ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ОВЧАРЕНКО: «ПРОСТИТЬ — ЗНАЧИТ СТАТЬ АДВОКАТОМ СВОЕГО ОБИДЧИКА»
Прощеное Воскресенье… Все мы, без исключения, нуждаемся в прощении (тут сразу идут на ум сентенции, вроде «всяк человек ложь» из 115 псалма, «и во гресех роди мя мати моя» из 50 псалма, и даже — «а кто не бабник?» из уже не очень модной песенки). Без прощения не бывает и Воскресения. Чтобы воскреснуть из мертвых и жить в будущем веке, нужно быть прощенным и не иметь зла на ближнего еще при земной жизни.
Правые и левые, украинцы, американцы и русские, евреи и арабы, взрослые и дети, умные и не очень, дворники и депутаты, убийцы и их жертвы — все нуждаются в одном и том же. Но в не меньшей, а может даже, и в большей степени мы нуждаемся в том, чтобы самостоятельно и свободно прощать своего ближнего. Особенно это актуально сейчас. Увидеть свой грех, признать свои заблуждения и попросить прощения большинству, как мне кажется, сейчас не представляется возможным, слишком уж много гордости в нас всех. Самому простить обидчика — легче, стало быть, это выход для любого человека. Так пусть это будет началом, первым почином перед смиренным — «пойду, попрошу прощения».
Простить — значит понять
«Простить» — это не значит «согласиться», не значит «закрыть глаза» на проступок, грех, преступление. «Простить» — значит «понять»! Т.е. не иметь жажды мести в сердце своем, найти смягчающие обстоятельства, причины, мотивы, побыть чуточку адвокатом своего обидчика. В практике аскетики такое называется «замена помыслов». У прп. Паисия Святогорца есть пример: в одном монастыре грубая монахиня после общей трапезы не дала порцию еды другой монахине, задержавшейся на послушании. Чтобы избежать злости и осуждения, опоздавшая рассудила так: «Наверно, еду оставили другой сестре, которая еще больше голодна». Т.е., по словам святого, каждый должен иметь некую «фабрику добрых помыслов», в которой грязные, греховные помыслы будут заменяться на добрые, безобидные: «Лукавые механизмы своего [духовного] предприятия ты должна реконструировать так, чтобы они стали добрыми. Самое выгодное предприятие для человека — это открытие фабрики "Добрых помыслов"».
Временами дается от Бога твердое убеждение: нет ничего сложного в том, чтобы видеть поступки ближних в добром свете. Кстати, помыслы, которые рождаются от рассеянности — куда коварнее, чем помыслы откровенно злые. Ведь первые помыслы мы не замечаем и поэтому не отбрасываем их от себя. Хотелось привести здесь замечательное наблюдение афонского подвижника: «Подобно противнику, который сначала бомбит с самолетов укрепления, чтобы их разрушить, а потом, при поддержке артиллерии, идет в наступление, диавол сперва «бомбит» человека помыслами, а затем идет на него в атаку. Диавол не нападает на человека, если не испортит сперва его помысла. Ведь добрый помысел защищает человека, добрый помысел — это его "блиндаж"».
Трудно себе представить христианина первых веков — с азартом наблюдающим за поединком гладиаторов
Не обойти нам и такой феномен, как социальные сети. Это уже давно — данность, важный элемент коммуникаций. Социальные сети, по моему разумению, и задумывались именно как средство коммуникации, но получилась в результате не столько площадка для свободного общения, сколько «ярмарка тщеславия», гладиаторская арена, на которой зрители и участники боев периодически меняются местами. Редко можно встретить простую дружескую болтовню или интеллектуальное обсуждение, пусть и эмоциональное, но не переходящее, как говорится, «на личности». Причём темы спора — дело второстепенное. Это могут быть и картинки котиков, и обсуждение последнего фильма, и геополитика. Никто даже не задумывается, что Там фейсбука не будет… все сгорит – и фильмы, и геополитика, и государства, и моря, и, простите, котики… Останется только сам человек, без одежды и без всего того набора жизненных благ, которых мы привыкли добиваться, искать, желать, прилагая честные и нечестные усилия. Древняя жажда зрелищ и хлеба, а значит крови и боли других, приспосабливаясь к техническому прогрессу, причудливо меняет свой внешний вид. Трудно себе представить христианина первых веков — с азартом наблюдающим за поединком гладиаторов, кричащим и жаждущим крови. Но, благодаря современным технологиям, мы не только можем подобное представить, но и можем наблюдать ежечасно… Конечно, виноваты не соцсети или технологии, и даже не бесы, виноваты мы сами…
Как часто мы ошибаемся в людях! Пусть будет хотя бы один день в году, когда мы отринем помыслы, указывающие нам на грехи и пороки людей. Пусть этот день будет пронизан энергией любви, которая исходит от Креста. Давайте постараемся прощать настолько искренне, насколько поможет нам наше «немощное произволение».
Никого не раздражай и никого не ненавидь
Не хотелось бы перегружать текст цитатами из Святых Отцов и Евангелия, так как многие фразы сделались уже затертыми от частого и неумного употребления. Но слова преподобного Исаака Сирина будут здесь как нельзя более уместны: «Никого не раздражай и никого не ненавидь ни за веру (т.е. за слабость веры или за неправоту веры), ни за худые дела его, но берегись кого-либо и в чем-либо укорять или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на небесах». Пусть эти слова для кого-то станут девизом всей жизни, а для кого-то — первой ступенькой к благодати, которая дивным образом подается в чине Прощения в Воскресенье перед Великим Постом.
P.S. Очень не хотелось бы увидеть в этот день на мониторах слащавое и поверхностное «прости, и я прощаю», вкупе с изображениями куполов и крестов. Хотелось бы увидеть духовными очами множество христиан, говорящих в сердце своем: «Бог, прости меня, пожалуйста, и я тоже постараюсь простить другим».
http://pravlife.org/content/protoierey-aleksandr-ovcharenko-prostit-znac...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии