ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ. Синдром Манилова. Александр Ткаченко
Почему в Церкви считается, что мечтать — грех?
Церковь не отнимает у человека его мечту, она говорит лишь о разумном к ней отношении. Ведь любая способность человека заложена в него Богом при сотворении, а значит, и способность к абстрактному мышлению, ассоциациям, воображению (с которыми мы обычно связываем понятие мечты) тоже — от Бога, значит их тоже можно употребить во благо себе и ближним. Вопрос лишь в том, какие цели ставит перед собою человек, использующий эти богоданные свойства, и какое место занимает мечта в его жизни.
Например, юноша говорит, что мечтает стать хирургом. Для этого он усиленно изучает анатомию и физиологию, поступает в медицинский институт, посещает дополнительные семинары, практикуется в «анатомичке», читает огромное количество литературы по специальности, ассистирует при операциях, и наконец — сам становится практикующим хирургом. Такое отношение к своей мечте можно только приветствовать. В конце концов, многие нынешние священнослужители тоже ведь мечтали когда-то стать батюшками. Но бывает и так, что человек вместо реализации своей мечты прячется в ней от реального мира, словно улитка в раковину. Такая мечта способна отнять у человека настоящую жизнь, подменив ее миром бесплодных грез и фантазий. И вряд ли кто-нибудь возьмется оправдывать подобную мечтательность.
Можно ли подавать записки за себя (вписывать свое имя в прошение «О здравии»)? Или это нескромно?
Специальных правил на этот счет в Церкви нет. Однако в богослужебной практике священник, совершающий Литургию, при поминании «о здравии», в числе прочих поминает также и самого себя. Поэтому нет ничего нескромного в том, чтобы испрашивать себе здоровья у Господа, ведь просим же мы для себя в молитве хлеба насущного.
Откуда взялось у христиан крестное знамение? Разве Христос и апостолы крестились?
Уже из самого определения «крестное знамение» очевидно, что это — символ Креста Господня. Евангелие же содержит описание событий, происходивших до Распятия, поэтому упоминаний о крестном знамении там нет, и быть не может. В церковном предании не сохранилось точной даты, когда христиане начали знаменовать себя знаком Креста. Известно лишь, что начало свое этот благочестивый обычай берет с самых первых веков христианства. Вот одно из объяснений истории его возникновения, записанное в предисловии к древнерусской Псалтири:
«Были времена когда мучеников христовых мучили злочестивые цари, возбраняя им веровать во Христа. Но когда не могли их различными муками отлучить от Христа, то отрезали им языки и потом вопрошали: «веруют и проповедуют ли они Христа. Мученики же не могли пред мучителями проповедовать словом, но полагали на лица своя Знамение Честнаго Креста, и так по слову апостольскому прославляли Бога в душах и в телесах своих, потом же и кончину мученическую прияша».
Я всегда стеснялась осенять себя крестом, когда проходила мимо храма по улице. Оправдывала себя тем, что традиция эта не имеет ничего общего с Православием. Но как-то раз, на службе, услышала отрывок из Евангелия, где Христос говорит, что если кто-то постыдится Его и Его слов, того постыдится и Он, когда приидет в славе Отца Своего (Мк 8:31–38). Неужели я своим стыдом перед людьми предавала Христа?
Согласно «Словарю трудных слов из богослужения» Ольги Седаковой церковнославянское слово «постыдиться» переводится на современный русский как «отречься». Таким образом, постыдиться Христа и Его слов значит отказаться от жизни по заповедям Евангелия и жить по закону греха и смерти (Рим 8:2).
Обычай же креститься перед храмом — действительно благочестивая христианская традиция, но возникла она во времена, когда христианами были практически все жители России, и креститься перед храмом было самым обычным делом. Сегодня ситуация иная, и человек может стесняться осенять себя крестом просто потому, что не хочет привлекать к себе внимание окружающих. Такая боязнь, конечно, свидетельствует о наличии определенных психологических проблем, но вряд ли ее можно считать предательством Христа.
Спасение Вашей души зависит вовсе не от того, креститесь вы или нет, каждый раз проходя мимо храма, а исключительно от милости Божией, и от того, что Вы сделали ради Христа для своих ближних.
Источник: Журнал "Фома"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии