Протоиерей Максим Козлов: Крещенские купания не имеют отношения к церковному уставу
Известный священник о празднике Богоявления Господня и народных традициях …
«Почему именно в морозной России так популярны крещенские купания, а в других странах христиане этот обряд не особо практикуют? Это имеет какой-то религиозный смысл или просто народная традиция?» - такой вопрос задала заместителю председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессору Московской духовной академии и семинарии протоиерею Максиму Козлову студентка Анна, сообщает РИА Новости.
«Первое, что важно сказать, — что все этнографические и постэтнографические обычаи, связанные с погружением в холодную или не очень холодную воду в праздник Крещения Господня, к церковному уставу и к содержанию праздника Крещения – Богоявления не имеют ровным счетом никакого отношения», - отметил священник.
«Праздник Крещения – Богоявления Господня с точки зрения его содержания – праздник, напоминающий нам, актуализирующий в нашем сознании одну из важнейших истин в истории нашего спасения: что Господь "исполняет всякую правду" Ветхого Завета своим Крещением, полагает и начало правды Завета Нового через нашу возможность ей и Ему приобщиться, через наше личное крещение. Это, собственно, есть, если кратко сказать, богословское содержание праздника Крещения Господня. В этом смысле он, конечно, соотносится с крещальной купелью каждого христианина — именно через принятие таинства Крещения во образ того, что Господь совершил в Иордане, мы становимся членами его Церкви», - продолжил о. Максим.
По его словам, Крещение, как и любой из главнейших праздников церковного года, помимо собственно религиозного содержания и наполнения, за века в разных странах был дополнен разного рода народными традициями и обычаями. Часть из них – религиозно нейтральная и просто расширяет содержание праздника в жизни. А о части можно сказать словами блаженного Августина: «что такое обычай без Истины – застаревший предрассудок».
«Вот по поводу погружения в холодную воду в России у нас, ну, и в других северных странах, входящих в каноническую территорию Русской Православной Церкви, можно сказать, что это полезно делать тем и в тех случаях, когда это совершается как некое религиозное усилие, которое самого человека соединяет с воспоминаниями о Иорданском крещении Спасителя. Если же за этим стоит некое молодечество, удальство – "Ах, что я могу!" — то это к содержанию праздника не имеет никакого отношения. Если это совершается из спортивно-показательных побуждений, то это — род "моржевания", который следует порекомендовать только людям, которые получили справку от врача и физически здоровы. Ни в коем случае не следует рекомендовать подобного рода практики людям, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения или имеют принципиальные проблемы со здоровьем», - подчеркнул священник.
«Впрочем, само по себе погружение в холодную воду в праздник Крещения – это не только русская традиция, это же есть и в Греции. У греков Эгейское, Ионическое море тоже довольно холодное в этот период года, и только самые бравые греческие юноши имеют мужество броситься за крестом, который священник – к этому кресту, как правило, привязана веревочка — бросает в море, и первый юноша или мужчина, который его достанет, пользуется всеобщими похвалой и уважением. И не могу не заметить, что в этом есть какая-то значительно большая религиозная составляющая, чем в ночных визитациях Останкинского пруда или других подобных московских водоемов», - заключил протоиерей Максим Козлов.
http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/17/protoierej_maksim_kozlov_krewenskie_kupaniya_ne_imeyut_otnosheniya_k_cerkovnomu_ustavu/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии