные войска и военно-морской флот. Но ведь для Святослава Шевчука и Сергея (Епифания) Думенко Крым, по идее, должен быть украинской территорией. Почему же они называют находящиеся там войска «подразделениями на украинской границе»? Какая же это граница, если это все – территория Украины?
Почему ястребы войны стали голубями мира?
Можно задаться вопросом: что же заставило лидеров ПЦУ и УГКЦ так резко поменять свое мнение и от воинственных заявлений перейти к призывам к миру?
Может быть, на Святослава Шевчука так повлияли слова римского папы Франциска, который в своем Пасхальном послании заявил: «С тревогой слежу за событиями на отдельных территориях восточной Украины, где в течение последних месяцев увеличилось количество нарушений режима прекращения огня, с беспокойством слежу за ростом военной деятельности. <…> Настоятельно прошу предотвратить рост напряжения, чтобы, напротив, осуществлялись жесты, способные поддерживать взаимное доверие и способствовать примирению и миру, которые очень нужны и очень желательны»?
Может быть, российские войска действительно так впечатлили членов Синода ПЦУ, что они вдруг заявили о желании «жить в мире и согласии со всеми, в первую очередь – с нашими историческими соседями».
А может, все дело в убеждении, что религиозные организации должны удовлетворять запросы общества? Запросы поменялись – и мнение поменялось? Или все дело в аудитории? Для внутреннего потребителя, которым преимущественно являются украинские национал-радикалы, лидеры ПЦУ и УГКЦ – ястребы, разжигающие «патриотические» чувства, а на самом деле – ненависть к Донбассу и его жителям. Зато для внешнего адресата они – голуби мира, призывающие к любви и согласию.
На самом деле ответ на этот вопрос не так уж и важен. Важно другое: если политики могут менять свою точку зрения каждый раз как меняются обстоятельства, то вот для религиозных лидеров подобное переобувание в воздухе – непозволительно. Если человек, называющий себя пастырем, говорит сегодня одно, а завтра другое, то как ему можно верить вообще? «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8).
Если политики могут менять свою точку зрения каждый раз как меняются обстоятельства, то вот для религиозных лидеров подобное переобувание в воздухе – непозволительно.
О позиции Украинской Православной Церкви по конфликту на Донбассе
А теперь давайте вспомним заявления Предстоятеля УПЦ Митрополита Онуфрия и других иерархов о конфликте на Востоке Украины. Никто никогда не слышал от них никакой враждебной риторики, никогда они не произносили никаких воинственных заявлений. С самого начала конфликта из их уст звучали призывы к миру и прекращению вражды. Давайте вспомним, как Блаженнейший Онуфрий и другие представители УПЦ не поднялись со своих мест на заседании Верховной Рады 8 мая 2015 г., когда президент П. Порошенко зачитывал имена военных, получивших звание Героев Украины во время военной операции на Донбассе. Тогда на голову Предстоятеля УПЦ обрушился шквал негодования, а он в связи с этим заявил: «Мы не встали, потому что это был наш знак протеста против войны как явления. <…> Мы не хотим, чтобы война продолжалась на нашей земле. Мы не хотим, чтобы люди убивали друг друга. Мы хотим мира, и чтобы на нашей земле было Божье благословение».
Давайте вспомним, как епископ Виктор (Коцаба) в 2015 г,. еще будучи архимандритом, говорил о том, что Церковь всегда пребывает над идеологическими и политическими убеждениями, что Ее задача – молитва, призыв к любви и согласию: «Она не может стать на сторону какой-то одной части общества, т.к. в таком случае перестает быть Церковью. Она должна сделать всё для того, чтобы люди, которые поссорились, примирились. Это главная задача Церкви». Вспомним, как он, уже став архиереем и представителем УПЦ при европейских международных организациях, неоднократно призывал к миру и искал помощи этих международных организаций на этом пути.
«Украине нужен мир — это то, к чему мы должны стремиться сообща. Вооружённое противостояние уже унесло тысячи жизней, и любая смерть в зоне ООС — это боль и слёзы матерей, жён и детей. Миссия Церкви в подобной ситуации заключается в призыве к миру и прекращению войны».
Вот слова управляющего делами УПЦ митрополита Антония (Паканича), сказанные им в Великий пост в 2015 г.: «В этом году Великий пост для нас особенный. Ведь мы пережили очень тяжелый год. Политическое противостояние переросло в кровопролитие. А теперь, слава Богу, появились хрупкие надежды на мир. Как люди верующие мы должны покаяться, преодолеть дух агрессии и ненависти. Тогда, возможно, Бог нам поможет достичь мира».
А вот его слова, сказанные несколько дней назад: «Великий пост – это время испытаний духовной силы и воли. Это также период переосмысления нашей жизни, взаимного прощения, исполнения милосердия и попытки исправить то, что давно разрывает наши сердца. <…> Повышение обстрелов и, как следствие, человеческих жертв, многочисленные нарушения перемирия, страдания мирных жителей – все это вызывает огромную боль и огромное желание, чтобы на этой многострадальной земле наконец воцарился мир».
Нет человека, который не был бы виноват перед Богом. Он нас прощает? Прощает. Вот простите и вы друг друга, как Бог нас прощает. Это наш принцип, по которому мы добиваемся освобождения наших военнопленных.
Блаженнейший Онуфрий
Отдельная тема – это усилия УПЦ по освобождению военнопленных. Благодаря этим усилиям в конце 2017 года более 300 человек с обеих сторон конфликта смогли вернуться домой к своим близким. И все они (!) – граждане Украины с украинскими паспортами. Вот что говорил тогда Блаженнейший Митрополит Онуфрий по этому поводу: «Обмен пленными — это первый шаг к тому, чтобы прекратилась война на Донбассе... Церковь работает только в сфере милосердия, если его не будет, то и никаких успехов у нас не будет. Мы должны простить друг друга — и это будет залог того, что пленные будут освобождены и вернутся к своим семьям, и воцарится мир в нашей державе...».
А вот его же слова, сказанные в 2019 г.: «Наша Церковь занимается вопросом освобождения военнопленных уже несколько лет... Мы не вдаёмся в юридические глубины, насколько кто виноват и перед кем, мы говорим так: мы все живём перед Богом, мы все виноваты перед Богом — нет человека, который не был бы виноват перед Богом. Он нас прощает? Прощает. Вот простите и вы друг друга, как Бог нас прощает. Это наш принцип, по которому мы добиваемся освобождения наших военнопленных».
Говорят, что читатель запоминает лучше всего самый последний тезис прочитанного. Поэтому остановимся на этом призыве Предстоятеля УПЦ: «Простите и вы друг друга, как Бог нас прощает». Этот призыв постоянно звучит в устах Блаженнейшего Онуфрия и не меняется со сменой обстоятельств. Это потому, что Евангелие неизменно, и всякий, кто истинно проповедует Христа, не может менять своих убеждений.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/79245-pcu-i-ugkc-prizyvajut-k-miru-s-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии