Протоиерей Виктор Ивлев: Помянуть – значит помолиться

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Что такое панихида? В чём её важность? Что лучше: конфеты — или коливо? Как молиться об усопших? В преддверии родительской субботы мы беседуем с настоятелем Троицкого храма Горловки протоиереем Виктором Ивлевым обо всём этом — и, как обычно, о многом другом.

— Когда человек приходит на панихиду — что он слышит? О чём идёт речь?

— Панихида — это древняя служба, корни которой уходят во времена первых христиан. Во время гонений православные христиане собирались тайно. Молились в катакомбах, пещерах, вдали от людей. Тела мучеников, которых убивали за веру, забирали благочестивые христиане. Забрав, они старались удалиться в уединённое место, где в течение ночи молились об умершем.

В переводе с греческого панихида — всенощное пение, псалмопение. То есть всю ночь пели молитвы, а утром предавали тела святых погребению. С тех пор у христиан есть чин панихиды. Мы тоже собираемся помолиться об усопших — и не только о тех, кто прожил жизнь благочестиво. Суть панихиды — в молитвенном поминовении наших отец, братий, живших по христианским заповедям.

Порой происходит так, что нашей жизни не хватает на то, чтобы побороть свои грехи и страсти. Причины тому у всех разные. Но происходит так, что человек, не победивший грех в своём сердце, уносит его с собой во гроб. И все немощи нашей падшей человеческой природы — тоже. И для того мы собираемся на совместную молитву — домашнюю или панихиду в храме — помолиться, чтобы Бог простил усопшего человека.

Сам чин панихиды сегодня сокращён — мы не молимся всю ночь, — но вот духовный смысл её остался таким же, как и в первые века христианства. То есть смысл панихиды в том, что мы уже после смерти человека можем умолить Бога простить ему грехи — тогда, когда он сам уже никак не может исправить свою участь. И это — лучшее, что мы можем сделать для усопших.

Ещё важно помнить, что песнопения панихиды приносят не только облегчение душе умершего, но и утешают молящихся.

— Откуда пошла традиция приносить в храм в качестве поминания еду? Обязательно ли это?

— Часто люди спрашивают: а разве покойникам нужна еда? Разве они едят? Люди кладут приношения на поминальный столик — в чём смысл этого? Смысл такого приношения — милостыня ради усопших. Это не обязательно. Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы!» И это должна быть милость!

Мы отнимаем у себя часть и отдаём в память того, о ком молимся. А как будет принята Богом эта жертва — зависит от того, с каким сердцем мы жертвуем. Если отдают лишь бы что, «что не жалко» — смысла в том не будет. Нужно пожертвовать от сердца. Пусть это будет немного! Есть возможность — закажи панихиду, нет — просто так положи записочку, мы помолимся; нет возможности принести продукты — приди так! Нет возможности поставить свечечку — постой сам как свеча, отрешившись от чувственного грешного мира, постой две минуты, сотвори молитву!

Какую? — Да самую простую: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих!» — и перечислить имена. Можно добавить: «Прости им прегрешения вольные и невольные и даруй им Царствие Небесное!» И этого, сказанного от души, будет достаточно. Можно почитать литию. Но главное — это должно быть горячо, от сердца.

А по поводу продуктов — люди часто переживают об их участи, говорят: «Вот, им навалят — а куда потом это девается?» Ну, скажем честно, не очень-то и «валят», но когда бывают особые нарочитые поминовения, эти продукты распределяются среди причта, тех, кто трудится в храме, помогает во славу Божию. Также мы кормим нищих у храма, которые постоянно есть. Если особо много бывает продуктов — то и на зону, и в детский дом отправляем часть. Так что подаяние не пропадёт, оно всегда придёт к тому, кто нуждается в нём.

Всё, приносимое в храм, — это жертва Богу в память об усопшем.

— Если то, что мы принесли в качестве поминания, это милостыня, и пойдёт она тем, кто в этом нуждается, — может быть, лучше приносить не конфеты и печенье, а более простые продукты? Крупу, муку, масло?

— Всякое даяние — благо. Канонических уставов о том, что нести на панихиду, нет. Это — подаяние. По традиции, особенно в дни нарочитых поминовений (три, девять, сорок дней после успения, годовщина смерти, родительские поминальные субботы), на панихиду несли коливо. Это пшеница (можно любой из злаков, рис, например) с чем-то сладким.

Символический смысл такой: зерно — символ слов Христа о зерне: «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Пока тело наше не умрёт, не падёт в землю, душа наша не готова для новой жизни. А сладости, которыми мы украшаем коливо — это память о надежде нашей на то, что Бог дарует усопшему сладость райской жизни.

А в народе пошло так, что если нет колива, то проще всего взять пакет конфет или печенья и раздать их. В некоторых регионах есть традиция нести в храм на панихиду определённые продукты (мука для просфор, вино — для службы) или свечи, например. У нас такого нет. Человек приносит то, что хочет пожертвовать.

Отдельно скажу о вине, которое часто приносят. Вино — это символ радости. А когда мы скорбим о человеке и молимся о его упокоении — какая же радость? Тем более, поминать человека потом на трапезе спиртным — это нехорошо. Помянуть — это значит помолиться. Вспомнить человека, сказать доброе слово о нём, сделать доброе дело в память о нём.

Человек должен сам понять, что он может и хочет пожертвовать. Можешь — принеси. Нет — просто приди помолись. Для Бога это больше, чем когда пришёл, оставил приношение — и ушёл.

— Когда неверующие люди приносят что-то и просят помянуть — как православный человек должен себя вести?

— В любом случае нужно взять предлагаемое. Если не хочется — можно потом отдать тому, кто нуждается.

Кто-то из святых сказал чудную фразу: мы должны прежде всего в каждом человеке видеть образ и подобие Божии. Но если это православный человек — воздавай ему, как Самому Христу. Если человек был верующим — можно не только помолиться, но и подать за него записочку, заказать панихиду или литию.

— А если не был верующим?

— В любом случае помолитесь келейно — а Бог разберётся. Любая молитва идёт во благо.

— Действительно ли, заботясь о загробной участи умершего, важно заказывать панихиду? Ведь можно помолиться дома — никто не отвлекает…

— Хорошо, когда человек молится сам. Но в сотни раз лучше, когда люди собираются вместе, потому что «где двое или трое собраны во Имя Мое — там и Я посреди них» (Мф. 18:20). Если в храм пришёл один человек, но есть священник и диакон — это очень много. Душа усопшего очень нуждается в наших искренних, сердечных молитвах.

Грядёт Троицкая родительская поминальная суббота. Будут возноситься молитвы о всех от века усопших благочестивых христианах. Событием сошествия Святаго Духа завершилось домостроительство спасения человека. В этом спасении участвуют души не только живых, но и умерших людей. Как сказал святитель Василий Великий: Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших, и даже о «иже во аде держимых»! Смысл этой службы — в непрерывной связи поколений, тех, кто жив, и тех, кто уже отошли.

Когда ещё молиться об усопших? — На литургии утром, на часах, когда священник совершает проскомидию. Он изымает частички как о живых, так и об усопших. Можно в этот момент перечислять имена родственников. Замечательно, когда причастник, принявший в себя Христа, молится на службе и панихиде — Бог слышит чистое расположение его сердца.

Смысл ведь не в количестве сказанных слов, не в количестве принесённых продуктов, пожертвованных денег или поставленных свечей, а в силе той молитвы, какую мы возносим. Ведь не уметь и не хотеть молиться — разные вещи. Не умеете — мы научим! Главное, чтобы человек пришёл, чтобы сердце было полно любовью — не только к живым, но и к тем, кто отошёл ко Господу.

Подготовила Екатерина Щербакова

http://gorlovka-eparhia.com.ua/protoierey-viktor-ivlev-pomyanut-znachit-...