Протоиерей Андрей Ткачёв. Ответы на вопросы слушателей Радио «Радонеж». Священное Писание
— Библию переписывало множество людей. Где гарантия того, что в ней не исказилось сказанное Богом или апостолами?
— Хороший вопрос. Нужно понимать, что если отдать Божие на человеческое, то человеческое будет портить Божие, если Бог не удержит человека от неправильных поведенческих мотивов. Мы должны быть благодарны этому еврейскому ветхозаветному народу, который годами, десятилетиями, столетиями переписывал Священное Писание буква в букву, со строгими правилами. Они читали о себе и какие-то кошмарные вещи, например, Господь говорит: «Если ты не сделаешь так-то и так-то, то Я тебе сделаю то-то и то-то, и будет тебе вот так-то плохо, и ещё так тебе будет плохо. И ещё вот так тебе сделаю, и вот так сделаю...» И они, бедные, со страхом это всё переписывали, из поколения в поколение передавая богооткровенную истину о себе самих себе самим. Это великий подвиг, потому что любой негодяй, самолюб, гордец, националист мог бы сказать, что вот тут понаписали что-то, какая-то ошибка вкралась, и написал бы что-то другое. Нет, они с большим страхом, с ужасом переписывали всё это. Если переписчик Торы делал одну ошибку в ходе переписывания, то всё там считалось не верным — пиши заново. Когда им на пути переписывания попадалось Имя Божие, они меняли одежду, омывались водой и говорили: «Господи, прости меня, я буду писать Твоё Имя». Писали Имя Божие и продолжали дальше. Там была целая сложнейшая система переписывания. Вот если бы наши жлобы переписывали, они бы там накрутили, намутили, как хочешь поменяли бы смыслы. Под себя, в своё, под свои фантазии. Друзья мои, поймите как это страшно, как это тяжело и ответственно — хранить Слово Божие. И вот если бы мы хранили Слово Божие, мы были бы обязаны писать всё буква в букву, точка в точку, переписывать ничего не убавляя, ничего не добавляя, столетие за столетием. Вот так они и переписывали Священное Писание. Поэтому не сомневайтесь, что оно переписано правильно, сохранено и передано. И если бы мы — мелкие людишки, занимались этим, мы бы это испортили. Но занимались этим святые Божии человеки, в течение долгих столетий. Потом, когда уже воссела новозаветная благодать, тоже стали переписывать Святое Евангелие, тоже со страхом Божиим и трепетом, внимательно, каждую букву. И вот оно пришло к нам. Здесь нечего сомневаться, нужно облобызать каждую страницу Писания и поблагодарить тех, кто донёс его до нас.
Когда при митрополите Филарете Дроздове в XIX веке Священные Писания переводились на русский бытовой язык, — наша сегодняшняя Библия, — то восемь лет трудились четыре академии: Санкт-Петербургская, Московская, Казанская и Киевская. Можете себе представить масштабность задачи? Задача — масштабнейшая. И самая важная вещь в жизни — это читать и понимать Писание правильным образом. Поэтому не сомневайтесь. Там, где переводит одни автор, мы можем сомневаться: мало ли, он думает так, другие думают иначе. Но там, где есть соборный труд, соборный перевод, там есть надежда, что всё правильно и всё хорошо.
— Почему мы обращаемся к святым за молитвой, если сказано, что не нужно посредников между Богом и человеком? Вы говорите, что это друзья Царя, но ведь Бог — Отец наш Небесный, а не Царь.
— Бог — Он и Царь и Отец. И никто не заставляет вас молиться святым. Для того чтобы быть православным человеком, нужно исповедовать Отца Небесного, Сына Божиего Единородного Иисуса Христа, от Девы родившегося, и Духа Святого — Одно Существо в трёх ипостасях, Единого Бога в трёх Лицах. Если вы это исповедуете — вы православный человек. Молитва святым вам не вменяется в обязанность, вы не обязаны молиться святым. Скажем, я — православный и святым не молюсь. Возможно такое? — В принципе, возможно. Это, конечно, странно: «Что, Николаю не молишься?» — «Не молюсь». — «И что, Матроне Московской не молишься?» — «Не молюсь». Ну, странно, конечно. Странно, но, в принципе, возможно. Потому что православие — это правильное исповедание Господа Бога Единого в трёх Лицах. Поэтому, в принципе, такое возможно. Хотя на практике встречается редко. Так что молиться святым вы не обязаны. Мы не можем потребовать от вас, например: «Молись святому Георгию. Молись святому Дмитрию». Не можем. «Веришь в Христа?» — «Верю». — «Каешься в грехах?» — «Каюсь». — «Веришь, что воскрес Христос?» — «Верю». — «Ну всё, с Богом. Причащайся, молись, кайся». Молитва святым — это образ церковной практики, образ живой практики, которая покрывает собою жизнь. Вот святые, реальные наши друзья, которые с Богом, в Боге живы, которые прославили Его страданием своим, которые с Ним живут вместе — они молятся о нас, мы — о них, мы вместе. Так что заставлять вас мы не будем. Но рано или поздно, живя церковной жизнью, вы познаете и поймёте, что святые Божии люди — это ангелоподобные существа уже ныне, окружающие Божий Престол, они ходатайствуют о нас воздыханиями своими неизглаголанными. Мы должны полюбить их, потому что они красивы, хороши, Богу милы, и потом через них найти доступ к престолу благодати. Это вопрос опыта. Пока опыта нет, мы этого не требуем. А появится опыт — вопрос отпадёт, вы сами поймёте: это хорошо, это правильно, это красиво.
— Здравствуйте, отец Андрей. Это с Николаева, Украина. Есть богословские рассказы Сикорского, который вертолёты делал в Америке. Он в одном из рассказов трактует распятие Христа: в первую очередь, за распятием стояли не книжники и фарисеи, — церковная верхушка, которая завидовала Христу, — а еврейские националисты. Они ждали, что придёт Миссия, скинет ненавистное Римское иго, Его встретили, кричали «Осана!». Потом, когда поняли, что Христос не выполняет их требований, эта же толпа кричала: «Распни! Кровь Его на нас и на наших детях». Не находите ли вы параллелей с происходящим сейчас на Украине, что Украина тоже не хочет вникнуть в промысел Божий библейский, в предназначение этой страны, в то, что Господь ждёт от этой страны?
— Я читал книгу, которую вы цитируете. Эта книга называется «Отче наш». И другие богословские вопросы там разбираются Игорем Сикорским. Он внимательно изучает вопрос сокрушения и разрушения Иерусалима и пытается доказать, не без основания, что Иерусалим был разрушен братоубийственной войной религиозных сект, которые все были националистами, только на свой лад: все националисты, только, скажем, одни — движения храмового, другие — фарисейского, третьи — какого-то ещё. Он пытается это доказать и, в принципе, нечего ему противопоставить. Я думаю, что — да, Иерусалим был обескровлен внутренней междоусобицей, борьбой евреев самих с собою, они съели друг друга, город был засыпан трупами, евреи евреев поубивали. В отношении Украины — это чистая калька, Украину ждёт то же самое. Одни идиоты убьют других идиотов, потом третьи идиоты убьют вторых идиотов, потому что каждый из них уверен, что он — самый главный националист. А все они — безбожники, и все они вместе взятые — это злодеи и нарушители законов Божиих. Злодей злодея убьёт из своей злодейской логики. Да, это очень похоже. Всё, что Сикорский писал про историю Израиля — это очень чётко ложится на сегодняшнюю историю Украины. В принципе, это полное совпадение, я согласен с вами. Исходя из того, что я читал и что я вижу — так оно и есть, так оно, видимо, и будет. Только одно нужно добавить: да сохранит Христос Своих людей от ножа, меча, пули, голода и смерти, иным образом приходящей к человеку. Пусть гад гада сожрёт: гада не жалко. Да сохранит Господь от всякого зла — от человека, беса и прочей нечисти тех, в ком есть совесть и разум и вера. А остальные нас интересуют меньше, они виноваты в своём грехе. Всё так, как вы сказали, к сожалению. Эта великая страна пожирается негодяями, и конца этому не видно.
— Здравствуйте, батюшка, слушатели «Радонеж». 2015-й год — это большой год и для Киевской Руси и для России, 1050-летний юбилей разгрома Святославом Хазарии. И вот как Киевская Русь встретит этот год, этот великий день, когда она освободилась от жестокого соседа... Можно только надеяться на благополучную судьбу Украины и России.
Относительно Библии. Во многих книгах сказано, что в современной Библии есть определённые украшательства поведения евреев или не делается акцент: они представляются как малые дети, вот они не послушали... А акценты в тексте должны были быть совсем другими, например, из Египта они не просто ушли как победители, а ушли потому, что египтяне их выгнали за содомские грехи.
— Нет, это полная ерунда, вы просто не читали Библию. Почитайте внимательно Библию. Евреи населили Палестину потому что народы, населявшие Палестину, были скотоложцами, гомосексуалистами, развратниками, блудниками и прочее. «Вот за эти грехи, — говорит Господь, — Я изгоняю их. А вас завожу в готовую землю, чтобы вы наследовали её. Если и вы будете это делать — и вас выгоню». Поэтому вы перестаньте наводить тень на плетень. Поймите промысел Божий: Бог выгоняет вон развратников, а даёт землю чистым людям. Мне кажется, что вы просто не читали Священное Писание.
Святослав, 1050 лет... Что было со Святославом в конце концов? — Убили его, бедного, голову с плеч сняли, рассекли её на части, обложили серебром и пили вино из его черепа. Он не принял христианства. Всякие национальные потуги без христианства — это безбожный национализм. На Украине сейчас происходит катастрофа из-за безбожного национализма. Национализм безбожен. Боже вас сохрани, полюбить Россию без Христа. Без Христа Россия — дрянь, а с Христом Россия — Святая Русь. Святослав не поверил в Христа, и из его головы, распиленной на две части, печенеги пили вино. Вот и всё, вот вам и конец связи. Поэтому перестаньте ерунду говорить, читайте Писание, думайте, молитесь, перестаньте идолопоклонствовать. Нам евреи — не враги, нам никто не враг, кроме дьявола. А евреи — нам пример: будешь грешить как они — ну и пошёл вон отсюда, а будешь каяться как они — заходи и живи в земле, текущей молоком и мёдом. Читайте Писание, не будьте невежами. Русский человек не имеет права быть невежей. Русский — невежа — это мерзавец.
— Батюшка, благословите, раб Божий Сергий из Москвы. Во-первых, благодарю вас за ваши вот эти все слова, они, пускай резкие, но очень правильные, прямо каждое слово в душе отзывается.
Если чувствуешь помощь святых, как правильно их благодарить, самому ли акафисты читать или лучше отслужить, в храм пойти, отстоять молебен с акафистом?
— Я думаю, что можно самому читать. Мне кажется, это — самое лучшее. Если вы, скажем, любите кого-то из святых, и он вам отозвался каким-то чудом, то тут нужно разделить, например: если вы в Москве, скажем, молились Алексею Мечёву или патриарху Тихону или Гермогену или Матроне, то если это всё рядом, здесь в городе, то вы бегите к ним и там молитесь, там благодарите; если вы в Москве, а святой, который вам помог, например, Иоасаф Белгородский — в Белгороде, или Иннокентий Иркутский — в Иркутске, или, скажем, Спиридон Тримифунтский или Николай Чудотворец, то не бегите никуда, а тут на месте, у себя дома зовите его и говорите: «Господи, слава Тебе! Отче, святый Спиридоне, моли Бога о нас! Благодарю тебя, Господи, за угодника Твоего, Спиридона...» Ваша молитва — она у вас, она времени и места не ищет. Молитва — она всегда со мной, молитве не нужно время и место: ночь, день, пустыня, степь, небоскрёб — неважно, я молюсь — Господь слышит. Поэтому молитесь Богу на всяком месте во всякое время и благодарите Его за то, что святые слышат и помогают. А если есть возможность прийти к святым, к мощам, в храм — вперёд, конечно. Нет такой возможности — не страшно. Мы все вместе, в воздухе одном. Так что я желаю вам и всем христианам, чтобы Бог слышал и помогали святые. Святые Божии угодники, не забывайте нас, пожалуйста. Аминь.
— Батюшка, здравствуйте, благословите, раба Божия Елена, Бруклин. Объясните пожалуйста слова из Евангелия: «...Будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится».
— Мир Бруклину, мир Манхэттену, мир Лонг-Айленду и прочим разным местам Нью-Йорка. Потому что там везде есть верующие люди, не только же в Москве они есть. Христос посреди нас.
С удовольствием объясню. Грешники и праведники будут до конца жить вместе. И никто до конца эту сепарацию не произведёт. Только Господь Бог, сильный в крепости и благий в милости ангельскими руками это всё разобьёт на части. Потому что ангелы уже хотят, они уже «копытом землю роют»: «Давай мы это всё повыдёргиваем». — «Нет, нельзя». Как в притчах пишется: «Чтобы вы случайно, вырывая плевелы, не вырвали и пшеницу». Нельзя до времени вырывать злодеев из среды праведников, потому что ангелы могут перепутать: повыдёргивать святых вместе с грешниками. Господь Сам это всё сделает. Потом соберут в снопы злодеев, соберут в снопы праведников, и тех — в огонь, а этих — в житницу. Так что до конца истории злодеи и боголюбцы будут жить рядышком. На одной постели, жена — злодейка, а муж — благочестивый, будут спать под одним одеялом. И потом труба затрубит и Господь заберёт мужа в рай, а жену в пропасть. Наоборот: жена — благочестивая, и муж — злодей. Она с ним живёт со страхом Божиим и верою, и любит его как мужа. И вот живут, живут, потом архангел затрубил и всё, конец, всё обнажилось, и Господь её — в рай, а его — в пропасть. И вот до последнего часа: в одном офисе — злодей и благочестивый, на одном поле жнут снопы злодей и благочестивый, в одной авторемонтной станции гайки крутят прелюбодей и целомудренный человек. И потом всё, труба затрубит: одного — в пекло, другого — в Царство Божие. Так что никуда не надо специально бежать. Убивают, гонят — уходите. Но, в принципе, нет такого места на земле, где бы не было злодеев, злодеи — везде. И до последней секунды истории мира злодей и праведник будут находиться рядом: в одной кабинке лифта, в одном такси, в одном вагоне метро, под одной крышей, в одной парикмахерской, в одном кафетерии. Потом затрубил архангел и всё: злодея — в пропасть, а Божиего человека — в Царство Небесное. Поэтому никуда не бегите, имейте веру в себе, у себя внутри. Потому что человек, живущий, например, в Иркутске или Архангельске или Рязани или в Москве не лучше живущего, скажем, в Бомбее, в Калькутте или в Нью-Йорке. Вот вы живёте в Бруклине: половина Бруклина — туда, половина — сюда. Вот так и будет. Поэтому терпим, молчим и надеемся на будущую жизнь, Господь да не забудет нас. Господи, не забудь нас! Как мы говорим: «Помяни меня во Царствии Твоем». Т.е. Ты придёшь и вспомни меня, помяни меня, ведь я же верую в Тебя, не оставляй меня, забери меня с Собой, пожалуйста, к Себе меня забери. Вот оно об этом всё. А до тех пор, пока этого не будет, всё будет перемешанное: грешники с праведниками, всё в кучу. Ох, тяжкая жизнь. Вот мерзкая жизнь, когда всё в кучу, все рядышком. Но мы должны быть верующими, чтобы Бог забрал нас к себе. Аминь. Мир Бруклину, мир Манхеттену, мир Москве, мир Киеву, мир всем городам мира.
— Батюшка, будьте добры, никак не могу получить вразумительного ответа от разных священников... Слова Евангелия от Иоанна, когда Господь обращается к Петру: «Любишь ли ты Меня более, нежели они, другие апостолы?» И Пётр отвечает: «Так, Господи!» Непонятно: Господь сердце видит, спрашивает о том, что Он заранее знает. А как может знать апостол Пётр, по-человечески, любит ли он больше, чем другие? Что-то типа прелести получается? Помогите разобраться в этом вопросе.
— Сейчас попробуем. Ну, вообще, конечно, Господь знает всё. Но понимаете, пока Бог не спросил, правда не сияет. Правда сияет только когда Бог спросил, а ты ответил. Вот я себе живу: люблю — не люблю, не понятно. Говорит: «Любишь Меня?» — «Люблю». — «Любишь?» — «Люблю». — «Ты любишь Меня?» — «Да Ты же знаешь, я люблю Тебя больше всех». — Пока не спросили, ты не понимаешь ничего. Пётр любил Христа реально больше всех. Златоуст, где-то там, в некотором месте, говорит, что Пётр реально любил Христа больше всех, и Бог знал об этом. А вот Сам Господь любил больше всех Иоанна Богослова. Такая интересная вещь. Так что Христос его испытывает, вызывает на диалог и вытаскивает из него душу, по сути. Говорит: «Ты Меня любишь?» — «Люблю». — «Любишь?» — «Ты же знаешь, люблю». — «Ты любишь Меня больше этих?» — А он больше любил, он реально больше любил. Это не фокусы, он реально больше любил. Пётр любил Христа до беспамятства, он любил Его всей душой, всеми силами, всей крепостью, всем помышлением. Пётр — такой вот он чудесный. Но он слабый, потому что он просто плоть и кровь. Пётр любил, но он слабый. Иоанн любил тоже, но он сильный, потому что он не выпендривался, он, так сказать, стоял