Псалом 84. Возвращение из плена. Мария Цырлина

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Хлудовская Псалтирь

Этот псалом читается на богослужении 9 часа. Из содержания его первых строк следует, что он был составлен сразу после возвращения израильского народа из вавилонского плена. Как и предыдущий псалом, это благодарственный гимн Богу.

По своему пророческому смыслу это пасхальный псалом, возвещающий радость о победе Христа над пленом греха и смерти. 11-12 его стихи: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче» составили прокимен пасхального богослужения.

2 Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль.

3 Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их.

2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;

3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его

«Благоволил еси, Господи, землю Твою» — блаженный Феодорит Кирский: «Благоволить значит пожелать какого либо блага». Следствие человеческих грехов — опустошение земли (Быт. 3:17-18: «Проклята земля за тебя, <…> терния и волчцы произрастит она тебе», всемирный потоп, сожжение городов Содома и Гоморры). Раскаяние человека и нисхождение Бога в человеческое сердце возвращают и присутствие Божией благодати на землю, где живёт человек (блж. Феодорит Кирский).

В духовном смысле землёй названо сердце человека: «Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его, потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод» («Псалтирь в святоотеческом изъяснении», с. 337).

«Плен Иаковль» — т.е. плен Израиля. Еврейский народ назван по имени родоначальника еврейского народа патриарха Иакова, получившего от Бога имя Израиль («Господь защитит»). За отречение от Истинного Бога и уклонение в идолопоклонство израильский народ на 70 лет был уведён в вавилонский плен. Пророчески под «Иаковом» и народом Божиим понимаются христиане («Псалтирь в святоотеческом изъяснении», с. 337).

«Оставил еси беззакония людей Твоих» — с древнееврейского: «Ты поднял беззакония народа Твоего».

В пророческом смысле эти слова о возвращении народа из плена и об оставлении его беззаконий относят к смерти и воскресению Христовым, через которые человечество получило освобождение из плена греху и смерти (свт. Афанасий Великий, блж. Феодорит Кирский).

4 Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея.

5 Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас.

6 Еда во веки прогневаешися на ны; или простреши гнев Твой от рода в род;

7 Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе.

8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам.

4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.

5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.

6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?

7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?

8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам.

Вавилонское пленение

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Гнев Божий и ярость Его не представляй человекообразно, но достойно Бога, чуждого всякого возмущения: именно под этим должно понимать, что Он есть судия и воздаятель за всё, неправо делаемое в мире сем» («Псалтирь в святоотеческом изъяснении», с. 14).

«Возврати нас, Боже спасений наших» — Не весь народ сразу вернулся из вавилонского плена, было несколько указов персидских царей и несколько этапов возвращения израильтян в Палестину. В этом псалме — молитва оставшихся в Вавилоне иудеев, которым пока не разрешили вернуться на свою родину. В пророческом смысле это молитва о возвращении нас из плена грехов и страстей.

«Боже, Ты обращься оживиши ны» — дословно: «Разве не возвратишь Ты, не оживишь нас?» Грех умертвляет душу человека, и она нуждается не только в освобождении из плена греха, но и в оживлении Божией благодатью. Наших усилий для возвращения из плена греха недостаточно — его, видя наше покаяние, совершает Бог (свт. Иоанн Златоуст).

9 Услышу, что речет о мне Господь Бог:

яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя,

и на обращающыя сердца к Нему.

9 Послушаю, что скажет Господь Бог.

Он скажет мир народу Своему и избранным Своим,

но да не впадут они снова в безрассудство.

«И на преподобныя Своя» — дословно: «и на благочестивых Своих».

«И на обращающыя сердца к Нему» — в дошедшем до нас древнееврейском тексте псалма стоят другие слова, чем в древнегреческом и церковнославянском переводах, которые вошли в русский перевод: «и да не возвратятся в безрассудство». Безрассудством здесь названо идолопоклонство, послужившее причиной вавилонского плена.

10 Обаче близ боящихся Его спасение Его,

вселити славу в землю нашу.

10 Так, близко к боящимся Его спасение Его,

чтобы обитала слава в земле нашей!

Святитель Афанасий Великий: боящимся Бога Он даёт за это вселиться в славе Его.

11 Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася.

12 Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче.

11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;

12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;

Эти слова пророчествуют о примирении Божией справедливости и Божиего милосердия через искупительный подвиг Христа, взявшего наши грехи на Себя и примирившего нас с Богом. «Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче» — т.е. высшее небесное примирено с низшим и земным (свт. Афанасий Великий).

Эти стихи составили прокимен пасхального богослужения.

13 Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой.

13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;

Снова здесь речь идёт о земле человеческих сердец. Блаженный Феодорит Кирский: «Разумел же под сим не обилие плодов земных, но плодоношение добродетели».

14 Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя.

14 правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.

Толкователи видят в этом стихе пророчество о воцарении правды Божией на земле (блж. Феодорит Кирский).

http://gorlovka-eparhia.com.ua/psalom-84-vozvrashhenie-iz-plena/