Протоиерей Вениамин Жуков об истории взаимоотношений РПЦЗ с "Синодом Противостоящих"
Еще и еще всплывают воспоминания. Из прогнозов Архиепископа Антония Женевского относительно действий на нашу Церковь старостильных греков выделяется тяжелыми последствиями прием в общение митроп. Киприана Филийского.
Как я Вам писал в первом письме, Владыка опасался, чтобы мы не стали на одну из сторон в взаимной "войне" между старокалендарными греческими синодами, которые очень желали бы использовать союзнический авторитет РПЦЗ как последний веский аргумент в своей правоте. Об этом он ясно говорил, незадолго до своей кончины, на епархиальном съезде в 1992 г.
Казалось, что закончился для нас эксперимент с греками с момента, когда в 1978 г., они крестили, рукоположили и сделали экзархом на Португалию нашего священника Жан Роша[1]. Вышло, как будто Хризостомовцы и Матфеевцы использовали Зарубежную Церковь для создания своего епископата, а потом "отпустили с миром", да не совсем.
Однако, опыт с греками 60-70 годов нам не послужил. И когда осколок от Хризостомовцев вырос в синод митр. Киприана, и когда возобновилось к нам движение с целью установления евхаристического общения, мы его встретили с новым интересом!...
Только наш Вл. Антоний, проученный горьким опытом, решительно отказался от новых экспериментов и от встреч с митр. Киприаном. Но ряд сложившихся обстоятельств не был ему в помощь. Во-первых, в монастыре митроп. Киприана, наше духовенство встречали с распростертыми руками и фотографировались. Эффектны были фотографии, на которых светился архиеп. Лавр или еп. Иларион вместе с митроп. Киприаном. Во-вторых, священнослужители нашей епархии – протоиерей Михаил де Кастельбажак, его сын иерей Квинтин и протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, стояли горой за митроп. Киприана (дочь о. Михаила, мон. Серафима, давно подвизалась в монастыре свв. Ангелов). В-третьих, широко распространенные видеозаписи, составленные митроп. Киприаном, разоблачали вовлечение православных в экуменические действия и свидетельствовали о противостоянии им митроп. Киприана.
Но пока общение с митроп. Киприаном происходило частным порядком, в Зарубежной Церкви не возникало богословских споров на эту тему.
Опасения Вл. Антония сказались тогда, когда в июле 1994 г., уже после его кончины, РПЦЗ вступила в общение с митроп. Киприаном. Это событие породило глубокое разногласие, расстроившее внутреннее состояние нашей Церкви.
Среди причин разногласия – в первую очередь ставится экклезиология митроп. Киприана. Говорят, что в ходе времени он менял или уточнял свои изложения по этому вопросу. Остается неудобоваримым понятие "больных" церквей. Спрашивается, как и когда наступит их врачевание? – На каком Соборе, включающем "больных" и "здоровых"? Непонятно, кто кого будет врачевать? Где Церковь врачующая? Нам известно, что в Церкви имеются "больные" люди - грешники, и что благодатная Церковь их врачует чрез таинство покаяния, в конце которого читается молитва о присоединении больного (грешника) к Святой Христовой Церкви. Когда сам митроп. Киприан не признает за собой врачующую "компетенцию" над больными церквами, как возникнет врачующая благодать на соборе, объединяющем "больных" и "здоровых" церквей?! На почве столь незаурядной экклезиологии появились богословские вопросы, они вскружили головы тем, кому это прежде и на ум не приходило, а вместо ответов одна путаница, тут и началось разномыслие и разногласие.
В 1995 г. Западно-Европейские архиереи отреагировали круто на принятие в общение митроп. Киприана.
Вл. Серафим писал : "Всё большее соучастие наше, в лице наших Архипастырей, со всеми этими группировками подсказывает нам, что теперь наступило время осознать опасность принятого, было, решения о вхождении с ними в литургическое общение... Мы ничего в этом не выигрываем, но скорее – теряем! А они полностью выигрывают и по мере того, что всё это безнаказанно проходит, стремятся и будут стремиться нас ввязывать на большее... после признания Заруб. Церковью этих группировок, в среде нашего духовенства епархии, появился червь разномыслия. Да какие-нибудь два или три священнослужителя мыслят по иному и тем вносят диссонанс в нашу единую семью".
Вл. Варнава писал : "Напоминаю, что на юбилее Курско-Коренной ик. Б.М. св. Дары – при сослужении митрополитов Власия и Киприана - были опрокинуты".
Вл. Амвросий писал: "я никак не могу убедиться в каноничности этих двух организаций (включая румынского старостильного Митр. Власия)... на счет митр. Киприана, хочу подчеркнуть отвратительную репутацию, которой он пользуется у Греков различных толков... он не постыдился заключить самые позорные союзы с другими очень подозрительными и безнравственными личностями, например: "митрополитом" Евлогием (Хесслером) в Италии или "митрополитом" Гавриилом" (Роша) в Португалии, сбежавший от нас клирик... К этому добавляю, его гнусное поведение с коммунистическим румынским президентом Илиешку, которому он подарил икону".
Последовавшая реакция от митроп. Киприана только подлила масло в огонь, разгоревшийся в нашей среде.
В 1996 г. Митроп. Киприан предпринял созыв в Фили нечто наподобие Вселенского Собора, с целью мирового осуждения экуменизма. Был приглашен наравне с Болгарской и Румынской старостильными церквами и наш Митрополит, причем программу на повестку дня Митр. Киприан разослал всем нашим архиереям для отзыва. Митр. Киприан становился в глазах у многих Председателем некоего "Вселенского" движения. Вообразите, на каком месте сидел бы Митрополит Виталий на "Вселенском Соборе Противостоящих"?!
16/29 октября 1996 г. Митроп. Виталий обратился по этому поводу к своим собратьям: "Все мы получили от греческого Митрополита Киприана письмо с большими предложениями. Мне кажется, что никто из нас не должен ему лично отвечать, ибо в этом кроится большая опасность, что мы все, каждый из нас, будем отвечать по разному. Может быть, в этом и есть желание греков нас, уже сейчас, немножечко разделить... Я ему отвечу сейчас, что на будущем Синоде мы ответим все вместе одним посланием."
Из Доклада Архиепископа Серафима Брюссельского и Западно-Европейского Архиерейскому Собору 1998 года: "... лет 5 тому назад, наш Синод ... вошел в общение с группами греч. старостильников и румынских. То есть "выдал им диплом их каноничности".
Среди доброй дюжины существующих (и враждующих между собою) греческих или иных старостильников – выбор пал не по признаку их каноничности (ибо все они без исключения – самосоздавшиеся!), а по каким-то иным, субъективным причинам. И вот они для нас стали каноничными!...
На последнем нашем епархиальном Съезде уже почувствовался появившийся разлад, антагонизм среди нас! Между священнослужителями несочувствующими движению в Фили и сочувствующими!...
И это настолько серьезно, что я вижу, что епархиальный Съезд нашей епархии, который должен состояться через год или, в крайнем случае, через 2 года, созывать в настоящем положении немыслимо...
Где те наши епархиальные Съезды прежних годов, которые давали нам новые силы, новые импульсы (как бы зарядка электрической батареи) на последующие год, два?! Где наши прежние епархиальные Съезды, после которых мы рассылали наши Послания, начинающиеся словами "собранные здесь в любви и единомыслии?!" Таковые мы теперь здесь иметь не можем и не по нашей вине... Ущерб нам извне!".
Вот какие были последствия от принятия в общение в 1994 г. митроп. Киприана!
- [1] Указ Архиепископа Антония Женевского и Западно-Европейского № 607 от 28 октября/ 10 ноября 1978 г.: "Архиепископ Авксентий, возглавляющий одну из группировок старостильников в Греции, принял незаконно в свою юрисдикцию, без нашего канонического отпуска, священника Жан Роша (Jean Rocha), начальника Православной Португальской Миссии в Лиссабоне. Он совершил еще большее беззаконие тем, что крестил священника Ж. Роша, его рукоположил заново в священника и, без нашего ведома, его хиротонисал в "епископа"! Такие незаконные, антиканонические действия Архиепископа Авксентия заслуживают порицание, и нас вынуждают прекратить всякое молитвенное общение с ним, как и с ново хиротонисанным "епископом"! Сим уведомляем к исполнению все духовенство епархии" (перевод с имеющегося у нас французского текста)
Протоиерей Вениамин Жуков - секретарь неканонической РПЦЗ(В-А)
Источник: pisma08.livejournal.com
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии