Протоиерей Алексей Уминский: То, что важно для вас, важно и для вашего ребенка
Москва, 21 апреля, Благовест-инфо. «Ребенок в семье и Церкви. Как не навредить детской вере» – так называется новая книга протоиерея Алексея Уминского, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах, которую он представил 20 апреля на факультете психологии Российского православного университета (РПУ). Книга только что вышла в издательстве «Никея», главный редактор которого, Владимир Лучанинов, сообщил, что это уже седьмая книга о. Алексея за последние годы. В презентации участвовали профессор Борис Братусь — доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель факультета психологии РПУ и протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Свято-Никольского храма села Макарово (Ногинский район Московской области).
Издательство так анонсировало новое издание: эта книга о воспитании, о детской вере и молитве, о любви в семье и о родительских ошибках. Отец Алексей, имея опыт директора и духовника православной гимназии, поднимает множество актуальных для верующих родителей вопросов: как ребенку исповедоваться и поститься, каково место детей в приходе, что такое детская духовная жизнь и что на самом деле приводит ребенка ко Христу? «Как сделать воспитание обоюдным процессом, когда не только мы, но и дети воспитывают нас, и чтобы в центре этого процесса была личность Христа?» – сформулировал главный вопрос вечера Владимир Лучанинов, многодетный отец. Кстати, он признался, что «чем больше у тебя детей (а у него 5 дочек – прим. ред.), тем меньше ты знаешь о воспитании».
О. Алексей считает, что сейчас, спустя 25 лет после начала церковного возрождения, накопился достаточный опыт, чтобы открыто, называя вещи своими именами обсуждать вопросы, связанные с темой книги. По наблюдениям священника, за эти годы возникла «массовая иллюзия христианства: люди стали всерьез считать, что они уже христиане и могут по-христиански воспитывать детей, для этого нужны только методики, технологии и т.п.». «Полем для экспериментаторства» множества неофитов стали их дети; во многих случаях была поставлена сверхзадача – «сделать из ребенка святого», когда за ориентир педагогики православные родители брали житийные истории. Это «массовое умопомрачение» дало результат, на который родители не рассчитывали: воспитанные таким образом подростки стали уходить из храма. Родители зачастую воспринимали это как крах и трагедию: «Ребенок был такой духовный! А теперь он погибает!»
Родителей, от которых о. Алексей слышит эти сетования, он призывает не преувеличивать «особую детскую духовность», «силу детской молитвы» – ее нет, потому что молитва – это всегда плод зрелой духовной жизни. На самом деле ребенок просто естественным образом хотел в раннем возрасте быть вместе с родителями и заслужить их похвалу. Во многом причины таких родительских «перекосов» связаны с тем, что у них самих, по понятным причинам, не было в детстве опыта церковной жизни. Кроме того, любые родительские амбиции – это «тяжелейший крест для ребенка», а уж «религиозные амбиции опаснее других». Однако травмированный таким образом ребенок не обречен: о. Алексей считает, что родители, которые понимают суть подросткового бунта, должны «любыми способами компенсировать эту травму – свободой, доверием, спокойствием по отношению к поступкам ребенка».
Тема уходящих из храма подростков живо взволновала участников презентации, они задавали вопросы. Профессор Братусь напомнил, что психологи говорят даже о «синдроме ДВР (дети верующих родителей – прим. ред.)», но пугаться этого не стоит. Не нужно давить на ребенка, пытаясь вернуть его в храм. Важно, чтобы подросток «зацепился за какой-то интерес», был чем-то увлечен: «Почти неважно чем, но чтобы в этом деле он шел дальше, мог расти». «Искусство воспитания в том и состоит, чтобы из чего-то нейтрального извлечь воспитательное начало», -- так Б. Братусь отреагировал на пример о. Алексея: он рассказывал о подмосковном священнике, который ходит с подростками на яхтах по Средиземному морю.
То, что подросток отходит от родительского мира, -- это «трепетный, но и радостный момент», продолжил тему о. Вячеслав. Его собственный родительский опыт и общение с прихожанами свидетельствуют о том, что ребенок, подрастая, «должен оттолкнуться от нас, от нашего мира и, как ни странно это звучит, от нашей веры. Только отойдя, он сможет потом сделать свой выбор веры – а это всегда свободный шаг». Доверие, «искусство понимания, а не потакания» – вот что необходимо подросткам от взрослых, чтобы они выросли – нет, не верующими, а хорошими людьми, полагает о. Вячеслав.
Много вопросов было связано с воскресными школами и православными гимназиями. О. Алексей считает очень неудачным само наименование «школа» для воскресных занятий при храме. По его словам, на таких встречах ничто не должно напоминать об урочной системе, заданиях, экзаменах и отметках. Главное – не основы вероучения, которые дети должны запомнить, а «то, что касается их жизни – молитва, богослужение, причастие, пост» – надо помочь детям воспринять полноту церковной жизни. Православная же гимназия тоже не должна быть обычным учебным заведением, обремененным дополнительными предметами, но «доброй семьей», где ребенку психологически комфортно.
Православное воспитание не может быть успешным без, по крайней мере, двух важных моментов. Во-первых, это опыт родителей – как сами они воспринимают веру и Церковь. «Не надо спрашивать: как часто водить ребенка в храм, как часто причащать, а – для чего, ради чего вы это делаете. Если ребенок причащается, а родители нет, он понимает: они дают мне то, что им самим не нужно. А если родители причащаются радостно, то ребенку уже и объяснять ничего не нужно. Главное – это аксиология: что ценно для вас, то важно и для вашего ребенка», -- сформулировал основной принцип о. Алексий.
В подтверждение он привел пример из своего раннего детства, в котором были атеистические родители и глубоко верующая бабушка. «Она просто вся сияла, когда приходила из храма после причастия», -- это запомнилось пятилетнему мальчику. Как и другое: он хотел получить от Бога ответ в виде шоколадки в кармане, но чуда не произошло, и он заглядывал в комнату, где молилась бабушка, и приговаривал: «Бог дурак! Бог дурак!» «Но я не мог оскорбить ее религиозные чувства – она просто тихо улыбалась», – вспоминал о. Алексей.
«Бабушка улыбнулась – это обескураживающий ответ из точки любви»,– прокомментировал профессор Братусь, сравнивая эту реакцию с ответом некоторых наших современников на «оскорбление религиозных чувств». Как психолог он считает очень важным условием воспитания умение общаться с детьми с учетом их возрастных особенностей. Кстати, это помогает понять обложка новой книги: что видит ребенок в храме, на своем уровне? Он оказывается среди юбок и штанов, не понимает, что читается и поется… Б. Братусь привел примеры детского восприятия жизни, в котором есть «здесь и сейчас», но нет будущего и связанного с ним тревог, зато есть «я», которое расположено в центре детской вселенной. «Мы овзросляем ребенка. Мы часто смотрим на него как на недовыросшего взрослого, а это самостоятельный целый мир. Нам надо спуститься с наших высот, часто – дутых, к ребенку, в прямом и переносном смысле, чтобы общаться с ним лицом к лицу… Такое отношение может помочь ему приблизиться к истинному христианству», – сказал психолог.
На вечере священникам были также заданы вопросы о детской исповеди, о роли крестных, о поведении детей в храме и многие другие.
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии