Протоиерей Игорь Рябко: Вход Господень в Иерусалим - странная и страшная картина
Вход Господень в Иерусалим - странная и страшная картина
«Мир» и «Мip”. Орфография русского языка после Октябрьского переворота перестала различать эти два слова. Мир, как «εἰρήνη» Бога, и Мiр, как «κόσμος», в котором мы живем.
θεὸς (Бог) пришел в κόσμος чтобы спасти его. И народ «ἀνθρώπων» этого κόσμοςа выходит навстречу своему Богу (θεὸν), который несет им Свет «φῶς». Все это явленно в событиях входа Господня в Иерусалим. И, казалось бы, все складывается как нельзя лучше. Вот Бог, вот народ, вот восторги и приветствия. Они ждут, Он идет, Он несет то, что просветит их тьму. И мы радуемся и ликуем. Но это только на поверхности, а внутри все оказалось иначе.
Врач принёс лекарство от смерти, а пациент ждал шоколадку. Когда Врач протянул ему лекарство, пациент обрадовался, думая что это «сникерс». Он визжал от восторга, восхвалял врача, готов был за шоколадку снять с себя одежду и простилить под Его ногами. Но когда увидел, что это не «сникерс», а лекарство, он врача возненавидел и решил убить.
Вот так происходила встреча Христа в Иерусалиме, которая началась с возгласов восторга, криков «Осанна», а закончилась полуночным арестом и воплями: «распни, распни Его». Не того ждали…
На что надеялись: восстание, власть, иудейские ценности в каждый дом, по еврейскому флагу на каждую крышу, по курице в каждую кастрюлю, по социальному пакету в одни руки, по ножу в горло в каждую римскую шею. А что получили: «Любите врагов ваших, благотворите проклинающих вас», «Царство мое не от мира сего, оно внутри вас есть». Какое разочарование! Нет, Его просто необходимо было за это распять.
Майдан иудеи все - таки устроили через тридцать лет. Он закончился разрушением храма, Иерусалима, на место которого возникла Aelia Capitolina, рассеянием евреев по всему миру и убиением более 700 000 евреев. Но это в прошлом, а что в настоящем?
Казалось бы, история поставила все точки над «и». Давно понятно чему учит Христос, что хочет от нас Бог и ради чего Он пришел в мир. Но понятно ли?
Что ищут, в основной своей массе, люди, которые крещены в Православной Церкви, которые носят на груди крест и которые говорят, что они верят в Бога? За что борются, ради чего готовы умереть, что ищут?
Таймер жизни считает секунды жизни. Когда она оставит это тело, оно станет пылью. И не только оно, весь мир κόσμοςа превратиться в пыль. У него тоже включен таймер. В самолете бомба, пилот говорит: «вот вам по парашюту – спасайтесь, прыгайте, там вас ждет дом, обед и безопасность». Решение пассажиров самолета было следующее - пилота убить, парашюты порезать на гамаки, стекла затонировать витражной пленкой, холодильник набить шоколадом.
Бог, который говорит нам о необходимости спасения, нам не нужен, мы его распяли у себя в сердце. Бог, который учит нас бороться со страстями и похотями, который учит нас жить так, чтобы получить гражданство в Его мире, должен быть распят, выгнан и убит.
Нам нужен тот, кто все - таки положит нам по котлете в каждую тарелку. Но почему мы решили, что мы христиане? Я не вижу оснований. Крестик на шее? Свидетельство о крещении в кармане? И это все?
У меня есть все основания считать, что в качестве пропускного билета на мытарствах, это не сработает. Не уподобившись Христу в жизни, не зачав Его в сердце, не родившись, возмужавши, умерши и воскресши вместе с Ним, мы не войдем в Его мир.
Пасха
Казалось бы что, можно еще сказать об этом дне? Сколько проповедей, сколько слов сказано! Но как это не странно, Пасха – самый непонятный праздник для большинства крещенного православного народа. Это вывод из моего, более чем двадцатилетнего, опыта преподавательской богословской работы. Многократно меня приглашали читать лекции в разные светские вузы и общественные организации. Тема Пасхи одна из многих, которые я подымал на этих встречах в первую очередь. Вопрос казалось бы простой.
-Что мы празднуем и чему радуемся на Пасху?
- Тому, что Воскрес Христос.
- Ну а вам что до этого? Это же Он Воскрес, а вы тут при чем?
- Тому, что Воскрес Христос.
- Ну а вам что до этого? Это же Он Воскрес, а вы тут при чем?
Далее, в лучшем случае, начинаются более расширенные объяснения следствий Воскресения. Он победил смерть, грех, диавола и т.д. Я все равно не унимаюсь и прошу мне как-то объяснить, какая же всё-таки связь между всеми достижениями Христа и вами, вот теми, которые сидят сейчас передо мной, сытые и довольные от съеденных куличей. Ну а если бы Он не воскрес, например, а умер? Церковь бы учила о том, как надо хорошо жить, как важно быть человеком нравственным. В Евангелиях были бы написаны все те же чудеса Иисуса Христа, Его исцеления, Нагорная проповедь, притчи, учение и прочь, все, кроме одного. Не было бы Воскресения. Что - то бы изменилось?
Да, не надо было бы печь куличи и красить яйца. А так все то же…
Ни разу я не смог добиться хоть какого - то внятного объяснения связи жизни и смерти Христа с личной жизнью и смертью моих современников. Пасха большинством их них воспринимается, как хорошее доброе событие прошлого, которое почему - то важно помнить и сытно праздновать в настоящем. В принципе никто и не против, тем более, что вкусно и ванильно- радостно.
Но все же какая связь? Мы учим о том, что в событии Воскресения Христа явлен образ воскресения человека. Является ли это событием механическим? Бог Воскрес и наша личность получила новую неубиваемую прошивку последней версии «Воскресная»? Нет, к сожалению. Бог только создал своим Воскресением эту прошивку, но установить ее нам нужно вручную. Притом каждому самому. Нельзя вызвать специалиста, который бы это сделала вместо вас.
Представим себе туннель жизни. Рождение, взросление, возмужание, старение, умирание. Меняется интерьер туннеля. Еда и вода стала плохой, но зато появились мобильные телефоны и интернет. А так все то же самое. Внешне, казалось бы, ничего Воскресение Христа не изменило. Но на самом деле произошло колоссальное по значению изменение. В туннеле, где до этого была только односторонняя единственная ветка, появилась еще одна. Узкая, незаметная, но именно та, которая положила начало возможности другого пути следования. До этого все было банально однообразно. Родился и катишься, как с горки вниз, к старости и смерти, а потом проваливаешься, как бильярдный шар, в темноту ада. А вот здесь на пути жизни появился Христос, который стоит на железнодорожном полотне жизни и предлагает нам остановиться и перевести стрелку. Жизнь может пойти иначе. Есть новый путь, он ведет не вниз а вверх, не в темноту, а к свету, не к смерти, а к жизни. Но нужно соблюсти условия.
И вот жизнь во Христе - это и есть соблюдение условий, это и есть та перепрошивка души, которая даст возможность нам совоскреснуть вместе с Ним. Сдирание с кровью и потом кожи ветхого Адама, обновление Нового во Христе, распятие плоти со страстями и похотями, вбирание в себя Благодати Духа Святаго. О чем это я? Кто мне скажет?... Тишина. Православному народу это не интересно.
Что такое Пасха сейчас? Это когда мы едем по этому злополучному туннелю, на очередной остановке выходим подышать воздухом. Видим Христа одетого в форму работника железной дороги, который зовет нас перевести стрелки жизни и идти за ним, туда, где дорога идет вверх, к Небу. Мы подходим к Нему, садимся у Его ног, съедаем кулич, освященное яичко, выпиваем водочки. Говорим ему «Христос Воскресе», Он соглашается и отвечает «Воистину Воскресе». Ну а мы возвращаемся в свой вагон, на свое место, и едем дальше в том же направлении, которое было проложено тысячи лет назад – вниз, в темноту безбожной вечности.
http://www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=2&id=3859
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии