Протодиакон Андрей Кураев: Основы православной культуры. Полный текст-6

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Урок 11 (28). Защита Отечества

Вы узнаете:
- Когда война бывает «справедливой»
- о святых защитниках Родины

Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. Точнее – половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах.

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.
Вечером 28 ноября 2008 года пьяный бандит позвонил в квартиру Табаковых в подмосковном городе Ногинск-9. Дома были только дети: 7-летний Женя и его 11-летняя сестра Яна. Они поверили словам за дверью, будто им принесли «заказное письмо». Угрожая ножом, бандит потребовал отдать ему деньги. Затем он связал девочку и стал её мучить. В это время в комнату вошёл её младший брат. Бандит пригрозил, что убьёт его, если он не выйдет. Сбегав на кухню, мальчик взял нож и ударил мужчину. Преступник побежал за Женей, а девочка выбежала из квартиры и позвала на помощь. В это время насильник схватил мальчика и нанёс ему 8 ударов ножом в спину. Женя скончался. Указом Президента Российской Федерации Женя Табаков награждён посмертно Орденом Мужества за самоотверженность, проявленную при исполнении гражданского долга.
Когда в 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию, то все народы России – русские, украинцы, калмыки, башкиры, грузины, татары и другие встали на защиту нашей общей Родины.
С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
Война может быть справедливой, если ведется «За алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою большую семью – Отчизну, и за ее духовные святыни.
Но нельзя силой оружия навязывать свою веру. Русская поговорка гласит: «Невольник - не богомольник». Христос никого не заставлял слушать Его слова. Он много раз говорил Своим ученикам, что их будут преследовать из-за веры в Него, но он никогда не говорил им: «Вы должны преследовать других во имя Мое».
Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.
В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским. Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может, можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо шепнул ему: «Ступай с Богом! Ты победишь». И благословил Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь).
Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.
Но даже на войне христианский воин не должен превращаться в машину для убийства. Даже на войне надо остаться человеком. Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.
Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны
Когда, разбив Наполеона, русская армия подошла к его столице – Парижу - французы сдались. Парижане в трепете ждали мести за сожженную Москву. Но все было мирно. И вот на балу русский Император Александр Первый пригласил на танец бывшую жену Наполеона Жозефину. Та с тревогой спросила: «Теперь, наверно, вы переименуете парижский мост Аустерлиц?». За 9 лет до этого в битве под Аустерлицем войска Наполеона нанесли поражение русской армии, которой командовал Александр. В честь той победы Наполеон назвал мост в своей столице...  Но русский царь ответил: «Зачем мне переименовывать этот мост? Мне достаточно, что по нему прошли мои солдаты!».
Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.
Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов стал монахом. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января. Его останки – «мощи» - до сих пор лежат в Киево-Печерском монастыре.
Князь Александр Невский - великий воин. Он одерживал победы и над шведскими и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр - великий миротворец. В то время русские княжества были завоеваны монгольской Ордой. В любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 году правитель Орды - хан - послал своих людей собирать русских воинов для участия в ордынском походе в далекую Персию (ныне – Иран). И тогда князь поехал в Орду - «дабы отмолить люди от бед». Там на переговорах он одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены. А на обратном пути из Орды князь Александр скончался…
Он причислен к лику святых (в этом случае слово «лик» означает «собрание»). В его честь построено множество храмов, его именем назван величественный монастырь: Александро-Невская лавра в Петербурге. В истории Российской Империи было три императора с именем Александр – все они получали свои имена в честь святого князя Невского.
Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

ВРЕЗКА
Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, то и Ея Величество из тех же правил, содействуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царствовали» - указ императрицы Екатерины Великой (1773 г.).

Вопросы
1. Может ли война быть справедливой? В каком случае?
2. Какие поступки недопустимы даже на войне?
3. Какие слова Христа вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве?
4. Одинаково ли надо реагировать на обиды, нанесенные тебе и любимому тобой человеку?
Прочерти правильные ответы из этих слов
Я:
 Могу  простить обиду   сестренку
 Не должен защитить    мою
 должен  вступиться за   себя
   отомстить за   Родину

5. Знаете ли вы войны, где против общих недругов России вместе сражались христиане, мусульмане, буддисты (татары, калмыки, русские и другие народы)?

 

Урок 12 (29). Христианин в труде

Вы узнаете:
- О первом грехе людей
- Какой «труд» напрасен

Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир. Потом она говорит о том, как Бог призвал к труду человека. Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей и не было смерти.
Заповедь труда была дана среди четырех заповедей:
- умножения жизни («плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю»);
- возделывания и хранения сада;
- познания мира («нареки имена животным»);
- поста.
Эта четвертая заповедь говорила: «не вкушай плодов древа познания добра и зла». В православии ее воспринимают как заповедь о посте по той причине, что пост – это временное воздержание от чего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучшее.
Поэтому нельзя поститься (то есть временно удерживаться) от зависти: зависть всегда плоха. Но можно некоторое время воздерживаться от сладостей (которые после поста станут еще вкуснее).
Все деревья райского сада были насаждены Творцом, и всеми их плодами человек мог пользоваться – кроме плодов древа познания.
Человек должен был бы вкусить и эти плоды, но не сразу. Сначала он должен был окрепнуть в своем служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В «древе познания» не было никакого зла. Более того – оно было святыней.
Но вместо пути труда человек предпочел пойти путем магии.  Мол, просто съем этот плод – и сразу стану мудрым. Однако, мудрость входит в человека не через рот. И мудрость никогда не дается без труда и опыта.
Итак, по рассказу Библии, самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек гордо решил, что Творец был неправ, поставив ему столь странное ограничение («не вкушай…»). Он решил, что Бог неверно разграничил добро и зло, а вот если человек самовольно вкусит плод древа познания, то он приобретет совсем новое представление о границах добра и зла.
Человек решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. Такой странный замысел попробовали реализовать первые люди.
И это кончилось бедой. Именно с этой поры люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.
Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в жизнь людей необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего».
Не всякий труд хорош. Если человек работает только для своего обогащения – такой труд не приближает человека к Богу. Дурной оказывается и такая работа, которая приводит к горю людей. Вот некий человек немало потрудился, создавая отмычки к замкам. Он прекрасно овладел искусством проникновения в квартиры людей. Но его цель была дурна. А потому и труд по достижению такой цели не был добрым. Низок «труд» тех, кто выращивает и распространяет наркотики, кто открывает казино или «клубы игровых автоматов».
Если же человек работает, принося пользу людям, его труд радует и Бога. Христианин считает, что весь его рабочий день проходит перед Божьим взором, и потому старается работать честно.
Если подняться под самый купол древнего храма, то можно видеть роспись такую же тщательную и прекрасную, как и ту, которая находится прямо перед глазами стоящих внизу людей. Это значит, что древние художники работали «на совесть». Они знали, что никто из людей не увидит деталей их труда на такой высоте. Но они верили в то, что их труд видит Бог. И поэтому не позволяли себе лениться.
Итак, с христианской точки зрения труд – это не просто средство пропитания (хотя очень точны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»). Труд – это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает человеку опыт, знания, закаляет его характер.

ВРЕЗКА
Библия много говорит о справедливом воздаянии за труд:
«Кто пашет, должен пахать с надеждою… Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его, чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха… Горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его… Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа".
Тот, кто задерживает заработную плату работникам, кто понуждает людей работать за гроши и жить впроголодь, поступает не по-христиански. Также неправ хозяин, заставляющий работать людей без отдыха и без выходных.

Вопросы и задания
1. Какие заповеди получили первые люди от Творца?
2. Что такое пост?
3. В чем грех первых людей?
4. Какие трудовые усилия вредны для человека?
5. Кто является автором поговорки «кто не работает – не ест»?
6. Представь, что ты в будущем будешь владельцем предприятия. Как ты будешь относиться к своим работникам?
7. Что значит «работать на совесть»?

http://diak-kuraev.livejournal.com/80453.html#cutid1