Протоиерей Афанасий Гикас: Наше участие в Божественной Литургии
Бог вездесущ и каждую секунду стучит в двери наших сердец. Если не откроемся Ему на встречу – участие в богослужении не принесет нам плода. Мы можем бывать в храме каждый день, возможно даже дважды (утром и вечером), но оставаться изолированными в своем собственном эгоизме, не имея расположения к отношениям любви с превосходящей всякое разуменье Любовью – Самим Богом.
Разумное служение преображает качество нашей церковной жизни, способствует подлинному участию в Божественной Литургии. Литургия это таинство таинств, как известно, в древней Церкви с ней были связаны все остальные таинства и элементы богослужения. Служение Богу не носит одностороннего характера и не способствует распаду повседневной жизни христианина. Наша духовная и мирская жизнь не суть два разных и обособленных направления жизни, они основываются на началах, которые придают гармонию и баланс нашему психосоматическому бытию. Материальная жизнь не противоположна духовной жизни и не может быть от нее изолирована. Современные теории, которые предполагают разрыв одной от другой, неправомерны, так как не имеют ничего общего ни с действительностью, ни с евангельским учением. Вся наша материальная («мирская») жизнь ни что иное как проявление нашего внутреннего духовного состояния.
Чтобы достичь успеха, человек должен выстроить подлинные отношения с Богом и людьми. Только «человек богослужения» способен выстроить гармоничные отношения со своим социальным и внешним окружением, потому что причастием Божественного он обретает истинную любовь. Литургия продолжается и после отпуста, в отношениях с нашими ближними. Современные богословы говорят о «литургии после Божественной Литургии», которая совершается разнообразными способами в нашей повседневной жизни.
Отпустом «с миром изыдем» христианин призван стать апостолом, принести ближнему Евангелие Правды, данное опытом участия в небесном священнодействии.
Но каково содержание евангелизации, которую мы призваны обратить к людям? Это прежде всего опыт, который верующий обретает погружаясь в Божественную Литургию и стремясь стяжать Божественную благодать. «Подобно тому как входя в сад человек вдыхает полной грудью, чтобы уловить все запахи, так и во время Божественной Литургии можно дышать всеми благами небесного рая и насыщаться общением с Богом»1.
Божественная Литургия – это рай, это собор святых. В ней все чего жаждет душа, она то ради чего мы крестились, то ради чего приняли помазание миром, то ради чего были призваны стать частью Православной Церкви. Перед нами предстоит Тот кого мы ищем, Тот о ком мы читаем в книгах, Тот о ком говорили наши предки и духовные отцы. Мы поклоняемся Ему на протяжении всей службы: «Все время поклоняемся Самому Богу, всем святым, всей Церкви во всем говоримом и слышимом, совершаемом и подразумеваемом »2.
Бог Живой перед нами но мы постигаем его «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно»3 и ждем откровения. Само Таинство превосходит логику и предполагает наставление в вере, поэтому мы благодарим Бога «о всех, их же вемы и их же не вемы». И хотя мы много лет участвуем в Божественной Литургии для нас еще актуальны слова вопроса обращенного Господом к своим ученикам «еще ли не понимаете и не помните;»4.
Наше присутствие на Божественной Литургии подобно состоянию ветхозаветных пророков. Они пророчествовали, предсказывали события будущего, но не имели личного опыта и понимания того, о чем говорили. Конечно Божественная Литургия не зависит от эмоционального состояния человека, так как оно способно привести его в состояние прелести.
Во время Божественной Литургии мы не обособленные индивидуальности. Мы действуем как сообщество личностей. Показательно, что во время Литургии, все прошения совершаются во множественном числе, именно потому все что на ней происходит имеет своей целью единение верующих между собой и с личностью Христа.
Приводим слова митрополита Диоклийского Каллиста Уэра, произнесенные в Салониках: «Сотворенный по образу Пресвятой Троицы человек обладает братьями и сестрами. Он тот, кто говорит «мы», а не «я». Очень важно, что в молитве Господней все во множественном, а не в единственном числе. Мы говорим «нас» а не «меня»: Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
То же (за редкими исключениями происходит и на Божественной Литургии): для литургии характерна фраза «мы», а не «я». Особенно в кульминационный момент, во время Эпиклезы: священник – призывающий Дух Святой преосуществить Святые Дары – использует множественное число: «приносим, просим, молимся, молим: Ниспошли Дух Твой Святой на нас» а не «на меня»…»5.
1. ΑΙΜΙΛΙΑΝΟΥ ΣΙΜΩΝΟΠΕΤΡΙΤΟΥ, Κατηχήσεις και Λόγοι 4, Θεία Λατρεία Προσδοκία και Όρασις Θεού, Ορμύλια 2001, σ. 145-146
2. ΑΙΜΙΛΙΑΝΟΥ ΣΙΜΩΝΟΠΕΤΡΙΤΟΥ, Κατηχήσεις και Λόγοι 4, Θεία Λατρεία Προσδοκία και Όρασις Θεού, Ορμύλια 2001, σ. 144
3. Α´Κορ. 13,12
4. Μτθ. 16,9 και Μρκ. 8,17
5. ΚΑΛΛΙΣΤΟΥ WEAR, Μητροπολίτου Διοκλείας, Το ανθρώπινο πρόσωπο ως εικόνα της Αγίας Τριάδος. Από τον Ιερό Αυγουστίνο στον άγιο Γρηγόριο τον Παλαμά, Ομιλία που εκφωνήθηκε κατά την τελετή αναγόρευσής του σε επίτιμο Διδάκτορα του Τμήματος Ποιμαντικής και Κοινωνικής Θεολογίας του Αριστοτελείου Πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης, 3 Ιουλίου 2015
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии