Протодиакон Андрей Кураев: Основы Православной культуры. Полный текст-4
5 КЛАСС
Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь.
Вы узнаете:
- Что такое Церковь
- Что такое крещение
Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:
- Отче, ты не прав!
Старый священник не соглашается:
- Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был неправ, Бог не посылал бы ангелов, которые часто молятся вместе со мной.
Юноша попросил священника спросить ангелов - кто же из них прав… На следующий день священник сказал ему:
- Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей.
ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ
Источник своей истории христианство видит в Боге. Но живет оно также в мире людей. Слова Христа люди записали обычным человеческим языком и обычными для той эпохи средствами: на папирусах. Затем люди (а не ангелы) веками разносили эти записи по всему миру. И для проповеди Евангельского учения христиане использовали те же средства, что и любая развитая культура использует для связи людей и поколений: книгу, школу, музыку, живопись, беседы.
Люди, ставшие христианами, объединяются в общество, которое называется Церковь. Церковь живет и растет, присоединяя к себе новых людей, новые поколения, новые народы.
Христос жил в той стране, которая сегодня называется «Святая Земля», Палестина или Израиль (а во дни Его жизни на земле это была часть Римской Империи).
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Почти через тысячу лет после жизни Христа на востоке Европы начало свою историю русское государство. Наши соседи с юга – болгары и греки – к тому времени уже стали православными христианами.
Именно в греческую столицу – Константинополь – киевский князь Владимир послал своих послов. В этом огромном городе, теперь носящем имя Стамбул, и поныне высится прекрасный храм святой Софии. София в переводе с греческого «Мудрость». Это одно из свойств Христа и, значит, именно в Его честь был назван самый величественный храм христианского мира.
Русские послы посетили богослужение в этом храме. Они были поражены: «Мы не знали, где мы находимся - на небе или на земле!».
И князь Владимир решил принять православие. В 988 году от Рождества Христа он призвал жителей Киева креститься в реке Днепр.
Крещение (не путать с крестным знамением) – это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или в большую купель внутри храма) с призыванием Бога.
Первыми, вслед за князем Владимиром, крестились его воины – дружина. С той поры, идя в бой, русские дружинники несли с собой хоругви (т.е. знамена) с изображением лика Христа.
Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия - принесли на Русь азбуку и книги. Теперь уже не только в песнях и былинах могла храниться народная память, но и в летописях. Службу они вели на понятном славянам языке. Поэтому высокие призывы Евангелия быстро находили отклик у русских людей.
Люди приглядывались к новой для них вере. На их сердца влияли не только поучения священников. Они видели, как изменился их правитель. Князь Владимир открыл школы для детей. Он рассылал по всему городу повозки с едой, чтобы никто не голодал. В Киеве он начал строить храмы – они стали первыми каменными постройками на Руси. Кстати, в последующие века отличие села от деревни определялось именно наличием в нем храма.
В народной памяти, в былинах князь Владимир остался как «Владимир Красно Солнышко». А в Церкви он считается святым. С 988 года православное христианство стало распространяться по Руси, преображая жизнь людей и их культуру.
Вера в одного, единого Бога собирала славянские племена и давала им ощутить себя единым народом. В течение последующей после крещения Руси тысячи лет в нашей стране главным при знакомстве с человеком считалось не определение его национальности, а его отношение к той или иной вере.
СВЯТАЯ РУСЬ
Вера наполняла жизнь людей смыслом. В храм люди шли и с горем и с радостью. Люди из своей среды выбирали священника и доверяли ему свои исповеди (то есть покаянно рассказывали о своих грехах и принимали советы).
Сделать что-то для храма считалось делом добрым, почетным и радостным.
Конечно, кто-то оставался равнодушным. Кто-то не мог решиться всерьез изменить свою жизнь по учению Евангелия. Кто-то на время воспламенялся желанием жить в добре, а потом решал, что удобнее все же жить просто ради себя. Но все равно человек, совершив грех, знал, что он грешит. И он, и его соседи знали, что правда состоит в другом. Идеал евангельской правды был признаваем всеми. Поэтому Русь, вглядываясь в Евангелие, стремилась к святости и укоряла себя же за то, что остается от нее далека. И за это свое стремление она стала именоваться «Святой Русью».
Русский писатель Александр Солженицын так описал эту особенность нашей жизни:
«Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.
Он — в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной повседневностью — они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.
И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, — никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского.
И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час — вечности. Этот звон поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.
В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни».
В каждом поколении и в каждом городе вновь и вновь появлялись люди, которые светились верой и любовью. Около их горящих душ отогревалась народная Русь. Среди тысяч святых Русской Церкви есть святые священники и святые крестьяне, святые воины и князья, святые женщины и дети. Если присмотреться - святых людей можно найти в нашем народе и поныне.
ВРЕЗКА КРЕЩЕНИЕ
Воды крещальной купели воспринимаются как воды обновления. Входит в них человек, пропитанный своими грехами, а выходит он уже без них. Крещение дает возможность душе начать новую жизнь. Нередко при крещении человек меняет имя (например, князь Владимир стал именоваться Василием). Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. И, конечно, он этим выражает свое согласие далее жить по велениям совести, по учению Христа и по правилам Православной Церкви. Но креститься можно лишь один раз в жизни. Если после этого есть нужда обновить душу, это возможно уже только через покаяние, которое поэтому называют «вторым крещением».
ВРЕЗКА
Сегодня в Русской Православной Церкви 30 142 храма, в которых служат около 30 000 священников. Также в нашей Церкви сегодня 788 монастырей (из них – 402 женских). В них несут свое служение около 10 000 монахов и монахинь. Большинство из этих храмов и монастырей расположены в России. Но почти половина храмов, находящихся в ведении Патриарха Московского и всея Руси высятся в других странах – Украине, Белоруссии, Молдове, Казахстане, Японии, США, Германии,.. а один храм – даже в Антарктиде.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Церковью называют христианский храм. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?
2. Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?
3. Подсчитай, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа ты поймешь, сколько лет русской православной культуре.
4. Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру?
5. Первая русская летопись - «Повесть временных лет» - пишет, что в 983 году киевляне решили: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Как вы думаете, после принятия христианства прекратились на Руси человеческие жертвоприношения?
Урок 2 (19) Подвиг.
Вы узнаете:
- О том, что такое подвиг
- О человеческой жертвенности
Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение».При чем это движение от своей корысти. Там, где движение не к своей жадности, а от нее. Не захват, а жертва.
Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.
Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.
Делая физическую зарядку, люди укрепляют свои тела. Но точно также есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева – а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и сам становишься сильнее и благороднее.
Многие христиане отказываются от того, что могло бы доставить им удовольствие – чтобы потом радость их совести и души была бы сильнее.
Человек поставил перед собой серьезную и высокую цель. И ради ее достижения он отказывается от того, что само по себе и хорошо и приятно, но помешает в главном. Так поступают спортсмены, ученые. И просто умные люди.
Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправду.
Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему и обсудить его желания.
Сдвинуться с этой эгоистической закрытости – это и есть подвиг. И место такого подвига – внутри самого человека.
Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место. С той поры прошло 2000 лет. За прошедшие века у Христа было много учеников. Но много гор передвинулось за это время? – Нет. Значит, Христос имел в виду не те горы, по которым можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха – вот первые добрые подвижки.
Жертва Богу, приносимая христианином – это постоянная память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога. Если он переступает через свой эгоизм, значит, он идет путем подвижничества. Вот рассказ об одном таком подвижнике:
Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их и сказал священникам:
“Бог есть Дух. Он не ест и не пьет. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у воинов пленных персов».
Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому и отпустил к персидскому царю. Война на этом кончилась.
Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного.
Врезка.
Шла война. В дом, где пряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали ее в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: у меня нет детей. Пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем».
Наталья (так звали эту соседку) осталась одна в хижине, в наступающем вечере, в наступающей ночи. Было темно, было холодно и одиноко. И перед ней не было ничего, кроме ранней смерти. Стоило ей переступить через порог — и она осталась бы жива. Она даже не могла быть уверена, что арестовав ее, каратели не найдут затем и ту женщину, ради которой она отдавала свою жизнь. Может, ее жертва вообще напрасна? И все же она не ушла. Если бы даже погибли мать и дети, она исполнила бы до конца завет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните завет Христов. Она взяла на себя всю тяготу этой матери и ее детей. Ее расстреляли.
Но мать и дети были спасены. Они жили как бы во свете этой смерти. Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так, чтобы мир не был лишен ничего через смерть этой Натальи... Они о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу быть плодом ее жизни.
(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)
ВРЕЗКА
Целомудрие – «цельность мудрости» человека. Целомудренный человек собран и не позволяет вовлекать себя в опасные и бесполезно-случайные приключения. Он знает цель своей жизни и великую ценность своей души, и поэтому не разменивается на пустяки и безделье. Кроме того, он не притворяется и не лицемерит. Современный нам подвижник – отец Иоанн Крестьянкин из Псково-Печерского монастыря – однажды сказал пришедшей к нему девушке: «Твои беды, Татьяна, происходят от того, что есть пять разных Татьян. Одна – Татьяна, которую знаешь ты. Другая - Татьяна, которую знаю я. Третья - Татьяна, которую знают твои друзья. Четвертая – Татьяна, которую знают на твоей работе. Пятая – Татьяна, которую знает Бог. А так быть не должно. Должна быть одна Татьяна».
ВРЕЗКА. Нимбы золотые.
Ярок свет, что от нимбов идет золотых,
И забвенье его не покроет.
Повнимательней всмотримся в лики святых –
Этих тьму победивших героев.
В их чертах ощущается внутренний лад,
Сочетанье смиренья и воли.
Сострадательно-скорбен Целителя взгляд,
Весь отвага и собранность – Воин.
Негасимой свечою и солью земли
Их порой называют преданья –
Вдохновенных людей, что за Истину шли
На любые труды и страданья.
(Надежда Веселовская)
Вопросы:
1. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?
2. Слово подвиг связано только с военным временем?
3. Объясните слово «подвижник».
3. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?
Урок 3 (20) Заповеди блаженств
Вы узнаете
- Когда христиане бывают счастливы
- Как плач может обернуться радостью
- Когда сердце бывает чистым
До нас дошли слова Христа, сказанные им о тех условиях, при которых вера становится радостью. Эти слова Христа называются «Заповеди Блаженств». Слово блаженный на старославянском языке означает счастливый.
Нагорная проповедь Христа началась с провозглашения заповедей блаженств. Первая из них – «Блаженны нищие духом». Она говорит о людях, которые стали «нищими» по велению своего духа. Дух – это то стремление души человека, которое влечет его к Богу (соответственно, духовность – это то в жизни человека, что вдохновлено Божией благодатью). Нищие духом сознательно ограничили свои желания и потребности. Они поняли, что:
Лучше остаться с бедным, но любимым человеком, чем уйти к богатому без любви.
Лучше отказаться от карьеры, если для нее надо предать своих друзей или свои убеждения.
Лучше копить друзей, чем деньги.
Лучше жить в мире со своей совестью, чем угождать приятелям.
В первой заповеди Христа есть очень важная подробность. Она говорит о настоящем времени, а не о будущем. «Вы уже блаженны», а не «вы будете блаженны в вечной жизни после смерти». Продолжение же этой заповеди звучит опять же в настоящем времени: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
«Царство Небесное» - это то же самое, что рай. Многие легенды говорили о рае как о какой-то очень далекой и недостижимой стране или как о месте, в которое души летят после смерти тела.
Христос сказал иначе: «Царство Божие – внутри вас». Значит, Его ученики рай ищут не с помощью космической разведки.
А слова Христа о том, что для «нищих духом» Царство Божие есть, а не просто будет, означают, что для входа в рай нужна не смерть, а вера. Во что верит человек - это владеет его душой.
Если человек решил поступить по заповеди Христа – значит, он признал Христа своим Учителем, Господом. Тогда он – в царстве Христа, в царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости.
Вторая из прозвучавших в Нагорной проповеди заповедей звучит так: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Нет, не всякий плач будет иметь добрый итог. Вот кто-то плачет оттого, что у него угнали дорогую машину. Христос не обещает ему награду за такой плач.
А иногда человек теряет покой совести. Если он заметит эту потерю и будет плакать о ней – вот тогда он может получить утешение.
Христианин же может горевать о том, что его душа потеряла ощущение Божией благодати. Когда-то, как он помнит, в его душе было светло. А потом этот лучик потерялся… Человек уже знает вкус «Царства Божия», помнит о нем. Но не ощущает его сейчас. И тоскует его душа и просит Бога вернуться. Вот такой плач точно окажется услышанным.
В библейские времена люди верили, что олени воюют со змеями. Они полагали, что укус змеи для лани опасен, но если лань быстро напьется, то вымоет из себя яд. Поэтому в библейском псалме (гимне) говорится: «как (укушенная) лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже». Для пророка стремительный бег оленя к реке подобен стремлению души, которая однажды уже пережила встречу с Богом, потом потерялась и вот теперь вновь стремится к Нему, страдая от жала греха.
Заповедь «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» - самая неочевидная. Она говорит, что окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спорить не стал. В жизни так бывает слишком редко.
Значит, слова Христа говорят о том, что произойдет за пределами обычной земной жизни. Убеждение христианина в том, что человека ждет вечная жизнь даже после смерти его тела, напоминает ему, что его нынешний конфликт с соседом не стоит рассматривать как «последнюю битву».
Победа, которая досталась нечестным путем, будет причинять боль душе. Поэтому в лицо всем победоносным и великим тиранам Христос сказал: земля все равно не ваша, и вы на ней не навсегда. Зато добрые люди вернутся на землю после своей пасхи.
Заповедь «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», вам уже понятна. Ты уже не считаешь себя совершенством? Ты уже знаешь, что и в тебе есть недостатки? Значит, и тебе нужна милость. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды». Это не о тех, кто желает разгадать чью-то страшную и скандальную тайну. В Евангелии Истиной называется Сам Христос. Чтобы получить радость от своей веры, христианин должен именно «жаждать» Бога, а не просто вяло перелистывать страницы Библии.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».
Однажды из Иерусалима в Рим пришел монах. Рим к этому времени еще не успел привыкнуть к своей новой христианской вере. Но Рим привык пышно праздновать свои военные победы. Телемах (так звали этого монаха) шел по городу и вдруг был увлечён толпой горожан на огромный стадион в центре Рима – Колизей. На арене же стадиона началась самая страшная из человеческих игр – бои гладиаторов. Гладиаторы - это рабы, которых на потеху зрителям заставляли драться друг с другом до смерти. Когда Телемах понял, что это всерьез, он выбежал на арену Колизея и закричал: «Люди, что вы делаете?! Не убивайте другу друга!!!».
Гладиаторы замерли. А зрители разгневались на того, кто вздумал мешать их кровожадной радости, и забросали его камнями.
И все же эти римляне уже были христианами… Властители Рима задумались, покаялись и запретили гладиаторские бои. Больше история их не знала.
О силе любви напомнила волшебница-финка в «Снежной Королеве». Олень просил ее дать Герде силу двенадцати богатырей. А волшебница призналась, что не может сделать Герду сильнее, чем она есть: «Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце».
«Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога». В этих словах Христа – ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремится к ясности. А ясность приходит через чистоту жизни.
Грязь в сердце – это зависть, желание использовать другого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба).
Чистота сердца – это свобода от упомянутых грязных пятен. Чистое сердце радуется жизни и людям. Чистое сердце не злопамятно: оно не ведет учет – кто сколько сказал обо мне добрых или плохих слов. Чистое сердце – это свобода от подозрительности. Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир. Во всех людях и в природе он видит Бога и радуется Ему.
ВРЕЗКА: Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам (поэт Эрих Фрид).
ВРЕЗКА Замечательный артист и умный человек Иннокентий Смоктуновский говорил: «Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел… Мне было шесть лет, и в какой-то праздник тетя дала мне тридцать рублей: «Пойди в церковь, отдай на храм». Тридцать рублей! На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Я уже принял решение, что оставлю деньги себе, а тетке скажу, что отнес. И тем не менее почему-то все равно иду к храму. Сам не понимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашел внутрь, твердо зная, что никому ничего не отдам. И вдруг подошел к служителю и сказал: «Возьмите на храм, пожалуйста»… С той поры я понял, что Кто-то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму».
ВРЕЗКА Подвиг
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой доброй и смелой
Ты за подвиг берись:
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья -
Выше мраков земных.
(Алексей Хомяков)
Вопросы
1. Какие жизненные выборы совершает «нищий духом»?
2. Сопоставьте две фразы:
Я благодарю миротворца.
Я благодарю Миротворца.
В одном ли и том же значении употребляется слова «мир», «миротворец» в этих фразах? Какой «мир» сотворил Миротворец?
3. Какое искушение преодолел Иннокентий Смоктуновский?
4. Что такое чистое сердце?
5. Почему именно кротким Христос говорит о власти на земле?
Урок 4 (21). Зачем творить добро?
Вы узнаете:
- Как подражают Христу
- Чему радуются святые
Все люди согласны с «золотым правилом этики» - «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть четыре особых причины для того, чтобы не быть эгоистами.
Первая из них - благодарность за подвиг Христа.
Древняя легенда рассказывает о ближайшем ученике Христа – апостоле Петре. Он пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.
Апостол Петр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Петр узнал Христа…
Пораженный, Петр спрашивает: «Куда ты идешь, Господи?». Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть еще раз». И Петр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает еще и своих учеников. Петр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером…
Христос говорил, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.
Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.
Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился «духовный опыт». У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся к творению добра.
Может быть, в жизни человека был лишь несколько минут такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно: от чего предостерегают заповеди, и что они хотят подарить ему. Об этом – древняя церковная притча:
Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привел своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил этот мешок: он не знал цену алмазам и золоту и решил, что его просто хотят заставить таскать тяжести.
В этой притче золото – это заповеди. А дикарь - это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте ни золото, ни алмазы непривлекательны. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом этой внутренней радости, ему становятся понятны и дороги все церковные заповеди. Тогда он готов всю свою жизнь посвятить поиску уже знакомой ему радости, а, значит, и жизни по заповедям. Поэтому христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.
ВРЕЗКА Андреевский флаг
Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз». Брат апостола Петра – апостол Андрей. Он проповедовал на северных границах Римской империи. Он заходил и в те края, где позднее стали жить славянские народы. Его тоже распяли – но на «косом» кресте (Х). В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление здесь великого христианского города. Поэтому имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой «андреевский» крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - «андреевский стяг».
Бог на земле – не только в небесах:
В густой траве и в луговой гвоздике,
В струях воды и в лиственных лесах,
В тропинке нежной и в девичьем лике…
У многих в душах Божья благодать.
Здесь, на земле, Он ходит между нами:
Идти за Ним или Его предать –
Должны решать мы ежедневно сами.
(Геннадий Иванов)
Вопросы
1. Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова? Как к этому рассказу применить слово смирение?
2. Сопоставьте слова поэта с легендой о Петре. Можно ли сказать, что с христианской точки зрения предать человека все равно что предать самого Христа?
3. Почему христиане благодарны Христу? Почему такая благодарность особенно побуждает их к совершению добра?
4. Есть слова Христа: «Даром приняли – даром давайте». Как вы их понимаете?
5. Как связаны духовные переживания с желанием делать добро?
6. Как вы поняли притчу о царе и дикаре? Объясните.
Урок 5 (22). Чудо в жизни христианина
Вы узнаете:
- О Святой Троице
- О христианских добродетелях
Христиане стремятся творить добро не только из самоотверженности или из желания получить духовную радость. Третья причина – это вера в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.
Для христиан чудо по-своему логично: если есть Бог, а мир и его история – это книга, которую пишет Бог (помните слова Ломоносова?), то Бог как Автор может вносить поправки в сюжеты земной жизни.
Нашему миру Бог дал такие законы, что в нем единица не может равняться трём. Но христианин убежден, что для Самого Творца это не так: Он выше тех ограничений, которые Он же наложил на мир. Поэтому в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который тем не менее есть Святая Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христе) и Дух. Объяснить это невозможно, но христиан радует, что Бог свободен даже от законов школьной арифметики.
Любое чудо не может быть объяснено – иначе оно перестает быть чудом. Поэтому на этом уроке мы просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне возглавляющий Русскую Православную Церковь, рассказал о чуде в жизни его семьи: «Мой дед более двадцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение православной веры. Когда его забирали — а дело было в 1932 году — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью раздался стук в окно, и бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи». Вышла — никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне».
Как видим, для верующих людей чудо – это не обязательно видение ангела. Для христианина чудом может быть встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.
Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога.
Раз уж он хочет помощи от Бога – то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам. Хочешь, чтобы Бог послал тебе ангела? – Сам стань ангелом для кого-то.
Добрые дела формируют характер человека. Если у некоего человека какая-то добрая черта стала постоянной чертой его жизни, христиане говорят, что он «стяжал» (приобрел, обогатился) такую-то добродетель.
Добродетель – это видимое проявление внутренних добрых свойств жизни, души, характера человека. Три главные христианские добродетели: Вера, надежда, любовь.
Вера – это верность самым светлым минутам своей жизни. Когда кажется, что все бессмысленно, что надо покинуть свой дом, любимого человека, саму жизнь… Но человек вспоминает то светлое, что когда-то все же было в этом доме, и в его жизни, и в его дружбе, и в его любви. И ради этого светлого он остается другом и сыном, мужем и воином. Остается с верой в возвращение света, понимания и любви.
ВРЕЗКА
Гимн любви.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, всему верит, всего надеется, все переносит. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
ВРЕЗКА:
Христианские добродетели: чистота, справедливость, рассудительность, мужество, великодушие, благотворительность, гостеприимство, общительность, честность, искренность, терпение, искание добра друг другу (то есть человек сам ищет, чем может помочь, не дожидаясь просьбы), помощь странникам и беженцам (странноприимство), радушие, щедрость, смелость, долготерпение, сострадательность, трудолюбие, смирение, милосердие.
ВРЕЗКА
Что нужно иметь,
Чтобы счастьем владеть,
Принимая судьбу свою?
– Веру простую,
Надежду святую
И любви живую струю.
(Александр Солодовников)
ВРЕЗКА: Евангельское слово о Боге-Троице:
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына
и Святаго Духа».
ВОПРОСЫ
1. Бывало ли, что родители поступали против вашей воли, а вы потом понимали, что они сделали правильно?
2. Как связаны вера и верность?
3. В чем проявляет себя любовь?
4. Попробуйте написать, какие добродетели вы видите в ваших одноклассниках. Но эти листочки никому не показывайте, а передайте учителю.
http://diak-kuraev.livejournal.com/79928.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии