Протоиерей Андрей Ткачев: «Моя мечта — Россия, читающая Библию»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Автор книг, миссионер, проповедник — он известен своим ораторским искусством и умением раскрыть перед любой публикой глубокий смысл христианства. Не удивительно, что желающих попасть на встречу с отцом Андреем, услышать его живое слово было больше, чем мог вместить актовый зал энгельсской школы № 1. Свое выступление отец Андрей посвятил тому, что волнует и тревожит его до глубины души — культуре в самом широком смысле этого слова.

В представлении многих культура — это то, что связано с музеями, театрами, книгами и т.д. Но это далеко не так. Культура — очень широкое понятие, которое включает в себя вообще все, она вырастает из культа. И погребальный культ — это родовое семя той или иной культуры, то, что нам досталось от древнего мира, от семи чудес света.

Культура вырастает из запретов, из табу, то есть из того, что нельзя, что запрещено. Там, где эти табу нарушаются, там культура исчезает. Есть писаные табу и неписаные. Это можно пояснить на простых примерах. Например, существуют правила вождения. Все они построены на запретах, на том, что нельзя. Нельзя превышать скорость, нельзя ехать на красный свет, нельзя пересекать двойную сплошную и т.д. Зачем это все нужно? Чтобы все мы, участники дорожного движения, были живы, иначе мы просто поубиваем друг друга. Или, к примеру, неприлично, нехорошо прийти в театр в сланцах, в плавках, майке или включать громкую музыку и смеяться, проходя мимо похоронной процессии. Об этом нигде не написано, не зафиксировано, но это понятно и так. В сознании человека должны быть ограничительные барьеры.

В 1968 году в Париже проходили массовые студенческие выступления, во время которых студенты захватывали университеты, выгоняли с кафедр профессоров. Выходили они с лозунгами, в том числе с такими: «Запрещается запрещать», «Мое тело — мое дело». Так вот эти настроения характерны и для нашего сегодняшнего общества в целом. Современный человек считает, что запреты ограничивают его свободу, мешают ему жить. На самом деле, свобода и деятельность человека зависят от наличия таких запретов и их правильного исполнения. И там, где этого нет, там нет культуры. Там лицо поколения становится звериным, и нам не захочется жить в таком обществе. Древние мудрецы говорили: если человек перестанет различать разрешенное от запрещенного, святое от профанного, небесное от земного, он перестанет быть человеком. У святого Антония профанное — это рутинное, не духовное, то, что противостоит святости.

Мы живем в эпоху борьбы за человечество, когда поставлена глобальная задача переформатировать человека, изменить его природу в прямом и переносном смысле. Он должен отречься от всего того, что составляет его традиции, изменить себя на уровне пола, он должен стать космополитом. Привычный нам классический человек, который слушает Моцарта, плачет на похоронах, восхищается красотами природы, общается с друзьями, занимается спортом и т.д., должен постепенно исчезнуть, а на его место прийти довольно страшный персонаж, не знающий, зачем он живет, с измененным полом, не рожающий детей, никому и ни во что не верящий. Не человек, а какой-то робот с пластмассовыми мозгами.

На наших глазах возникает новый вид человека, человек быстро мутирует. И даже мода сегодня стала инструментом размытия сознания. Когда это мы ходили в джинсах с дырками, продевали в носы, пупки, языки всякие безделушки, разрисовывали свое тело? Человек изувечивает себя в угоду моде!

Современное человечество — это Иудина цивилизация, воровская, поскольку в ее основании лежит культ наживы, обогащения. А что такое культ наживы — это постоянное предложение человеку быстро обогатиться, оно несется с экранов телевизоров, из соцсетей, отовсюду. Таким образом культивируется стремление обогатиться одним махом, без труда, без усилий, затраченных на учебу, на повышение своей квалификации. Деньгам приписывается всемогущество, хотя это свойство может принадлежать лишь Богу. И люди верят в это, поклоняются деньгам, вырастают целые кланы, касты служителей мамоне, и они навязывают свои ценности другим людям.

Бывший глава Римской Католической Церкви понтифик папа Иоанн Павел XI сказал, что современное человечество живет в режиме поклонения двум идолам — это наслаждение и желание умереть. Желание наслаждаться и умереть — это две темные силы, которые паразитируют на страстях человека. И действительно, мы живем в то время, когда секс перестал быть табуированной темой, о нем говорят постоянно, как о погоде. Мы живем в то время, когда матери убивают своих детей, которые мешают им наслаждаться жизнью, когда крепкая семья, супружеская верность перестают быть главными ценностями. Эгоисту это все не нужно.

Иисусу Христу дьявол показал все царства мира в одно мгновение ока, помните этот фрагмент Евангелия про искушение Господа в пустыне? Так вот, современная реклама делает то же самое постоянно, все 24 часа суток, призывая человека к наслаждениям, убеждая, что в них и есть смысл жизни. Этим же занимаются и кинематограф, различные ток-шоу. И когда вы рассказываете детям о Христе, о нравственных ценностях, имейте в виду, что над вашими детьми уже поработали. Мы все находимся под постоянным и бдительным контролем сил, которые внедряют в наши головы свою идеологию — культуру Иуды, Содома и Гоморры. Мы имеем дело со стройно выстроенной, хорошо организованной системой, которая имеет своих адептов в эшелонах власти, в депутатском корпусе, в сфере культуры, образования, среди лидеров общественного мнения. Эта культура заходит в нашу жизнь на правах захватчика. Но мы не должны сдаваться. Мы должны выступить на сознательную борьбу. Иначе нас сомнет вавилонская культура потребления, безудержного наслаждения и желания умереть.

«…Безверием палим и иссушен, невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, и жаждет веры, но о ней не просит…». Это строки из стихотворения Федора Тютчева, написанные им в XIX веке, если хотите, рентгеновский снимок души современного человека. То есть безбожный человек одной ногой уже зашел во ад. Ему ад и понятней, и милей, и ближе. И в этом адском состоянии живет сегодня большинство. У нас есть только одно серьезное противоядие духу мира сего — это литургическое воцерковление и евангелизация народа. Это единственная реальная сила и реальный рычаг воздействия на окружающую нас жизнь.

Поделюсь своей мечтой о будущем России — это Россия, читающая Библию, и чтобы эта вечная книга стала главной для каждого россиянина и всегда лежала с закладочкой на его столе. Надо сделать все для того, чтобы человек сам вкусил и увидел, яко благ Господь. И прежде, чем мы займемся детьми, надо заняться собой. И не словами убеждать и вразумлять детей, а собственным примером.

 «Православное Заволжье»

Подготовила Наталья Абрамова

https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/protoierejj-andrejj-tkachev-_moy...