Простая тайна. Игумен Нектарий (Морозов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Как мне узнать волю Божию?» — с таким или похожим вопросом к каждому священнику люди подходят регулярно. С этим же вопросом они едут «по старцам» в надежде на их прозорливость. Над его разрешением бьются, словно над диковинным ребусом, не подозревая даже, насколько прост ответ или, точнее, путь к ответу...

«Вредное Евангелие»

— Я очень часто путаюсь, не зная, как поступить, чем руководствоваться! — жалуется в разговоре со мной умная, интеллигентная, верующая женщина.

— А чего Вы хотите? — спрашиваю я.— Не повредить своим интересам, не допустить ошибки, действовать максимально рационально? Или же Вас беспокоит возможность согрешить, пойти против воли Божией?

Моя собеседница задумывается. Возможно, что изначально ее интересовало больше первое. Но как-то неудобно христианке признаться, что благополучное течение дел для нее важней, чем Сам Господь — тем более в беседе со священником. Да и самый здравый смысл (с религиозной точки зрения — здравый) подсказывает: исполнение воли Божией и есть основа нашего земного благополучия в широком смысле этого слова. Потому как Бог есть основа всего, в том числе и всего нашего бытия — с тем, что оно собою объемлет.

— Конечно, я боюсь не исполнить волю Божию, боюсь не угадать ее,— говорит она по размышлении.— Но как быть? Ведь обмануться так легко.

Мой ответ о том, что секрет немудрен: волю Божию надо искать в Евангелии, ее разочаровывает.

— Это для нашего времени уже не совсем актуально,— с досадой говорит она.— Есть масса ситуаций, которые в Евангелии не разобраны. И, кроме того, поступать по-евангельски возможно не всегда, иногда это бывает просто вредно!

…Невольно вспоминается эпизод из жития преподобного Исаака Сирина. К нему в бытность его епископом Ниневийским пришли как-то люди, о чем-то спорившие, и потребовали его суда. Святой архипастырь привел им свидетельство Писания.

— Да что ты все со своим Евангелием! — раздраженно воскликнул один из спорщиков…

Итак, все снова возвращается к изначальному выбору: о чем речь — о том, чтобы узнать, как поступить правильно, или же понять, как поступить по-христиански. Если весь вопрос в «правильности» земной, то я не уверен — точно ли по адресу он, если обращен к священнику? Мы ведь далеко не во всех вопросах специалисты, нам бы в своей «профессиональной», духовной области разобраться…

Книга откровения воли Божией

Если же человек ищет, как ему исполнить волю своего Создателя, Господа неба и земли, в руке Которого все сотворенное, видимое и невидимое, и Который единый имеет подлинную, неограниченную власть, то и правда — источника познания этой воли, который мог бы успешно конкурировать с Евангелием, ему не найти.

Безусловно, мы очень часто, погрузившись в суету, которой наполнена наша повседневная жизнь, помрачаемся ею. И потому, столкнувшись с очередной затруднительной для нас ситуацией, теряемся вначале в догадках: ну и как из нее выбираться? Особенно приходится ломать голову, когда куда ни кинь, всюду клин, когда, как ни поступи, все неладно выходит. Но не надо на самом деле ничего ломать. Просто «вынырнуть» из этой ситуации, от земли чуть поотстать, к Богу сердцем обратиться и сказать: «Господи, главное — знать мне, чего Ты от меня сейчас хочешь и ждешь, а остальное — важно ли оно?». И если начитаны мы в Евангелии, если свежо оно в памяти нашей, то вспомним слово Спасителя, приличествующее данному случаю, и сразу сделается легче и ясней на сердце. А коли еще и исполним это слово, то совсем хорошо станет. Ну а ежели не начитаны или в забвение прочитанное стало приходить, то что мешает читать — день за днем, по одной, по две главы? Ведь другого столь совершенного способа обрести свет во тьме греховной лежащего во зле мира нет…

Можно с некоторой натяжкой, конечно, сказать, что «не все ситуации в Евангелии разобраны» — не все профессиональные проблемы, не все политические нюансы, не все личные конфликты. Но и из того, что «разобрано», разве не ясен дух той жизни, к которой мы призваны? Дух кротости, смирения и любви и вместе с тем — дух мужества, терпения и отваги.

Навык послушания Богу

Бывают, вне всякого сомнения, и случаи, когда разобраться вправду трудно. И не только потому, что наши собственные страсти мешают разглядеть истину, оправдывают грех, порочат праведность. Иногда предлежит на выбор два зла, и непонятно, какое из них худшее. Либо два блага, и никак не разберешься — которое большее. Например, надо открыть чей-то проступок, чтобы проступивший еще большего зла никому не причинил. Но и жалко его, потому как может пострадать сообразно своей вине, а справится ли он, сможет ли это понести, неизвестно. Или на работе появился начальник-тиран, от которого никому житья нет. И опыт подсказывает, что делать, чтобы добиться его снятия, перевода, а в то же время нехорошо это… С другой же стороны — пожалеешь его, он еще столько всего наворочает! Вот и мучаешься, вот и не знаешь, что чему предпочесть. И как же тут быть?

Есть одна маленькая, но очень важная тайна, которая объясняет — как. Важная и вместе с тем простая, удивительно «логичная»: если человек в том, в чем воля Божия совершенно очевидна, не пренебрегает ею, а исполняет ее, то Господь подскажет ему в трудной ситуации, как поступить, откроет это так или иначе — способов у Него много.

Сердце человека, живущего по Евангелию или хотя бы просто стремящегося к тому, чтобы так жить, постепенно приобретает опыт, научается различать влекущее долу и возводящее горе — то, что по злоухищрениям диавольским поначалу часто перепутывается в нашей душе. И благодать подает такому последователю Своему Господь, ту, что просвещает его внутренние очи.

Ну а если даже не думает о Боге человек и «вдруг» вспоминает о Нем, когда есть нужда, то, конечно, застает его эта нужда впотьмах, так что ни пути не видать, ни самого себя не разглядеть толком.

Впрочем, и из потемок все равно нужно и можно выбраться к солнцу. Через отрезвление, через покаяние и поучение в законе Господнем. И еще через молитву. Да и в любом случае, даже когда все кажется ясным, как без молитвы обойтись? Без нее все нетвердо, потому как на нашей самости человеческой зиждется, что рано или поздно, но даст себя знать. Обязательно нужно молиться. Как? — Как лично нам ближе и сподручней. Но, наверное, особенно хорошо, когда после исполненного уже обычного правила, а еще лучше — специально на это время правила избранного, мы обращаемся к Богу: «Вразуми меня, Господи, как поступить, чтобы не свою волю, человеческую, исполнить, а Твою, Божественную». Или другими похожими словами.

Преподобный Варсонофий Великий советовал молиться так, испрашивая у Бога вразумления, в течение трех дней. А когда такой возможности нет, то хотя бы трижды, по примеру Спасителя, трижды произнесшего: Аще возможно есть, да минует Меня Чаша сия, но не якоже Аз хочу, а якоже Ты, Отче, хощеши (Мф. 26, 39). Преподобный же авва Дорофей говорил, что когда и на такую молитву времени не представляется, то надо, по крайней мере, возвести свой ум к Богу, ибо что есть быстрее ума? Главное во всем этом — желание быть послушником своего Божественного Учителя, верным Его учеником. И тогда даже ошибка, как утешает тот же авва Дорофей, уже не будет столь погрешительна, сколь могла бы быть.

Скажи мне, Господи, путь…

Но, пожалуй, особо стоит сказать о случаях, когда все не ограничивается решением сиюминутным, относящимся к какому-то одному, определенному делу. Перед каждым из нас рано или поздно встает необходимость выбора жизненного пути. И выбор этот далеко не всегда прост. Иногда человек знает, чего хочет он, но не уверен, что того же желает Господь. Иногда не знает этого ясно сам, но колеблется, склоняясь то к одному, то к другому решению. Порой же вообще не представляет, кем ему в этой жизни быть и чем заниматься. И остается лишь испытывать далее свое сердце, смотря на то, к чему более стремится оно, и молиться Богу, повторяя, подобно Псалмопевцу: Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс. 142, 8).

Но если и обычно молитва должна быть не формальной, а от сердца идущей, чтобы откликнулся на нее Господь, то здесь — тем более. И такой ее может сделать сознание: мы молимся, всецело доверяясь Богу, как бы «позволяя» Ему сделать с нами все, что будет Ему угодно, даже если это окажется совсем не то, чего хотели бы мы. Если есть такое доверие и себя Богу предание, то ответ придет обязательно, как говорит пророк Давид уже в другом псалме: Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне (Пс. 36, 5–6).

Изведет… И откроет нам Свою волю, как заблагорассудится Ему: или сердце известит и уверенности исполнит, или через людей направит, или обстоятельства жизни все подскажут сами. Но в любом случае, откроет так, что не заметить не сможем. Главное, опять-таки, одно: только бы и вправду исполнить захотели и решились. Потому что нет большей радости и счастья, чем эту, столь подчас трудную и даже неожиданную, волю исполнять.


Источник: Православие и современность