Псевдоправославная литература в церковных лавках — на совести настоятеля, считает автор книги «Иллюзии духовной жизни». Юлия Зайцева

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Книга «Иллюзии духовной жизни»

Презентация книги «Иллюзии духовной жизни. Что мы ищем в вере» волгоградского священника Алексия Плужникова состоялась 12 апреля 2011 г. в Издательском Совете РПЦ. Книга вышла в издательстве «Даниловский благовестник» Данилова монастыря г. Москвы по рекомендации Издательского Совета РПЦ.

 Представляя новое издание, председатель Издательского совета, митрополит Калужский и Боровский Климент сказал, что книга показывает правильный путь восприятия святости: «О. Алексий показал частые заблуждения, встречающиеся в среде людей, считающих себя православными. Важно, что в книге содержится предостережение относительно самости, которая нередко бывает в духовной среде, когда человек, облеченный в священный сан, считает себя чуть ли не на высоте святости. Книга предупреждает о младостарчестве и о других опасностях».

 Главный редактор издательства «Даниловский благовестник» Владимир Малягин похвалил автора книги как «одного из немногих, которые сознательно ищут пути решения проблем церковных людей». А опытный редактор Алла Добросоцких рассказала, что книга выросла на основе размещенных в Интернете статей о. Алексия, критикующих псевдоправославную литературу, которая является «страшным ядом». Во многом именно эта сомнительная книжная продукция порождает «Брянчаниновых в юбках», которые озабочены спасением Церкви (но не себя); через эту литературу в церковь просачивается самое настоящее мракобесие, считает А. Добросоцких.

 В книге о. Алексия содержится глубокий анализ некоторых наиболее вопиющих искажений церковного сознания, с которыми автор постоянно сталкивается как приходской священник, а также цензор книжного склада Волгоградской епархии. Остроумные заголовки глав дают представление об околоцерковных суевериях и магическом отношении к вере: «Схима и схема», «Заклиналки» и «задержалки», «Влезть в шкуру» или «снять скальп», «Прикладывай книгу к лицу...» и т. д. В качестве словесных иллюстраций — врезки «Картинки с натуры»: прямая речь прихожан, которые то рвутся «защищать Православие», то допытываются, кто батюшка по гороскопу, то приносят в храм продукты «для жертвоприношения» и т. д. Отдельные статьи о. Алексий посвящает таким «благочестивым» изданиям, как «Молитвенный щит православного христианина», «Славик» (о новом культе Славика Чебаркульского), книгам о «спасительной» методике доктора Бутейко и т. д. О. Алексий размышляет также о том, что такое христианское кино; защищает от «православной критики» лучшие сказки мира; ярко и иронично полемизирует с авторами «православного фэнтези»; уделяет особое внимание квази-медицинской литературе типа «Божья аптека» и т. д. «Основную мысль этой книги, — пишет он в предисловии, — хотелось бы выразить словами приснопамятного о. Александра Шмемана из его «Дневников»: «По Евангелию так ясно: Бога любят святые и грешники. Его не любят и, когда могут, распинают „религиозные" люди».

 Об опыте своей последовательной и многолетней борьбы с псевдоправославной литературой священник рассказал на презентации. По его словам, в епархиальной газете вышел уже не один десяток его критических статей, но нельзя сказать, что о. Алексий преисполнен оптимизма. «Надежды мои тщетны, никакого результата нет. Люди, увлеченные этой дурью, не реагируют на мои статьи. Я писал в надежде, что прочтут настоятели и будут обращать внимание на книжный ассортимент церковных лавок. Но большинство священников не берут в руки епархиальную газету. Бывает, что священник отрытым тестом говорит, что выгодно продавать литературу, которую заказывают люди. А в большинстве случаев подбор литературы в церковных лавках определяет не настоятель, а кладовщица или продавщица, которая в своей жизни прочла лишь пару акафистников», — посетовал священник.

 Он убежден, что никакая цензура Издательского совета не будет работать, если настоятели не возьмут на себя ответственность за подбор литературы, которая продается в храме и уже поэтому воспринимается большинством прихожан как заслуживающая безусловного доверия. «Все упирается в совесть конкретного настоятеля прихода или монастыря. Как раньше легко было напечатать на титульном листе архиерейское благословение, так сейчас легко напечатать гриф Издательского совета — кто будет проверять! Гораздо эффективнее, чем проверки и ревизии, хотя бы внимательно пролистать каждую книгу, которую предлагают для продажи, но этому в семинариях не научат!» — сказал о. Алексий.

 «Эту книгу надо было бы издать давно, пока поток псевдоправославной литературы не был так силен», — поддержал издание главный редактор портала «Православная книга» Михаил Тюренков. Он заметил, что книга о. Алексия построена по «апофатическому» принципу: «Сейчас много изданий, каждое из которых по-своему объясняет, что такое православие. Эта книга — о том, чем православие не является, и это очень важно».

 Заместитель руководителя Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, психолог Изяслав Адливанкин в целом одобрил книгу о. Алексия, но пожурил автора за слишком «резкое» отношение к заблуждающимся. Его покоробило, что о. Алексий ценит инославных апологетов христианства (например, К. С. Льюиса), а также, вслед за о. Андреем Кураевым, не отрицает возможности «вычитывания» христианских смыслов в светских произведениях: «Гарри Поттере», фильме «Матрица» и т. д.

 Презентация завершилась кратким словом митрополита Климента о проблемах православной литературы. Алла Добросоцких сообщила на вечере, что готовится к изданию новая книга о. Алексия Плужникова «Записки приходского священника».


 Источник: Благовест-Инфо