Протоиерей Владислав Цыпин: Осквернение храма и кощунство — в чем разница?
Недавние случаи поругания святых храмов в Москве вызвали нужду в разъяснении обществу, что такое осквернение храма, а что не является осквернением, и в каких случаях переосвящать храм обязательно? Протоиерей Владислав Цыпин, профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии ответил на вопросы Правмира:
Существует понятие осквернения, как канонический термин, когда под это определение подпадают конкретные действия, и есть житейское употребление этого слова, под которым подразумевается недостойное отношение к святому предмету или месту. Бывают разные степени осквернения.
Если кто-то написал хульное слово или нарисовал фашистскую свастику это, разумеется, не то действие, после которого нужно освящать храм. Действия женщин-хулиганок в Храме Христа Спасителя также не является поводом для переосвящения храма. Это тоже самое, как если бы пьяный мужик начал бы безобразничать в храме. Если он не прольет Дары, не дотронется до престола, то освящать храм не надо. Такие действия находятся примерно в одном ряду. Они подлежат административному или уголовному наказанию, но освящать храм после них не надо.
Таким образом, с точки зрения церковного права их действия можно назвать <i> кощунством</i>, что и сделал Патриарх и, например, профессорско-преподавательская корпорация Московской духовной академии, которая объявила, что она «едина во мнении, что акция феминисток в Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года является кощунством и попранием чувств верующих христиан».
Действия хулиганок явно нарушают церковное благочиние, о чем сказано например в 6 правиле Второго Вселенского Собора:
«Поскольку многие, желая привести в замешательство и ниспровергнуть Церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих церквами православных епископов некоторые обвинения, не с иным каким намерением, как только с целью помрачить добрую славу священников и произвести смятение в мирном народе».
Более понятным нам языком говорит о подобных поступках «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1846 года, где во втором разделе «О преступлениях против веры» мы читаем:
«Кто в публичном месте или собрании более или менее многолюдном дерзнет с умыслом порицать Христианскую веру или православную Церковь или ругаться над Священным писанием или Святыми таинствами, тот подвергается лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу на заводах от шести до восьми лет» [1].
Конечно уголовный кодекс XIX века сегодня не действует, но в правовых нормах прошлого мы можем найти понятия для описания событий настоящего».
Справка
Кощунство — Происходит от др.-русск., ст.-слав. кощуна «запретный грех, насмешка»; ср.: укр. кощу́н, болг. кощу́н — то же, кощу́ня «хитрю, интригую, насмехаюсь». Вероятно, от кости́ть». «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмер.
Кощунство — «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» (ст. 182, изд. 1885 г.)
Существует два чина освящения храма — великое и малое.
Великое освящение, совершаемое архиерейским чином (иерейский чин является сокращением архиерейского), бывает при освящении нового храма или в том случае, когда престол был сдвинут, например, во время ремонта (что не является его осквернением). Каноны запрещают превращение храма и монастыря в мирское жилище (κοσμικά καταγώγια, secularia habitacula) (13 правило 7 Вселенского собора). Оскверненные таким образом и переданные обратно Церкви храмы нуждаются в освящении великим чином.
Малое освящение храма, состоящее из особой молитвы и окропления святой водой, по благословению епископа, бывает, когда были нарушены неприкосновенность и святость престола.
Малое освящение совершается, когда неосвященный человек коснется престола, (оправданно, например, при угрозе пожара или другого бедствия или, напротив, со злым умыслом), после осквернения храма еретиками и язычниками, когда они совершают в нем свое служение, после осквернения храма убийством в нем человека или человеческой кровью, в случае рождения или смерти в храме животного. В этих случаях читаются «молитвы на отверзение церкве»: молитву Константинопольского Патриарха Тарасия «на отверзение храма от еретик оскверншагося», молитву «в отверзении церкви скверньшоися от язык», молитву «на отверзение храма, в нем же случится человеку умрети нуждно» и т.д.
Подготовил Александр Филиппов
Источник: Правослаие и мир
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии