Псалом 53. Во имя Твое спаси мя. Мария Цырлина

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Хлудовская Псалтирь

Этот псалом читается на 6 часе. Он был написан будущим царём Давидом во время бегства от царя Саула, искавшего его смерти.

Когда Давид скрывался в пустыне Зиф, её жители выдали Давида, и ему пришлось снова бежать. Спасаясь от Саула, Давид обратился с молитвой к Господу. Внезапно Саул получил весть о нашествии иноплеменников и отказался от преследования Давида, чтобы возвратиться и отразить нападение вражеского войска. Эта молитва псалмопевца о заступлении и помощи запечатлена в 53 псалме, о чём свидетельствует его надписание (стихи 1-2). Христиане понимают этот псалом как молитву о защите от лукавых духов и их искушений.

3 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.

4 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих.

«Во имя Твое» — о силе имени Господа свидетельствует книга Деяний апостольских: ученики Христовы исцеляли больных и воскрешали умерших одним лишь призыванием имени Господа. Для избавления от опасности достаточно призвать имя Господа (блж. Феодорит Кирский).

«В силе Твоей» — т.е. проявив Свою силу. Есть толкование «в Сыне Твоем» (свт. Афанасий Великий).

Этот стих псалма составил прокимен вечерни четверга.

«Внуши» — услышь.

5 Яко чуждии восташа на мя,

и крепцыи взыскаша душу мою:

и не предложиша Бога пред собою.

5 ибо чужие восстали на меня,

и сильные ищут души моей;

они не имеют Бога пред собою.

«Не предложиша Бога пред собою» — забыли о Боге.

Под «чужими», «сильными» и «врагами» понимаются не только личные враги царя Давида, преследовавшие его, но и враги рода человеческого — бесы.

6 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей.

7 Отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их.

6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.

7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

«Отвратит злая врагом моим» — дословно с древнееврейского: «повернёт вспять зло к врагам моим». Святитель Григорий Нисский: «Зло, замышляемое врагами, Господь обращает на самих обижающих» («Псалтирь в святоотеческом изъяснении», с. 218).

«Истиною Твоею потреби их» — дословно: «во истине Твоей», т.е. истреби их, потому что это будет справедливо в соответствии с истиной.

8 Волею пожру Тебе,

исповемся имени Твоему, Господи, яко благо.

8 Я усердно принесу Тебе жертву,

прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,

«Пожру» — принесу жертву.

«Волею» — добровольно, с готовностью.

9 Яко от всякия печали избавил мя еси,

и на враги моя воззре око мое.

9 ибо Ты избавил меня от всех бед,

и на врагов моих смотрело око мое.

«И на враги моя воззре око мое» — блаженный Феодорит Кирский: «на гибель моих врагов».

В духовном смысле эти слова толкует «Псалтирь в святоотеческом изъяснении»: «Совершенное безпопечение о земном и всегдашнее поучение в божественном Писании приводит душу в страх Божий; страх же Божий производит трезвение. И тогда душа начинает видеть, как демоны воюют против нее посредством помыслов и отражает их: о чем и говорит Давид: «и на враги моя воззре око мое» (с. 219).

http://gorlovka-eparhia.com.ua/psalom-53-vo-imya-tvoe-spasi-mya/