Псалом 5: войти в храм. Мария Цырлина

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Хлудовская Псалтирь

Пятый псалом читается во время богослужения первого часа. Строки из него (5:8-9): «Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой» вошли в «Молитву идущего в церковь». Вторая часть этого псалма (стихи 8-13) составляет одну из входных молитв, которые совершает священник перед литургией.

Надписание этого псалма в церковнославянском тексте — «о наследствующем» — связано с ошибочным прочтением древнееврейского слова ’el-hanehilot, которое указывало на способ исполнения псалма — «на духовых инструментах».

Этот псалом, как считается, был написан Давидом во время заговора против него его сына Авессалома, перед бегством Давида из Иерусалима. Это очень сильная, глубокая и искренняя молитва к Богу об избавлении от козней врагов и разрушении их злых замыслов, о прощении грехов и достойном пребывании в храме Божием. Исходя из содержания псалма, можно предположить, что он исполнялся в Ветхозаветной Церкви во время утреннего входа священников и левитов во двор Иерусалимского храма для совершения богослужения.

2 Глаголы моя внуши, Господи,
разумей звание мое.

3 Вонми гласу моления моего,
Царю мой и Боже мой,
яко к Тебе помолюся, Господи.

4 Заутра услыши глас мой,
заутра предстану Ти,
и узриши мя.

2 Услышь, Господи, слова мои,
уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего,
Царь мой и Бог мой!
ибо я к Тебе молюсь.

4 Господи! рано услышь голос мой, -
рано предстану пред Тобою,
и буду ожидать.

«Глаголы» — слова;

«внуши» — услышь;

«звание» — воззвание. Под воззванием понимается не громкий голос, а усердие, с которым творится молитва (свт. Иоанн Златоуст).

«Заутра услыши глас мой» — Церковь предлагает нам поучаствовать в утренней молитве псалмопевца. Неслучайно именно этот псалом включён в первый час, который в древности читался в храме рано утром (в древнеримском отсчёте времени первый час соответствовал шести часам утра по нынешнему времени). Словами этого псалма Церковь молится в самом начале богослужебного дня о сохранении христиан от опасности, врагов и в духовной чистоте (А. П. Лопухин). Повторение слова «заутра» дважды должно передать усердие, с которым псалмопевец спешит совершить утреннюю молитву.

Утро в Священном Писании также символ возрождения духовной жизни, пробуждения от греха, который сравнивается с ночью.

«Узриши мя» — в древнееврейском подлиннике ’acape — «буду наблюдать, ожидать», в русском переводе «буду ожидать», в церковнославянском неточность перевода.

5 Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси;
не приселится к Тебе лукавнуяй.

6 Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима:
возненавидел еси вся делающыя беззаконие.

7 Погубиши вся глаголющыя лжу;
Мужа кровей и льстива гнушается Господь.

8 Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой,
поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем.

9 Господи, настави мя правдою Твоею,
враг моих ради исправи пред Тобою путь мой.

5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония;
у Тебя не водворится злой;

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими:
Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

7 Ты погубишь говорящих ложь;
кровожадного и коварного гнушается Господь.

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой,
поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей,
ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

Дальше псалмопевец говорит о гневе Божием на нечестивых. В следующих трёх строках псалма (5-7) приводится множество синонимов к слову «нечестивец», о гневе Божием на него говорится по степени возрастания: Бог не любит беззакония; те, кто его совершают, не будут жить вместе с Богом; они не будут предстоять пред очами Божиими (т.е. не удостоятся ещё большей близости); более того — Бог ненавидит их; и ещё больше говорится о гневе Божием — он погубит лжецов и гнушается убийцами («мужем кровей») и льстецами. Перечисление здесь разных грехов напоминает о том, что абсолютно любой грех мерзок пред Богом.

Джон Мартин. «Великий день гнева Его». XIX в.

Джон Мартин. «Великий день гнева Его». XIX в.

Гнев Божий, ненависть, гнушение — это попытка передать человеческими средствами образ отношения к грешникам бесстрастного Бога. Вот что говорят святые отцы о гневе Божием:

«Когда ты слышишь слова „ярость“ и „гнев“ в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых» (свт. Иоанн Златоуст, Творения. Том 5. Беседа на 6 псалом, с. 50).

«О гневе или ярости Божией когда читаем, то должны разуметь не человекообразно, т. е. по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения, именно под этим можем понимать, что он есть Судия и отмститель за все, что неправильно делается в этом мире, и, боясь означаемого этими словами страшного воздаяния за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли» (прп. Иоанн Кассиан, Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей. Книга 8, гл. 4).

«Гнев Господа есть сокращение или пресечение подаяния Божественных даров, которое (пресечение) бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему и хвалящемуся от Бога данными ему благами, как бы они были плодом его собственных добродетелей» (прп. Максим Исповедник, 90, 272).

С этого напоминания о наказании нечестивым псалмопевец начинает свою молитву не для того, чтобы поспешить осудить кого-нибудь в самом начале молитвы и похвалиться своими добродетелями (ср. с евангельской притчей о мытаре и фарисее — Лк. 18:10-14), но, напротив, чтобы напомнить себе о гневе Божием на грешных и побудить себя к покаянию.

И поэтому дальше Давид просит Господа позволить ему войти в дом Божий не по своим заслугам, а единственно «множеством милости» Божией. Более того, он обращается с молитвой о том, чтобы Господь Сам наставлял его в правде — добродетельной жизни, — и сделал ровным (лёгким, без грехопадений) путь к Нему (свт. Иоанн Златоуст). Вновь в этом псалме предстаёт образ жизни человека как пути, по которому он идёт к Богу. «Враг моих ради» — так как духовные враги, бесы, сильно восстают на душу, и без помощи Божией она не сможет вступить на путь правды.

Исторически восстание Авессалома на своего отца Давида, во время которого писался этот псалом, случилось вскоре после грехопадения царя, когда Давид отнял у одного из своих военачальников жену Вирсавию, а самого военачальника послал на смерть (в память об этом царём Давидом был написан 50 псалом). Поэтому, как и 50-й, 5 псалом — это молитва, исполненная покаяния и мольбы о прощении Божием.

Слова «Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой» вошли в «Молитву идущего в церковь». Именно с таким чувством покаяния и смирения должны и мы всякий раз переступать порог храма.

«Дом Твой» — храм, по толкованию святителя Афанасия Великого — Небесный Иерусалим.

10 Яко несть во устех их истины, сердце их суетно,
гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

11 Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих;
по множеству нечестия их изрини я,
яко преогорчиша Тя, Господи.

12 И да возвеселятся вси уповающии на Тя,
во век возрадуются, и вселишися в них;
и похвалятся о Тебе любящии имя Твое.

13 Яко Ты благословиши праведника, Господи,
яко оружием благоволения венчал еси нас.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба,
гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих;
по множеству нечестия их, отвергни их,
ибо они возмутились против Тебя.

12 И возрадуются все уповающие на Тебя,
вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им;
и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи;
благоволением, как щитом, венчаешь его.

«Льщаху» — льстили.

«Изрини я» — низвергни их.

«Преогорчиша» — сильно огорчили.

Псалмопевец просит наказать и отвергнуть нечестивых не только потому, что они ищут зла ему, но и потому, что они возмутились против Бога. Он думает не только о себе и о том, что его преследуют, но и горит ревностью при виде оскорбления Бога.

«Гроб отверст гортань их» — то есть «слова их — зловоние». Святитель Иоанн Златоуст толкует этот образ так: «С мертвыми телами мы поступаем иначе, предаем их земле; а они поступают со своими словами наоборот, и что следовало бы скрывать в глубине сердца и подавлять, то они произносят, причиняя вред многим» (с. 46).

Святитель Афанасий Великий дополняет: «По множеству нечестия их изрини я, соделав их благочестивыми». Будучи отвергнуты Богом, нечестивцы прекратят возмущение против Него и обратятся. В свете этого толкования в 12-13 стихах этого псалма праведники не противопоставляются нечестивым. Напротив, слова «И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое» относятся и к раскаявшимся грешникам.

«И похвалятся о Тебе любящии имя Твое»: у человека нет ничего такого, чем бы он мог хвалиться. Всё, что у нас есть — бескорыстный дар Божий нам. Только Богом мы можем хвалиться (свт. Иоанн Златоуст).

«Яко оружием благоволения венчал еси нас». Что будет побуждать праведника хвалиться Богом? То, что Господь будет даровать Своё благоволение на все дела и поступки его жизни, а благословение Божие — это не только награда («венчал»), но и щит от духовных врагов и искушений. Святитель Афанасий Великий: «За труды наши даруешь нам венец, ограждая нас им, как неким оружием».

http://gorlovka-eparhia.com.ua/psalom-5-voyti-v-hram/