в тени. Это такая вот тайна. И Христос смирил Петра. Без отпадения Пётр вообще был бы гордец из гордецов. А Господь его, вообще, «раскатал под блинчик». «Вот так тебя. Ну что ты? И что ты можешь? Вот, ты ничего не можешь». И Он его смирил до зела. Отказом, почти предательством, по сути, не зная человека сего. Вот так Он «раскатал» его, в ничто его превратил. Христос такой хороший, Он может человека... Чем больше Христа любишь, тем больше Он тебя «раскатает». Вообще, в ничто тебя «раскатает». Чтоб не гордиться. А Пётр любил Христа, реально, больше всех. Это факт. А чтобы ему не гордиться, Господь его взял и просто втоптал: «На тебе. Вот ты кто. Понимаешь, кто ты есть такой теперь на самом деле? Вот ты кто. Никто ты, понял?» «Любишь Меня?» — «Люблю». — «Любишь Меня?» — «Да люблю я, Господи, люблю ж Тебя». — «Любишь Меня?» — «Да Ты ж знаешь всё, люблю Тебя». — «Вот тебя так...» Отхлестал его по щекам Господь Иисус Христос и Пётр, вообще, потерял себя. Вот потом он уже ничем не гордился. «Любишь — люби, служи, паси овцы Моя, и уже забудь гордиться». До этого Пётр гордился. Потому что бегал по водам, мечом махал. Он, вообще, был такой живой, горячий. Короче, горячность свою спрячьте, господа. Любишь Господа? — Трудись и не гордись. Так что всё здесь правда, всё красивая правда. И больше всех Христа любил Пётр. И «раскатал» его Господь под ноль. И он смирился и дальше пошёл трудиться. А уже Сам Христос больше всех любил Иоанна. А Иоанн, вообще, был глубокий и тихий и в стороне стоял. А Господь любил его больше всех, потому что была у него глубокая душа. Ещё усы не росли, а душа была глубокая. О, какое красивое Евангелие! Не гордитесь, христиане, любите Господа, Господь вас не забудет. Хотя и «раскатает всех под блинчик». И правильно сделает.
— Спаси, Господи! Батюшка Андрей, добрый вечер, Надежда. Подскажите пожалуйста по Евангелию от Матфея, глава 22, стихи 11-13, когда к царю приходит человек не в брачной одежде... Царь говорит слугам, чтобы те взяли и бросили его во тьму внешнюю. Он же пришёл на званый пир, почему его выгнали?
— Потому что позвали всех: горбатых, кривых, хромых, сухих, одноглазых. Нас всех, негодяев, позвали в Царство Божие. Но ты же, пожалуйста, помойся и оденься — набери себе добрых дел — облачись в добрую одежду. Чего ж ты будешь с немытыми ногами, в сапогах, с поля идти на царский пир? Позвали всех: и тебя, дурака, позвали, и тебя, дурака, позвали, и тебя, дуру, позвали, и меня, дурака, позвали. Ну иди, иди к Богу, но имей совесть: помойся, оденься — набери добрых дел. Оденься в чистую одежду — наплачься о грехах своих, очисться. Потому что позвали званых много, а избранных — мало. Вот мы все припёрлись, а Он скажет: «Слушай, ты иди отсюда. Чего ты пришёл сюда? Я, конечно, позвал тебя сюда, но не такого же. Причешись хоть...» Понимаете? Нас позвали, мы уже вошли, ну так давайте исправляться, давайте каяться, давайте очищаться, давайте закрывать свои срамоты добрыми делами, какими-то милостынями, покаянием. А если нет, если ты будешь нагой, стыдный, голый, паршивый, грязный, то... «Заберите это чудовище отсюда, выкиньте его вон. Что он припёрся? Он что, не понимает, куда пришёл?» Зайдите голая в театр, вам скажут: «Нет, мы вас не можем впустить, в театре нужно быть хотя бы в вечернем платье. Да ладно, хотя бы одетым». Нельзя же голым прийти в театр. А ну-ка придите голым на Царствие Божие, вам скажут: «Ты что, с ума сошёл? Ты оденься хоть как-то, срамоту прикрой». — «А чем одеться можно?» — «Добрыми делами. Оденься в милостыню, оденься в покаяние, оденься в молитву. А нет у тебя ни покаяния, ни молитвы, ни милостыни — ничего нет. И что же ты в Царствие Божие пришёл голяком?» Стыдоба такая. Вот тебе и всё. Позвал Господь всех, но не факт, что все останутся. Вот такие хорошие слова, 22 глава, Евангелие от Матфея:
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.
Позвал Господь — заходи, не бойся; выходи, не плачь. Позвали, зашёл, так оденься же, милый человек. Раздай долги, помоги тому, помоги этому, поплачь о грехах своих. Оденься в одежду покаяния, оденься в одежду добрых дел. Ну нельзя так, по-хамски, завалиться на Царство Божие, на пир, в кирзовых сапогах, с поля, в грехах своих. Нельзя. Вот для этого, милые мои, мы и поститься будем, чтобы нам одеться в чистую одежду.
http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-15-02-2015g-v-studii-protoierey-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии