Протосингел Харитон (Негря): «Добродетель кротости возделывается всю жизнь»
Протосингел Харитон (Негря), новый настоятель монастыря Петру Водэ |
Протосингел Харитон (Негря), новый настоятель монастыря Петру Водэ |
По прошествии 40 дней после кончины приснопоминаемого архимандрита Иустина (Пырву) монастырь Петру Водэ получил 27 июля 2013 года нового настоятеля. По желанию усопшего старца, им стал его ближайший ученик протосингел Харитон (Негря). Службу хиротесии в храме святых архангел Михаила и Гавриила монастыря Петру Водэ совершил Высокопреосвященный Феофан (Саву), митрополит Молдовы и Буковины, в присутствии множества монашествующих и богомольцев.
После богослужения Его Высокопреосвященство сказал назидательное слово, в котором подчеркнул необходимость продолжения в монастыре Петру Водэ духовной работы, начатой архимандритом Иустином. Затем братия монастыря подходили под благословение к новому настоятелю, после чего все молящиеся во главе с митрополитом Феофаном направились к могиле старца Иустина, где совершено было краткое поминальное богослужение.
Отец Харитон (Негря) начало монашеской жизни полагал в 1996 году в монастыре Петру Водэ. После двух лет послушничества он был в 1998 году пострижен в ангельский чин с наречением имени Харитон; постриг совершал архимандрит Иустин (Пырву). В том же году митрополит Молдовы и Буковины Даниил, ныне Патриарх Румынии, рукоположил его в иеромонаха и духовника с переводом в монастырь Дурэу. Одновременно протосингел Харитон был назначен директором Культурно-пастырского центра в честь святого Даниила исихаста. В этом центре проводятся пастырские конференции и другие крупные богословские, благотворительные и иные мероприятия митрополии Молдовы. Центр был создан специально для этой цели в одном из живописнейших мест Нямецкого уезда будущим патриархом Даниилом. Отец Харитон принял это служение за послушание своему духовнику архимандриту Иустину и 16 лет добросовестно исполнял его, не прерывая тесной связи со своим великим духовником и родным монастырем.
Предлагаем читателям интервью, взятое у отца Харитона после кончины старца Иустина (Пырву).
Состояние души, водворяющее во всем существе покой и безмятежность
***
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
(Мф. 5: 5)
– Ваше преподобие, расскажите нам о том, когда было изречено блаженство, обещаемое кротким.
– Множество людей, собравшихся вокруг кротости Христа Господа, получало от Него, помимо телесного и душевного исцеления, спасительное слово. Глядя на Своих слушателей на горе, Спаситель Христос видел их изнуренными отчаянием, скорбными, подавленными, удрученными трудностями жизни и трагедиями, неотступно преследовавшими их изо дня в день: женщины пребывали в пренебрежении, мужчин уводили в рабство…
Посмотрев на них, говорится в другом месте Священного Писания, Христос увидел, что они будто овцы, не имеющие пастыря[1], и даже воскликнул: жаль Мне народа[2].
И вот Христос Спаситель в проповеди на Масличной горе обращается к терпеливым людям, увещая их взращивать кротость.
– Что значит быть кротким?
– Кротость подразумевает такое душевное состояние, которое водворяет во всем твоем существе покой, безмятежность. Кроткий являет себя сущим по образу Бога, Который был кроток и смирен сердцем. Кротость означает иметь внутри себя мир, который ты передаешь окружающим. Кроткий пребывает в мире с Богом и самим собой, он прощает и умиротворяет, он формирует вокруг себя людей, близких к Богу. Кротость побеждает даже злых, маловерующих и индифферентных.
– Вы имеете мир и кротость, которая накладывает отпечаток на монастырскую жизнь и вашу работу с людьми. Как вы возделываете кротость?
– Я хочу достигнуть кротости, но каждый раз, когда смотрю на себя, вижу, что нужно исправляться. Добродетель кротости возделывается всю жизнь. Давайте потрудимся показать окружающим красоту кротости! Вкореним в себе кротость путем исповеди, чтения Священного Писания и святых отцов. Когда мы в храме, возле духовника, когда мы пребываем в заповедях Божиих, тогда мы в доме кротости.
Земля, которую унаследуют кроткие
– Как понять, что кроткие унаследуют землю? Они обретут вечную молодость?
– Речь тут не обязательно о той земле, на которой мы живем. Речь идет о земле внутренней и вечной. Наши богословы говорят, что блаженства – это песнь ступеней к любви Божией. А чтобы достигнуть этого наследия, предполагается, что ты должен иметь блаженство смиренных, блаженство совершивших самоотречение – то есть нищих духом – и блаженство плачущих, поскольку слезами покаяния, сокрушения о зле вкупе с желанием не повторять больше ошибок мы напояем нашу внутреннюю землю. Таким образом мы становимся наследниками земли, на которую сходит благодать Божия и делает ее плодоносной.
Так сказал Спаситель Христос жене-хананеянке, что если бы она знала благодать Божию, то поняла бы, Кто просит у нее пить[3]. Итак, человек, созданный из праха, одушевленный Божественным дыханием, когда познаёт благодать Божию, становится деятельной землей добродетелей и духовной жизни. Жена-самарянка, после того как получила утешение и мир Божий в душе, смогла благовествовать и другим[4].
Другое понимание, проистекающее из этого блаженства, содержится в словах Священного Писания: новое небо и новая земля[5]. Речь идет о земле Царства Божия, где не будет больше ни греха, ни болезни, ни воздыхания. И это та земля, которую унаследуют кроткие.
Что мне сказать о сказочной вечной молодости? Ведь мы не все попадем туда, где получим в воздаяние блаженство. Однако кто стяжал добродетель кротости, о том можно сказать, что он живет жизнью бессмертной.
– Почему таковым обещается наследовать землю, а первым блаженным (нищим духом) обещается Царство Небесное?
– Полагаю, и те и другие вознаграждаются одинаково. Кротким обещается наследовать эту землю, которая имеет образ новой земли, земли внутренней, исполненной благодати, с дарами духовными, а нищим духом – Царство Небесное. И как говорил один отец богослов, Царство там, где присутствует Царь. Но Царь сошел на землю в образе Человека, и Царство Его сошло сюда, на землю. А после того как Он преподнес нам Свою искупительную жертву, Он, воскреснув, вознесся на небеса с этим телом обоженным, а это значит, что земля тоже вознеслась на небо. В итоге и нищие духом, и кроткие наследуют одно и то же блаженство – пребывание в присутствии Царя Христа.
Будем стараться, чтобы наше прощение было полным!
– Какое поучение следует из этого блаженства?
– Вот какое поучение, вкратце: делание добродетели кротости принесет тебе вознаграждение в Царстве Божием – вознаграждение, делающее тебя блаженным. Делание добродетели совершается личным усилием, увенчанным благодатью, помощью Божией. А личное усилие подразумевает, что мы не будем злобными и не станем так легко гневаться, но будем стараться, чтобы наше прощение было полным.
Если бы это было в моих силах, я бы в нотариальных конторах, судах, тюрьмах, во всех заведениях подобного рода, где ведутся тяжбы о материальной стороне, относящейся к миру преходящему, вывесил бы слова этого блаженства.
– Как мы можем исполнить это третье блаженство?
– Блаженство кротких мы можем исполнить, только если начнем работать над ним. Первый шаг – молиться Богу, чтобы Он даровал нам его. И стараться применять его на деле в отношениях с людьми, в искушениях, которые готовы сделать из нас «борцов за справедливость», жестоких и крайне привередливых людей. Искушения и напасти приходят к нам как проверка: с их помощью мы отдаем себе отчет, совершаем ли добродетель благостыни и удалось ли нам стяжать ее хоть сколько-нибудь. А качество это очень тяжело приобрести, если мы не бываем причастны Богу. Будем же работать над этим каждый день!
– Имеются ли у нас увещания отцов Церкви о важности этого блаженства и его исполнения?
– Да, у нас есть много таких увещаний и олицетворений этой добродетели в житиях наших великих отцов, ответивших на любовь и кротость Господа нашего, Пастыря кроткого, всепетого и прославленного в христианской поэзии и песнопениях.
И Иосиф, обручник Пресвятой Девы Богородицы, являл собой образ кротости, как сообщает нам Предание Церкви и как поем мы в наших красивых колядках: «…Стоит Иосиф с кротким ликом». Это еще один мотив, еще один стимул к возделыванию этой добродетели, делающей нас избранными, каким явил себя благородный душой Иосиф.
Вопросы задавала Николета Олару
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии