Пророк в своём отечестве. Чертков С. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Валентин Свенцицкий

Редактор Собрания сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого С. В. Чертков публикует статью, посвящённую недавно вышедшему второму тому работ выдающегося проповедника, публициста и богослова.

Работы, входящие во 2-й том Собрания сочинений Валентина Павловича Свенцицкого (М.: Даръ, 2011), написаны в 1900-х гг. Чем они ценны для людей века нынешнего? Ровно тем же, чем и для современников выдающегося христианского проповедника, богослова и философа. Они будут необходимы всегда, поскольку рассказывают о должном устройстве человеческого общества, раскрывают «правду о земле» — рисуют икону бытия. Мы призваны Богом к соработничеству: Господь ждёт от нас дел в подтверждение веры правой, а значит, надо осуществлять заветы Его и в личной, и в общественной жизни — совместными усилиями приготовлять мир к божественному состоянию.

Прежде всего это касается Церкви Христовой, которую Свенцицкий определяет как питающую мир благую силу и центр накопления растущего в мире добра. Изумителен и прост найденный им образ — дарохранительница… Он открывает, какою должна быть земная Церковь. Всмотритесь в величественную картину преображённого естества, когда жизнь станет молитвою, и каждый будет чувствовать себя всегда в храме, со всеми вместе, а все — со Христом. Необходимо здесь, на земле, уподобляться небесному устройству, приводить бытие в соответствие с ним. Это и есть правда о земле — все человеческие отношения, включая экономику и политику, уподобить возвещённому идеалу.

С дерзновенностью пророка Свенцицкий напоминает о долге пастырей: не боясь никаких гонений, возвышать свой голос там, где земные требования явно противоречат Божиим; наставлять людей на истинный путь; руководить жизнью, а не подлаживаться к изменчивым нравам, не потворствовать духам века сего. Свт. Василий Великий в 7-й беседе на «Шестоднев» называет людей, угождающих всякой преобладающей власти, волками хищными, которые являются во одеждах овчих. А у нас, замечает Свенцицкий, «Церковь всякий раз, по странному совпадению единовременно со светскою властью, убеждалась в несостоятельности старого порядка».

Нельзя равнодушно относиться к внешним условиям, задерживающим и искажающим духовный рост. Разве только атеистов возмущает подчинение интересов многомиллионного народа похотям нескольких тысяч крупных капиталистов, обворовавших страну и транжирящих доходы по заграницам? Требовать социальной справедливости, обуздывать экономическую похоть — религиозный долг христианина. И Церковь, «которой открыты истины, далеко ещё не осуществлённые жизнью, должна с истинным дерзновением обличить весь позор существующего порядка, восстать против безобразного простора для всевозможных злоупотреблений, подавать пример смелой и открытой борьбы против всего, что зиждется не на христианских началах».

Век назад Свенцицкий и В. Ф. Эрн создали первую в России христианскую политическую организацию — Христианское братство борьбы. Многие их чаяния, изложенные в программе ХББ, осуществил Поместный Собор 1917—1918 гг. Спустя 70 лет знаток церковной истории протопресвитер Виталий Боровой указал на необходимость тщательно изучать малоизвестное явление и взгляды обличителей неправды, сломать стереотипы и использовать лучшие положения в их трудах для развития церковно-общественной мысли. Что и было сделано — правоту идей Свенцицкого подтвердили «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»: во 2-м томе прослежено более 50-ти текстуальных и смысловых совпадений с ними. А 1 марта 2011 г. Патриарх Кирилл призвал для улучшения социальной обстановки организовывать институты гражданского общества, способные защитить интересы людей, и выразил надежду, что православное сообщество будет активно помогать народу отстаивать свои права.

Истинное церковное возрождение, по Свенцицкому, всегда имеет два основных признака: углубление религиозного сознанияи коренное изменение личной жизни. И если в 1990-е, после разрушения давившей нас громады лжи, первое было налицо, второе у христиан (о прочих и речи нет) не случилось: забота о бренном стала во главу угла, коммерциализация отравила весь народ, охватила всё общество, в т. ч. церковное. Так проявилась ужасная духовная пагуба, которую Свенцицкий именует «торжествующая ересь», определяя единственный её догмат: можно верить в одно и жить по-другому — самое сердце душевной жизни отдать скудным стихиям мира сего и при этом оставаться христианином, если веришь по Никейскому символу.

Эта ересь уподобляет Евангелие утопии, объявляя дела житейские вещью неприкосновенной. Вольно или невольно каждый из нас впустил в сердце яд и делами исповедует ересь, отвергая безусловные требования Христа. Мы разгородили душу свою, сказав: «Это Богу — а это маммоне», покорились законам лежащего во зле мира, боимся нарушить их, ибо не веруем в исполнимость Божиих заповедей. Нельзя возводить в принцип жизненную неправду, взывает к нам Свенцицкий, нельзя подлаживаться под неё. Принципиальная допустимость отступления от Нового Завета несовместима с христианством. Нельзя прощать себе грех!

Смириться с миром — значит принять падшее естество за истину. Попустить немощь души и оправдать отказ следовать за Спасителем — значит ещё раз убить Его. Убить в себе, в своём сердце. Если ещё не окончательно заглушили голос совести, мы должны вместе со Свенцицким признать: считающий Евангелие книгой несбыточных идеалов отрекается от Христа. Учение, отрицающее прямой смысл слов Его, разъединяющее два естества Богочеловека, — есть ересь и историческая основа прочих ересей.

В чисто христианской борьбе Свенцицкий избрал единственно действенный метод — противопоставить лжи правду: тому, что есть, — то, что должно быть. Обращаясь к священнику, художнику, крестьянину, власть имущему, солдату, капиталисту, каждому показывает — вот так Господь заповедовал исполнять дело ваше, такой образ поведения достоин сынов Божиих. Он не выдумывает и не навязывает путь к благим целям, а напоминает о его существовании, обосновывая, почему таковой необходим, и обличая уклонения, приводящие к духовной гибели. Если стремимся жить по-Божески, должны себя и весь мир обустраивать сообразно с Его заповедями.

Ратуя за ограничение похотей, которые растлевают человечество, и провидя трагедии ХХ в., Свенцицкий предупреждал: обезуметь может не только индивидуум, а и правительственная организация, даже государство. И тогда сплочённая сила (в т. ч. Церковь) обязана усмирить умоисступлённого. Теперь ясно, насколько он был прав, проповедуя насильственное ослабление зла.

Спустя век слова Свенцицкого обрели новую форму (ср. термин «принуждение к миру», объяснявший действия наших войск в августе 2008 г.), но до сих пор не осмыслен выведенный им критерий, просящийся в основу общественных отношений: «Всякое насилие, в котором ограничивается человеческая свобода, есть насилие недопустимое». Не о вольном выборе речь — разве свободен человек, ненавидящий брата своего? Разве пребывание в грехе совместимо со свободой? Никак, ибо она свята. Так просто и высоко… В этом весь Свенцицкий.

«Пред Богом смирись — пред злом будь непоколебим. Себя не утверждай, но во имя добра будь пламенен и дерзновенен». Нет большего геройства, как смирение, но право и обязанность верующего — противостать нечисти. Такова осознанная Свенцицким диалектика христианства.

Смысл нашего бытия в преображении космоса и вечной жизни всех воссоединившихся с Творцом, а потому проповедник Христовой правды выдвигает задачу новой религиозной эпохи — всё спасительное, что открывалось в созерцании индивидуально, принести в мир и преобразить его животворящей религиозной силой. Заботиться только о собственной душе недостойно христианина — вот главная мысль Свенцицкого. Перестать чувствовать боль ближнего — для него больше чем смерть.

Первейшая его забота, как и для нас сейчас, — восстановление истинно приходской жизни, построение на евангельских началах самого основания церковного управления: «Приход должен стать живой единицей, органически объединяющей духовенство и мирян». Как этого добиться, что предпринять — подробно изложено в послании «К епископам» и программе ХББ.

В пророческих обращениях Свенцицкого (особенно в «Письмах ко всем» — одной из духовных вершин русской мысли ХХ в.) глас Божий взывает к народу. Он требует от христиан осознать высоту своего призвания и соответствовать ей, даже до мученичества. И ныне, как век назад, раздадутся визги: «Как он смеет так говорить! Экстремист!!» Тогда логично объявить экстремистским и Евангелие, поскольку «это сплошное пламенное обличение всех наших высших и низших властей, всех угнетателей и поработителей народа». Или проще непреложные требования ограничить — перетолковать в относительные? Так уже было. И всё сказанное тогда пророком о каре небесной за отступление от Божиих заповедей и предательство Христа — сбылось…

Всецело основанные на Библии и святоотеческом предании творения Свенцицкого по форме не поучение, но представление идеала и выражение веры — уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11, 1). Указанная им цель исторического процесса и определяемая как должное состояние праведная жизнь — не фантастика, а любовно воссозданный образ истинной реальности; не идиллия, ведь смертельные противоречия не искусственно затушёваны, а творчески преодолены. Читаемое предстаёт как мудрость — не знание как таковое, а нравственное совершенство, согласование плотского с духовным, единство истины и блага, высшая правда.


Источник: Портал Богослов. Ru