Протоиерей Всеволод Чаплин: "Нет у нас будущего, если мы позволим нас разделить и противопоставить друг другу"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Всеволод Чаплин, протоиерей

События на Украине, бесспорно, вызывают боль и тревогу многих верующих нашей Церкви, многих православных людей по всему миру. Пролилась кровь, имели место, мягко говоря, недружественные действия по отношению к каноническим православным общинам. Сохраняется нестабильность. Во многих местах звучат антироссийские, антирусские лозунги. Обо всем этом в последние дни было много сказано. Но сейчас, когда наступает время для более глубокого взгляда на ситуацию, поводов для радости и самоуспокоенности остается еще меньше. Под угрозу ставится будущее всей восточной православной цивилизации, ее мировоззренческой и общественной самобытности, ее способности самостоятельно определять свой путь в контексте жизни Европы и мира.

С одной стороны, радует, что православные архиереи, пастыри, миряне продолжают ясно свидетельствовать о верности православному образу мыслей и образу жизни. Люди сразу же по получении тревожных новостей пришли к тем монастырям и храмам, которым угрожала опасность. Люди не боятся говорить о своем уповании. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл в своем обращении, сделанном 21 февраля, поблагодарил "тех представителей украинского епископата и духовенства, кто – среди призывов и лозунгов самого разного толка – нашел в себе силы последовательно призывать противоборствующих к миру и братолюбию; тех, кто твердо стоит за право украинцев жить в согласии со своей верой и благочестием, за сохранение традиционных для Украины нравственных и религиозных ценностей, источником которых является киевская купель Крещения, определившая цивилизационное развитие народов Святой Руси". Высший Церковный Совет, возглавляемый Святейшим Патриархом, 26 февраля также обратился "ко всем православным христианам Украины, невзирая на их политические предпочтения, с призывом не допустить посягательств на святыни". Была выражена благодарность тем, "кто уже вставал на защиту храмов и обителей, не дав подвергнуть их поруганию и отторгнуть от истинной Церкви". Действительно, во многих случаях православные люди проявили решимость в стоянии за веру, за Церковь, за храмы и святыни.

Но, с другой стороны, как я убежден, сегодня наступает время стояния гораздо более организованного, осмысленного, объединяющего. Не может быть достойного грядущего у православной цивилизации, если ее по кускам будут встраивать в чужой, противоречащий ее идеалам политический, мировоззренческий и ценностный проект. Нет у нас будущего, если мы позволим нас разделить и противопоставить друг другу. Мы предадим память наших святых и великих предков, если примиримся с духовным порабощением какого-либо народа нашей цивилизации, если проявим теплохладность, безразличие, если будем жить по принципу "своя хата с краю", если предпочтем личный житейский комфорт тем великим целям, которые стоят перед православным миром, – целям преображения своей жизни и жизни всего человечества по закону Христову.

В связи с поведением некоторой части украинских, да и российских, элит в контексте последних событий многажды вспоминались пронзительные евангельские слова: "Где сокровище ваше, там будут и сердце ваше" (Мф. 6:21). Слова эти как нельзя более актуальны сегодня. У многих сокровище – и материальное, и духовное – далеко за границей. Как только возникает реальная опасность серьезного спора с западными элитами, возникает животный страх это сокровище потерять, страх, который потом облекают в такие вроде бы разумные политические, правовые и даже псевдобогословские аргументы.

Но тот, кто боится, всегда проигрывает. Тот, кто отступает, потеряет все. Тот, кто договаривается по преимуществу на чужих условиях, постепенно становящихся все более жесткими, – когда-то будет повержен и уничтожен уже безо всякой возможности договориться или даже просто рассчитывать на милосердие. Об этом говорит история многих лидеров, пошедших по пути бесконечных уступок.

Сегодня нельзя не уважать выбор любой части украинского общества, в том числе сторонников ориентации на Запад. Никто не должен этот выбор объявлять невозможным или пытаться силой его изменить. Но точно так же нельзя исключать из будущего страны выбор тех десятков миллионов людей, которые отождествляют себя с православной цивилизацией, которые считают Киев, Почаев, Харьков, Одессу, Херсонес, Севастополь значимыми ее центрами. Без участия этих людей в определении будущего Украины, без возможности для них строить жизнь согласно своему мировоззрению в стране, как и во всей восточной части Европы, никогда не будет подлинного справедливого мира.

Настоящий мир не может быть достигнут за счет грубого подавления одних другими. И, конечно, Господь и история крепко нас накажут, если мы допустим превращение народа Украины в народ, враждебный российскому народу, враждебный православному деланию в мире, в народ, чья жизнь определяется только внешними силами, западными или восточными. Такое будущее недостойно украинского народа – мудрого, верующего, крепкого волей, никогда не позволявшего себя поработить, способного быть одной из главных действующих сил и во вселенской православной цивилизации, и в Европе, и в мире.

Источник: Православный взгляд

http://www.religare.ru/2_103877.html