Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 До 1989 г. на Украине фактически находилась одна Украинская Православная Церковь, ныне возглавляемая митр. Владимиром Сабоданом. С началом перестройки понимание свободы стало у некоторых людей, в том числе и из церковной среды, пониматься как вседозволенность.

 19 августа 1989 г. из под юрисдикции РПЦ выходит львовский священник Дмитрий Ярема, нарушая присягу верности своей Церкви. В раскол он увел и ряд священников. Ярема решил организовать свою собственную Церковь. К нему присоединяется внештатный Житомирский епископ Иоанн Бондарчук и начинает создавать лжеиерархию, параллельную существующей Церкви. Рукоположения, совершаемые епископом Иоанном Бондарчуком, не имели законной силы, поскольку он нарушил целый ряд канонических правил. Рукополагал не в своей епархии, и тем более организовывал неканоническую структуру псевдоцеркви. Но, даже если бы и это не брать во внимание (что невозможно), то и в этом случае по канонам церкви для сохранения апостольского преемства совершать хиротонию во епископа могут только два или три епископа (1 апостольское правило). С кем же рукополагает Бондарчук? — с тульским клириком Викентием Чекалиным — аферистом, который выдавал себя за архиерея, а сам был запрещенным за грубые нарушения канонических правил в служении диаконом. Сейчас он уже буддист и находится к тому же в международном розыске за преступную деятельность. Эта псевдоцерковная афера получила наименование УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь). Соответственно с нормами и правилами Вселенских соборов Церковь, тогда еще под председательством митрополита Филарета Денисенко, эту структуру не признала, а Бондарчука лишила сана. Да и сам Бондарчук, уже находясь вне Церкви, писал патриарху Алексию II.: «Я все осознал и очень сожалею, что так получилось. От всего сердца раскаиваюсь в этом, прошу простить меня». Т.е. он сам же отказался от того, что создал. Само новообразование УАПЦ и исчезло бы, если б не трагические события, которые последовали позже...

 Чтобы в них разобраться, нужно обратиться к биографии личности, которая сыграла роковую роль в религиозной истории Украины. Это бывший митр. Филарет Денисенко. 

 В управление Православной Церковью в Украине архиепископ Филарет (Денисенко) вступил 14 мая 1966 года. С 27 октября 1990 г. он — Предстоятель Украинской Православной Церкви — независимой и самостоятельной в своем управлении — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины. Когда пришло время перестройки и гласности, Филарет был разоблачен одним из первых. Широкие массы верующих и неверующих узнавали из публикаций в периодических изданиях Киева и Москвы о личной жизни митрополита Филарета, которая далеко не соответствовала монашеской. Кроме нарушений монашеских обетов, общественная мысль обвиняла его в сотрудничестве с органами КГБ. Пребывая в должности Главы Украинской Церкви, Филарет своей личностью дискредитировал и бросал тень на всю Церковь. Из-за его грубого и деспотического управления Киевской Митрополией из юрисдикции Московского Патриархата ушло множество клириков и мирян, которые не желали больше терпеть произвол Киевского митрополита и его гражданской жены. В конце концов, чаша терпения переполнилась. Священноначалие УПЦ на Архиерейском Соборе РПЦ, который проходил 31 марта — 5 апреля 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре, потребовало ухода митрополита Филарета. Собор предпочел, чтобы митрополит Филарет ушел в отставку, поскольку его особе не присущи качества, способствующие единению вокруг него православных клириков и мирян Украины. В конце концов, с этим согласился и сам митрополит Филарет, который перед Крестом и Евангелием пообещал уйти в отставку: «Если я сказал, что я это сделаю, — значит, я сделаю. Я подам просьбу Архиерейскому Собору УПЦ о том, что я прошу забрать от меня вот эти полномочия — права Предстоятеля УПЦ и выбрать на это место нового Предстоятеля». Но, в результате происходит следующее: Вернувшись в Украину, митр Филарет советуется с бывшим тогда президентом Украины Л.Кравчуком, самовластно захватывает архив и церковную казну УПЦ, отрекается от данной им архиерейской клятвы, и полагает начало новому расколу, который и по сей день раздирает Православную Церковь в Украине. УПЦ сразу же дала должную оценку поведению митр Филарета. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим 27 мая 1992 г. созвал епископов Украинской Православной Церкви в г. Харькове на Архиерейское совещание, на котором было принято решение о немедленном проведении Архиерейского Собора УПЦ. Митрополит Никодим возглавил и провел 27-28 мая Собор епископата УПЦ. Основным его действием было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с должности Предстоятеля УПЦ и зачисление за штат в связи с невыполнением им клятвенного обещания освободить должность Предстоятеля УПЦ, данного на Архиерейском Соборе 31 марта — 5 апр. 1992 г. 

 Митрополит Филарет остался глух к соборному голосу Церкви. Нарушив архиерейскую присягу, нарушив собственную клятву, которую дал перед Крестом и Евангелием, он не выполнил ни определений апрельского Архиерейского Собора РПЦ, ни определений Харьковского Архиерейского Собора, ни постановлений Священного Синода. В связи с этим его деятельность подпала под действие синодального постановления от 7 мая 1992 года, которое предусматривало в случае невыполнения вышеуказанных определений «передать митрополита Филарета суду Архиерейского Собора Русской Православной Церкви». Тщательным образом рассмотрев все обстоятельства дела по обвинению бывшего митрополита Киевского, Архиерейский Собор в особенном «Судебном деянии» постановил: «За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8, 27-е правило святых апостолов), 

 — внесение своим поведением и личной жизнью искушений в среду верующих (Мф. 18,7-21; 3-е правило I Вселенского Собора 22, 5-е правило V-VI Вселенского Собора), 

 — клятвопреступление (25-е правило святых апостолов): 

 1. Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире. 

 2. Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, осуществленные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с.г., а также все запрещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с.г., незаконными и недействительными. 

 Предстоятели всех Православных Церквей мира признали правомерным решение собора. Дальнейшая судьба раскола 25 июня 1992 г. Филарет, лишенный должности и священного сана, с церковной кассой УПЦ перешел к раскольнической УАПЦ. Это событие внесло в жизнь Православной Церкви новую смуту, а языком официальной пропаганды было громко названо «Всеукраинским Православным (Объединительным) Собором 25 — 26 июня 1992 г. Собор состоял из М. Денисенко и Л. Кравчука. Результатом вышеназванного события стало избрание Филарета «заместителем Патриарха Киевского и всея Руси-Украины» сначала Мстислава, который, кстати, до конца своих дней говорил о «УПЦ-КП»: «Я не знаю о существовании такого патриархата», а затем Владимира (Романюка). После загадочной смерти последнего в октябре 1995 года, Филарет был избран, наконец, «патриархом». После этого он начал собирать в свою лжецерковь всех бродячих и расстриженных лжепастырей, которые находились под запрещением Православной Церкви. 

 Дальнейшая судьба Денисенко была уже ясна и без комментариев. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 23.02.1997 г. постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой, и будет ему анафема перед всем народом». 

 Какие последствия для верных, которые в свое время попали и до сегодняшнего дня попадают в неканонические группировки? 

 Следствием этого является то, что в храмах раскольников, лишенных благодати священства, все совершаемые ими таинства являются недействительными. Несмотря на то, что по форме они такие же, как и у канонической Церкви, но по содержанию лишены возрождающего действия Духа Святого и поэтому бесполезны и кощунственны. Таким образом, вместо Таинства Крещения, которое вводит нас в Церковь, происходит купание, вместо Спасительных Тайн Тела и Крови Христовых, обманутым людям подаются лишь вино и хлеб. Вместо представления через Таинство Миропомазания всеукрепляющей Благодати Духа Святого, происходит лишь помазание благоухающим маслом. Вместо законного брака молодых людей раскольническая «иерархия» ведет к неосвященному Церковью сожительству. Остаются без церковного погребения и заупокойной молитвы умершие. 

 Возможно ли в Украине единство Православной Церкви? 

 Еще 8 декабря 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир высказал предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ-КП с целью преодоления церковного раскола в Украине. 

 Священный Синод выразил надежду, что УАПЦ и УПЦ-КП со своей стороны проявят добрую волю к этому благому намерению, он поддержал это решение и счел возможным немедленное начало проведения такого диалога при следующих условиях: 

 1. Прекращение насилия со стороны приверженцев украинской Православной Церкви Киевского Патриархата по отношению к Украинской Православной Церкви. 

 2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных насилием соборов, храмов и епархиальных центров. 

 3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви. 

 4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко) 

 Эти четыре, необходимые для нормального ведения диалога, условия, положены в основу последующего переговорного процесса о возможном единстве Украинской Церкви и преодоления раскола. Несомненно, организаторы раскола нарушили мир в Церкви и в Украине в целом. У них остается единственный путь к единению: покаяние и возвращение в лоно Святой Вселенской Православной Церкви, частью которой в Украине, как это всем хорошо известно, является только Украинская Православная Церковь... 

 Позиция Украинской Православной Церкви относительно единства православных в Украине была определена ее. Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Владимиром: «Сегодня многие говорят о «соединении ветвей Православия». В действительности же -- есть истинная Церковь, есть отход от этой Церкви и есть возвращение в эту Церковь с целью опять стать ее членом, клириком или епископом. Мы должны помнить, что нет греха, который бы не прощал Господь, и нет греха, который бы Церковь не покрыла своей любовью. Церковь ожидает тех, кто ушел. Ожидает, чтобы они вернулись. И тогда будет Единственная Церковь...»

 Протоиерей Игорь Рябко. Серафимовский летописец № 21 (69) 27 мая 2005 года


Источник: Анти-Раскол