Прости, чтобы и тебя простили (Воскресенье Cырной седмицы)
“Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный”.
Сегодня пришли мы к отправной точке. Первым “толчком” на пути покаяния явилась притча о Закхее, который, раскаившись, раздал то, что немилосердно взымал чрез вымогательство. Затем последовала притча о Мытаре и Фарисее, показавшая нам силу христоподражательного смирения. Затем – Блудный сын, который, к худости своей, стал свинопасом; благополучно возвратилсяя домой к Отцу. Далее – Страшный Суд и апология – каждый должен дать ответ за всю жизнь свою…
После того как всё это нас подготовило и узнали мы силу добродетели, мы подошли к “отправной точке”, то есть к первой неделе Великого поста. Седьмую неделю, мы уже сейчас спешим пройти. В конных состязаниях трудно победить всем борцам, ведь лавры получает тот, кто приходит первым. Но наш Правитель-ратоборец, на правах власти своей, всех желающих выиграть чествует теми же лаврами. И всем, как на колеснице с четверкой лошадей, распределяет Он четыре составляющие. Разуму наказывает быть начеку, как кучеру. Совесть – это кнут, наказывающий за проступки, воздержание – для обуздания, помогающая смягчить и облегчить дело кучера. Но давайте посмотрим, в чём же заключается простота добродетели.
И сказал Господь: “Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный.” Кто, однако, обладает таким высоким разумом, кому вмоготу охватить величину этой сущности? Ибо это верх добродетели, этот духовный капитал может обожествлять тебя, слово это подымает из тленного и уподобляет образ исконному. “Если вы прощаете людям их проступки, то и ваш небесный Отец простит вас.” Отпущение грехов – достояние исключительно Божественное, потому как писано: “Только Бог дарует спасение, только Он, как Творец имеет такую власть и никто другой”. Таким образом, Он передает этот дар людям, как будто подсказывает: “В твоей власти прощение твоих же грехов. Приложив небольшие усилия, ты можешь обрести прощение своих проступков. Я не прошу сверхъестественного, не требую большего, чем то, что в твоих силах, не заставляю переходить заснеженные Скификийские просторы или подниматься на Кавказкие вершины, пересекать океаны – всё это неосуществимо.
Наказ невеликий: “Если вы прощаете людям их проступки, то и ваш небесный Отец простит вас”. Прости, чтобы обрести прощение; оправдай своего ближнего, освободи его от своего осуждения, и ты избавишься от своих неправомерных поступков перед Богом. И так, как нам заповедано подражать Христу, следовать за ним, так же великодушно имитирует Он нас, тогда, когда ведёт себя по отношению к нам так, как мы ведем себя по отношению к нашим ближним. И об этом Господь свидетельствовал через притчу о милосердном царе и безжалостном заимодавце, когда милостивый царь сжалился над должником, простил ему долг в десять тысяч талантов и отпустил его.
Проявив однако жестокость к соплеменнику своему за незначительный долг, неблагодарный заимодавец разбудил гнев милостивого царя, который отдал его истязателям, (т. е. людям, на которых лежала обязанность наказывать преступников), до полной оплаты долга его. И от него Он требовал того же: “Если вы прощаете людям их проступки, то и ваш небесный Отец простит вас, а если вы не прощаете людям их проступков, то и ваш Отец не простит вам ваших проступков.”
Но давайте посмотрим, о чём идёт речь дальше: “Когда поститесь, не напускайте на себя печаль, как лицемеры, которые принимают страдальческий вид, чтобы люди видели, что они постятся.” Здесь Он говорит о священниках, фарисеях и книжниках; таким образом, и в других местах Он называет их лицемерами, говоря: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры.” Ибо они ошибочно суетились о тщеславии, а добродетель практиковали с поддельным нравом, особенно когда принимали страдальческий вид во время поста, обманывая тех, кто смотрел на них внешне и примечал их мнимую бледность лиц. Много таких находятся и среди христиан: взращивающие гордость и предпочитающие видимую праведность истинной.
При всем этом, даже вне христианства, философия говорит о том, что наиболее несправедливым является тот, кто не является таковым, а кажется им. Правильно было сказано, что те, кто живёт лицемерно, изменяют своё лицо. Лицом души являются те добродетели, которые характеризуют истинного человека: кроткого, терпеливого, благочестивого, благотворительного, храброго, справедливого и непорочного, а также другие качества, характеризующие образ Божий. Поэтому тот, кто вместо всего этого культивирует лицемерие, изменяет характерные черты личности. Правильно было добавлено: “чтобы показаться людям постящимися”. “Человек смотрит в лицо, Бог же смотрит в сердце”, как говорится в Священном Писании.
“Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою”. Потому как тот, кто практикует добродетель и спрашивает славы человеческой, получив свою награду в этом мире, лишается истинного вознаграждения. Прославленный людьми, он лишается Божьего вознаграждения, потому что не стремился обрести добродетель, а гнался за славой для себя, в ожидании мнимой награды и переходной славы. Вот почему Исаия, говорит по этому поводу: “И ныне глаголю: в триех летех лет наемника обесчеститься слава Моавля во всем богатстве мнозе, и оставится умален и нечестен”. Тот, кто делает добродетель, вожделевший для себя воздаяния, сколь много будет наслаждаться славой в этом мире, так в оном будет наслаждаться плодами стыда, когда проявятся его скрытые помыслы.
“А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое…” Этим высказал Он нечто другое, а именно: должны отображаться радость в постящемся, при этом не должно быть приметно людям, что поститься он. Говоря о голове и обличье нашем, Он подводит нас к нечто другому. Под главой нашей подразумевается Христос, и как говорится в другом месте в Евангелии, как сказал апостол, отвечая на вопрос об елее милостыни, т.е. мы должны творить милость в наших головах… Ибо ничем другим не умащается Господь, как нашими милостынями. О том, что милостыня к бедным проявляется через елей, мы узнаём из притчи о десяти Девах, где говорит, что наполненные маслом лампады стали причиной вхождения в брачный чертог. Что касается омовения лица – это наказ очищения чувств от душевных нечистот, используемых умом для воплощения поступков и обнаруживает настроение, бытующее в глубине души, ведь там хранятся формы добродетелей. Этого человека мы должны облагодетельствовать, омывая его водой безгрешности и своими слезами.
“Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут”. Христос здесь говорит о том, что не должно нам заботиться о земном и дорожить земным, ибо жизнь наша преходяща. Каждому из нас принадлежит только настоящее, а надежда на будущее мимолетна. Так зачем ты приобретаешь земные блага, если твой конец предопределен? Зачем страдаешь из-за всего, что предлагает сомнительное наслаждение? Ведь ты не ведаешь, что произойдет на следующий день! Зачем же припасать пищу и одежду на долгие годы, хранить деньги под землей, разве не боишься ты, что, поступая, как тот глупый богач, услышишь тот же голос: “Этой же ночью душу твою востребуют от тебя; так кому достанется то, что ты скопил?”
Действительно, какая польза тому, кто приумножил закрома и скопил для себя много добра, когда в одну ночь схватят его, как пленника? Какова польза для другого богача, жившего в удовольствии, носившего виссон и порфиры, когда вознагражден был он адским огнем? Ты – незнакомец и пришелец, у тебя иная родина, туда ты и отправляй свое богатство. Путник ли ты? Готовься явиться в город, где ждут тебя! Когда кто-то идет по дороге, откуда нет возврата, он не строит дома и не собирает золото на земле. Все то, что обретается здесь, разрушается от ржавчины, а тот, кто стяжает, будет “бессмертным червем”, т.е. в вечном аду.
Когда Бог послал в пустыне манну небесную для израильтян, они, собрав, сколько нужно на день, не хранили ее для следующего дня. А тот, кто обманным путем пытался сохранить что-либо, убеждался на следующий день, что припасенное бесполезно, потому что все оставленное наполнилось червями. Только в пятницу, по причине выходной субботы, снедь сохранялась, да еще и таким образом, что нельзя было отличить ее от свежей. Значит, история взывает к жадным и говорит, что все, не являющееся необходимым, приобретается из жадности, оно бесполезно для того, кто приберегает это на следующий день. Здесь имеется в виду жизнь, ожидаемая нами и превращающаяся в “червь” для такого человека.
При всем этом становится ясным, что слово “червь ” мы еще понимаем как “неспящий червь”, тот, который питающийся алчностью. То, что все сохраняется и не портится только в субботу, является нам в виде совета: только тогда можешь ты использовать дух свой во стяжание, когда то, что ты будешь приобретать, не будет разлагаться. Тогда оно становится полезным, т.е тогда, когда, покинув эту жизнь, мы окажемся в будущей жизни. Потому что жизнь наша является подготовкой к будущему покою, к жизни иной.
Когда мы попадем туда и не сможем добиваться всего того, к чему так стремились в этой жизни, тогда-то мы и будем наслаждаться плодами своих трудов. Эти плоды будут вечными, если мы обогатимся через милостыню, перенося в вечную обитель наше богатство руками бедных. Там нет ни ржавчины, ни гнили, а вор или грабитель не вторгается. Эти плоды будут преходящими, если не пройдут они через руки бедных.
Об этом, ссылаясь на старую историю, говорит и Евангелие, ибо не только о материальном богатстве, но и о стяжании добродетели или зла идет речь. Однако мы можем понять это и по-другому. Давайте сначала повторим уже сказанное. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе…” Как говорил мудрый Максимос, земля является плотью человека, которая обрастает многими шипами проклятия, в то время как сокровенные богатства, деяния каждого из нас, если они по нраву Господу, стяжают сокровища на небесах. А если противны, тогда хоронятся в плотском и бренном мире. “Нужно сеять доброе семя на поле духа”, – говорит апостол, – “сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную”.
Моль есть съедение, гниль – разложение, а вор есть тот, кто по своему бесчестию орудует против нашей жизни, чтобы повредить нашим душам. Он зарождается в умах людей, как моль, опустошает то место, где ему предстоит появиться, действуя с разрушающей все на своем пути силой. Но если наше душевное состояние является неколебимым, он пытается использовать хитрость для совершения кражи, прибегая к помощи внешних обстоятельств. Либо с удовольствием крадет сокровища сердца, либо осушает сосуд души, обманывая через гнев, печаль или другую страсть.
В вечной жизни нет ни моли, ни распада, говорит Господь, показывая этим, что планы вора остаются невыполненными. Поэтому давайте стяжать сокровища на небе, где они в безопасности, неизменны и умножаются, как семена, воздающие не только тем, что собрано на небе, а несравненно большим.
Давайте же вносить свою лепту в спасение души, возлюбленные, каждый по силам своим, приобретать сокровища на небесах в ожидании обещанного нашим Владыкой обмена большого на малое, небесного на земное, обретая вечное вместо временного. Это то, чему Боговдохновенная Библия учит нас: “Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”. Даст Бог, все мы удостоимся наслаждения благодатью Господа нашего Иисуса Христа, где Ему принадлежит слава и держава с Отцом и Святым Духом в бесконечных веках. Аминь.
Архиепископ Тавромениу Феофан Керамевс.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
http://www.pemptousia.ru/2015/02/прости-чтобы-и-тебя-простили-воскресе-2/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии