Протодиакон Андрей Кураев: План курса "светской этики"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Министерство образования  полагает, что курс светской этики (альтернатива ОПК) будет построен нижеследюущим образом.
Курс отчужден от жизни современного ребенка, ибо слишком историкоцентричен. Такое ощущение, что его задача - воспитать будущих членов одно определенной партии. Все богатство и сложность этических коллизий сводится к «служению Отечеству». Почему трудолюбие и целомудрие в одном уроке? Этическим темам посвящены всего лишь 7 уроков.

Крен в область истории и исторических персоналий в ущерб собственно этической тематике. Ребенок не сможет отождествить себя с куцым этическим материалом и не сможет использовать его для строительства своей жизни и решения своих проблем.

Теперь задача министерства - сделать православный курс еще более скучным и безжизненным.

Урок 1. Россия  - наша Родина – многонациональная страна. У каждого народа свой язык, своя вера, свои традиции. Мы должны знать, понимать и помогать друг другу. Мы – одна большая семья.  Чтобы поддерживать и заботится друг о друге, люди должны относиться друг к другу нравственно. Для этого в душе у нас живет совесть. Совесть говорит каждому  «Золотое правило» нравственности:  «Не делай другим того, чего не желаешь себе».  Чтобы люди жили дружно, они должны (выполнять) придерживаться определенных правил, которые называются моральными нормами. Правила нравственности и моральные нормы есть у каждого российского народа, по ним живет каждая семья. Христос, Мухаммед, Моисей и Будда – величайшие учителя нравственности. Важнейшие заповеди Христа – «Возлюби Господа Бога твоего все сердцем, всею душою твоею», «Возлюби ближнего своего как самого себя». Важнейшие заповеди пророка Мухаммеда. Заповеди Моисея (выборочно). Важнейшие заповеди Будды. Каждый российский народ хранит свой нравственный опыт в пословицах, поговорках, сказках (примеры из фольклора разных народов). Отношения в вашей семье также основаны на нравственных правилах. Источники нравственности – вера каждого народа и опыт совместной жизни людей друг с другом по законам совести.

Урок 2. Понятия Добра и Зла в Священных книгах великих мировых религий, в народном творчестве и в художественной литературе России и мира.

Урок 3. Осознанный выбор между Добром и Злом - основа нравственного поведения. Примеры истинного человеческого достоинства в религиозном и светском историко-культурном наследии России и мира
Урок 4. Образ идеального человека как носителя нравственности.  Нравственная зрелость человека как показатель освоения им ценностей духовной культуры.
Справедливость, честь, верность, долг, ответственность, здоровый образ жизни.
Урок 5. Трудолюбие, целомудрие, любовь – нравственные ценности семейной жизни. На примерах из произведений отечественного и мирового искусства.

Урок 6. Уважение к родителям как этическая норма. Память о почивших родственниках как этический долг человека.
Урок 7. Супружество и многодетность как нравственная ценность. Образы материнства и отцовства в культуре  России и мира.

Урок 8. Различие в воспитании мальчиков и девочек. Традиции самовоспитания. (На примерах исторически значимых личностей.)

Урок 9. Обогащение нравственного опыта человека в течение жизни.  (На примерах исторически значимых личностей. Династия Фаворских.)\

Урок 10. Семейные праздники, обряды и обычаи  – способ укрепления связи между поколениями в культуре России и мира.
Урок 11. .  Этическое отношение к природе. Восприимчивость к красоте природы как мерило духовно-нравственного состояния личности.

Урок 12. Сохранение старинных народных обрядов и обычаев традиционного календаря народов России – культурная норма современного человека, школа дружеского межличностного и межнационального общения
Урок 13. Памятники религиозной культуры  – российское и всемирное культурное наследие.

Урок 14. Роль традиционных религий в гражданско-патриотической этике
Урок 15. Священные книги в буддизме, иудаизме, христианстве, исламе – общее культурное наследие современной России (с использованием фондов местных музеев, библиотек и др.). Бережное отношение к культурному наследию России.

Урок 16. Архитектурные традиции в буддизме, иудаизме, христианстве, исламе – общее культурное наследие современной России (с использованием местного материала). Бережное отношение к культурному наследию России.
Урок 17. Святыни религиозного искусства – общее культурное наследие современной России (с использованием местного материала) . Бережное отношение к культурному наследию России.

Урок 18. Служение Отечеству на государственном поприще. (Великие князья Владимир, Александр Невский, Димитрий Донской, Даниил Московский, Иван Калита. Император Петр I. П.А. Столыпин.)

Урок 19. Жертвенное служение Родине на воинском поприще. Сыны и дочери Отечества в дни военных испытаний. (Ф.Ф. Ушаков, адмирал Российского флота. Великие русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов. Княгиня М. Тучкова. Сестры милосердия в годы Крымской войны. Сестры Марфо-Мариинской обители в войне 1914 г. Концертные бригады во время Великой Отечественной войны)

Урок 20. Жертвенное служение Родине на воинском поприще. Сыны и дочери Отечества в дни военных испытаний. (На примерах лучших представителей народов России).

Урок 21. Служение Отечеству на поприще искусства. (скульптор И.П. Мартос;  композитор Д. Шостакович (создание и исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде); подвиг сотрудников Эрмитажа в войну 1941-1945 гг. и в послевоенные годы.)

Урок 22. Служение Отечеству на поприще просвещения. (На примерах лучших представителей народов России. И.Я. Яковлев – создатель чувашской азбуки.)

Урок 23. Служение Отечеству на поприще  науки. (Доктор медицины, профессор, хирург, духовный писатель Лука Войно-Ясенецкий. В.И. Даль – духовный и гражданский подвиг сохранения сокровищ русского языка.

Урок 24. Служение Отечеству на поприще экономики. Честь родовой фамилии и уважение к семейным династиям. ( Династия Строгановых; Демидовых.)

Урок 25. Служение Отечеству на поприще меценатства. Взвешенное отношение к миру материальных ценностей («святой доктор» Ф.П. Гааз (его девиз «Спешите делать добро!»). благотворительная деятельность П.М.Третьякова, С.В. Мамонтова.)

Урок 26. Религиозные сюжеты и образы в  отечественном искусстве XIX-XXI веков  (словесность, изобразительное искусство, музыка) С использованием местного материала.
Урок 27.  Взаимообогащение культур народов России в ходе совместной исторической жизни.

Урок 28.  Совместный труд  и взаимопомощь  народов России  - путь к процветанию Отечества.

Урок 29.  Роль государственных праздников в укреплении национального единства.

http://diak-kuraev.livejournal.com/44419.html