Прямо в храме ставят печь и… отправляют в нее трех мальчиков! История необычного обряда, запрещенного Петром I

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
30 декабря память пророка Даниила и трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила

Прямо в храме ставят печь и… отправляют в нее трех мальчиков! История необычного обряда, запрещенного Петром I

Если вы ни разу не читали Книгу пророка Даниила, обязательно прочтите. Хотя бы потому, что с ее образами связано множество классических сюжетов европейской культуры, начиная с изображений Даниила во рву со львами на фресках римских катакомб и рельефах раннехристианских саркофагов. Микеланджело изобразил пророка на одной из фресок Сикстинской капеллы Ватикана. А икона Страшного суда из Благовещенского собора Московского Кремля, исполненная псковскими мастерами после пожара 1547 года и ставшая образцом для русских иконописцев, — пример развернутой иллюстрации видения пророка Даниила.

«Пещное действо»

В XVI–XVII веках в последнее воскресенье перед праздником Рождества Христова в Успенском соборе Московского Кремля, в Новгороде и других городах, где были кафедральные соборы, совершался особый церковный чин под названием «Пещное действо» (своего рода литургическая драма с элементами театрализованного представления), пришедший на Русь из Византии, но в греческом оригинале не сохранившийся, зато оставшийся в книге Большой потребник.

В храме снимались большие паникадила, чтобы освободить место для деревянной круглой печи. Три мальчика и двое взрослых изображали отроков и халдеев (так называли семитские племена, отвоевавшие у ассирийцев Вавилон). Прямо во время богослужения ряженые халдеи выводили из алтаря связанных отроков и учиняли им допрос, после чего ввергали их в печь — за отказ выполнить царское повеление преклонить колени перед идолом. Под печью ставили горн с углями, а отроки в это время пели песнь, славящую Господа. В конце пения раздавались звуки грома и из-под сводов церкви спускался посланный Богом ангел. Халдеи падали ниц, затем снимали свои наряды и стояли в молчании с поникшими головами, пока отроки с ангелом трижды обходили печь.

Правда, этот обряд был запрещен еще Петром I. Но увидеть его реконструкцию мы можем и сегодня — сцена «Пещного действа» в Успенском соборе вошла в фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

 

 

«Отроцы благочестивые в пещи» — излюбленный сюжет христианской иконографии, известный с VII века. Особенно любили его на Руси. По мнению некоторых историков, все дело в аналогии, проводимой между Вавилонским пленением иудеев и их притеснением от царя Навуходоносора с татаро-монгольским завоеванием Руси и притеснениями от ордынских ханов.

И образцом для русских князей, оказавшихся в «ордынском плену», было поведение пророка Даниила и отроков Анании, Азарии и Мисаила в Вавилонском плену. Ведь согласно Библии, их главными принципами были преданность вере и… добросовестное служение «поганому царю» в качестве советников; мужество и… осторожная уклончивость, хитрость, дальновидность. Накануне смерти, принимая постриг, князь Иван Калита даже взял имя одного из этих отроков — Анания.

«Мене, мене, текел, упарсин»…

Согласно христианской традиции, Даниил происходил из знатного иудейского рода. После завоевания Навуходоносором Иерусалима он подростком попал в Вавилонский плен, получил отличное халдейское образование и был взят на придворную службу.

Всю свою жизнь он провел в плену, в чужой стране, фактически рабом, хоть и со статусом придворного. И всю жизнь не имел ни своего дома, ни своей семьи. Но несмотря на все выпавшие ему испытания, прожил жизнь, полностью исполнив возложенную на него Богом миссию пророка.

Прямо в храме ставят печь и… отправляют в нее трех мальчиков! История необычного обряда, запрещенного Петром I

При дворе Навуходоносора, а после при дворе Дария и Кира Даниил прославился даром понимать и объяснять сны. Навуходоносору он объяснил страшный сон (причем сам сон царь забыл, но страх остался) про истукана, разбитого камнем, упавшим с горы (истукан — языческие царства, сменяющие друг друга, камень — Мессия, а гора — вечное Царство Божие):

Ты (Навуходоносор. — Прим. ред.) — это золотая голова (первое царство. — Прим. ред.)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. …Бог небесный воздвигнет царство (пятое. — Прим. ред.), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан 2:38–40, 44).

Христианские богословы видят в этом пророчество Даниила о Христе, подтвержденное потом видением самому пророку:

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий… И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:13–14).

А перед падением Вавилона Даниил объяснил царю Валтасару знаменитое пророчество «мене, мене, текел, упарсин» о скорой гибели самого царя и его царства, появившееся на стене дворца во время пира, когда Валтасар велел принести золотые сосуды из Иерусалимского храма и поил из них вином своих наложниц (Дан 5:5–28). Даниил объяснил, что «мене» означает исчислил Бог твое царствование и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден слишком легким; перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам (Дан 5:26–28). В туже ночь персы захватили Вавилонскую империю и убили Валтасара.

Прямо в храме ставят печь и… отправляют в нее трех мальчиков! История необычного обряда, запрещенного Петром I
Праведники в печи. Книжная миниатюра

Позже пророк с помощью архангела Гавриила вычислил срок в семьдесят седьмин (Дан 9:24), оставшийся до прихода в мир Мессии.

А в царствование Кира Даниил показал ему пророчество о нем Исаии, чем сподвиг царя освободить евреев из плена и начать восстанавливать Иерусалимский храм.

«И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом»

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до100 лет) и был похоронен в городе Сузы на юге Ирана. Впрочем, еврейский писатель I века Иосиф сообщил, что тело пророка лежало в башне в Экбатане в Парфии рядом с телами царей. По другим версиям его гробница находится либо в Киркуке, либо в Самарканде — считается, что останки святого привез туда Тамерлан, — а рядом растет 500-летнее фисташковое дерево, которое совсем было засохло, но в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги.

Прямо в храме ставят печь и… отправляют в нее трех мальчиков! История необычного обряда, запрещенного Петром I
Пещное действо. Н. Рерих, 1905

А вот иудейская традиция не причисляет Даниила к пророкам, поскольку тот разговаривал не напрямую с Богом, а с «ангелами Господними».

Зато для христиан Даниил — пророк, на которого ссылался сам Иисус Христос, а благодарственная песнь отроков («Молитва святых трех отроков») входит в состав христианской гимнографии с IV–V веков.

Автор Марина Борисова

https://foma.ru/prjamo-v-hrame-stavjat-pech-i-otpravljajut-v-nee-treh-ma...