Пророк пути доброго и прямого

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Величайшим из пророков Израилевых почитается боговидец Моисей, но основателем пророческой традиции, продолжавшейся более тысячи лет, считается пророк Самуил, о котором рассказывает Первая книга Царств. Продолжаем разговор о пророках Ветхого Завета, начатый в журнале «Православие и современность». Наш постоянный собеседник и консультант — библеист, заведующий Библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин.

— Пророк Самуил — человек, стоящий на пороге, на грани двух эпох: эпохи Судей и эпохи Царств. Самуил — последний из судей Израилевых, и он же помазывает на царство первого израильского царя — Саула (см.: 1 Цар. 10, 1), затем второго — великого Давида (16, 13). Чем характерна эпоха Судей, чем она отличается от последующей эпохи Царств?

— Употребляемое в Библии слово «шофет» — судия — это причастие от глагола «управлять», то есть судьи — это, скорее, управляющие, чем судящие. В книге Судей мы видим два типа судей, одни — просто управляющие, другие — герои-освободители, например, Гедеон, о котором рассказано в 6 и 8 главах книги Судей. Сам Господь в образе Ангела велел ему избавить израильский народ от грабителей-мадианитян. После победы благодарный народ предлагает Гедеону владеть (не управлять, а именно владеть) им, став родоначальником царской династии, но Гедеон отказывается: ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами (Суд. 8, 23).

Действительно, период между Иисусом Навином и монархией называется периодом теократии, когда Царем Израиля был Сам Господь; именно поэтому у Израиля не было общего правителя. Отдельные его области становились жертвами завоевателей, а потом появлялись герои-освободители, подобные Гедеону. Судьи, которые указаны в книге Судей, не были судьями всего Израиля, а лишь отдельных колен. Израиль эпохи Судей — это не централизованное государство, это такое собрание семей, родов, делившихся на двенадцать колен — по числу сыновей Иакова-Израиля. Пророк Самуил был последним из судей Израилевых, к тому же он был исключением среди них: его авторитет был велик для всего народа: И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне (3, 20-21). И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуил — пророк Господень.

Принципиальное отличие судии от царя: судия не мог иметь двор, свиту и войско, он не имел права собирать налоги и не мог передать свое судейское место по наследству. Он управлял, он мог наказать нарушителя закона, преступника, мог при необходимости собрать ополчение и повести его в бой; но все это лишь постольку, поскольку народ слушал его и доверял ему. Судия исполнял функции царя, но не имел привилегий царя.

— История рождения Самуила похожа на целый ряд подобных историй в священной истории: рождение престарелой бесплодной Саррой Исаака; рождение Иоанна — будущего Предтечи и Крестителя — у немолодой бездетной пары Захарии и Елисаветы; наконец, зачатие и рождение девочки Мариам — Пресвятой Богородицы. Почему рождению благословенного ребенка, которым продолжится история народа, предшествует долгое, скорбное ожидание?

— Действительно, в самом начале книги Царств мы видим бесконечно страдающую женщину — Анну, жену Елканы Ефремлянина; она очень любима мужем, но у нее — в отличие от второй жены Елканы Феннаны — нет детей. Елкана, у которого все в порядке (есть дети от другой жены, пусть менее любимой), не понимает горя Анны: не лучше ли я для тебя десяти сыновей? (1 Цар. 1, 8). Анна идет к скинии Завета, находившейся тогда в Силоме, и молится там, горько плача и обещая отдать сына, если Господь дарует его ей, на служение Богу. Анну ободряет первосвященник Илий (18).

И Господь даровал Анне сына Самуила — будущего пророка и судию. Когда Самуилу исполнилось три года, его мать исполнила свое обещание, приведя сына в Силом и отдав на служение скинии Завета. Здесь мы слышим благодарственную песнь Анны (2, 1-10) в которой и заключается, возможно, ответ на заданный вами вопрос: Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Когда происходит нечто неожиданное и необычное — у бесплодных родителей рождается вдруг дитя — это означает, что человеческое участие минимизировано: что могли поделать супруги, у которых не было детей столько лет? Ничего. И вот, когда естественное зачатие и рождение ребенка представляется уже невозможным, в ход истории вмешивается Бог и делает то, что люди не в силах сделать. Он как бы устраняет человеческую волю — и рождается человек, которому предстоит особая судьба.

Елкана и Анна были еще молоды; после Самуила Анна родила еще несколько детей (см.: 2, 21). Что же касается чудесного рождения ребенка от супругов, находящихся в недетородном уже возрасте (как Захария и Елисавета), то на это есть и дополнительное объяснение: зачатие ребенка немолодыми уже родителями бесстрастно. Здесь не проявление страсти играет роль, а желание иметь ребенка.

— А почему Анна обещает Богу, что ее сын не будет пить хмельных напитков — вина и сикера — и что его головы не коснется бритва (см.: 1, 11)? Те же слова мы находим потом в Евангелии от Луки (1, 15) — Ангел, явившийся Захарии, сообщает ему, что его будущий сын — Иоанн Предтеча — не будет пить вина и сикера.

— Анна таким образом обещает, что ее сын будет назореем. В Ветхом Завете существовал особый вид аскетического подвига и служения Богу — назорейство. Назореи принимали три обета: не употреблять алкоголь, не брить и не стричь волос и не прикасаться к мертвым телам. Важно, что из трех указанных два требования — воздержание от алкоголя и запрет прикосновения к умершим — распространялись и на священников. В символическом смысле назорейство означало высшую степень посвящения себя Богу, отделенности от мирского для Господа. Обычно обеты назорейства были временными, примеры пожизненного назорейства — Самуил и Иоанн Предтеча — в высшей степени редкость. В отдаленном смысле назорейство можно назвать аналогией христианского монашества (правда, в отличие от монашества назорейство не связано с воздержанием от брака); интересно, что в позднем иврите термин «назир» стал обозначать монахов в других (отличных от иудаизма) религиозных традициях.

— Сын Анны Самуил возрастает при Ковчеге Завета под опекой первосвященника Илия, который относится к нему как к сыну; Самуил одет в священную одежду, льняной ефод. Это оказывает на него воздействие?

— Да, атмосфера, в которой возрастает Самуил — она, с одной стороны, благоприятна для его духовного развития(одежда низших служителей была подобна ефоду первосвященника, но, в отличие от него, не имела украшений), с другой — находясь в этом святом месте, он видит не только хорошее. Сыновья Илия, священники Офни и Финеес — люди негодные (2, 12), они не помнят о Боге и священническом долге, бессовестно отбирают у людей жертвенное мясо, развращают женщин. Илий беспомощно увещевает зарвавшихся сыновей, не будучи в силах пресечь их беззакония. Илия обличает безымянный пророк (человек Божий): он предрекает ему бедствие Божиего жилища, то есть Ковчега со скрижалями Завета (немного позже ковчег будет захвачен филистимлянами, см.: 4, 11) и смерть сыновей в один день (см.: 2, 27-36).

И именно там, при скинии Завета, происходит призвание юного Самуила на пророческое служение. В начале 3-й главы Первой книги Царств подчеркивается: слово Господне было редко в те дни, видения были не часты. Потому отрок Самуил, услышавший голос, звавший его по имени, не мог предположить, что это обращение Бога к нему. Он решил, что его зовет Илий; а на самом деле Бог через юношу Самуила открывает Свою волю о доме первосвященника Илия. Начинается война с филистимлянами (см. главу 4) — и слова безымянного пророка сбываются.

Г. Доре. Возвращение Ковчега в Вефсамис. Гравюра

— От Самуила не осталось пространных книг, события его жизни занимают не так много места в Священном Писании — в отличие от событий жизни пророка Иеремии, например; но от Самуила осталось действие, остались исторические поступки. В чем пророческая миссия Самуила?

— Самуил — пророк, то есть представитель Бога на земле, посредник меж людьми и Богом, вестник Его воли — через Самуила в истории Израиля действует Сам Бог. После возвращения Ковчега, чему содействовал Сам Бог (см.: 1 Цар. 6), Самуил убеждает народ Израиля в том, что спасение от внешних врагов возможно только при условии верности Единому Богу: расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян (7, 3). Именно через Самуила в Израиле устанавливается монархия. Об этом просят пророка старейшины Израиля (8, 5). Самуил против этого: И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя (8, 6). Ведь монархия — измена теократии. Самуил обращается к Богу, и Господь говорит ему о необходимости уступки: не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними (8, 7-9).

Самуил честно предупреждает старейшин о том, что, получив царя, они утратят всякую личную независимость и всякие права: и сами вы будете ему рабами (8, 17). Но они продолжают настаивать: пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы (8, 19-20).

— Почему же измена древней теократии оказалась неизбежной? Почему богоизбранный народ не смог жить без абсолютной власти царя?

— Здесь две причины. Во-первых, без единой централизованной власти не получалось дать отпор злейшим врагам Израиля — филистимлянам. Нужен был военачальник с постоянной армией, а не одно только народное ополчение из крестьян и ремесленников.

Во-вторых, книга Судей заканчивается словами: В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым (21, 25). Таким образом подытоживается рассказ о неслыханных бесчинствах, преступлениях и кровавых междоусобицах — войнах уже не с внешними врагами, а с братьями, когда, например, весь Израиль сражается с коленом Вениамина (см.: Суд. 20-21). Отсутствие единой власти — причина беззаконий. Централизованная власть должна была положить предел анархии и преступлениям на местах. А теократия — это все же для особых человеческих сообществ, может быть, для позднейших христианских монастырей.

— Один из самых известных сюжетов Библии: Саул, сын Киса, молодой красавец огромного роста, послан своим отцом искать потерявшихся ослиц; в поисках его сопровождает отцовский слуга. Ослицы запропастились неведомо куда… И слуге приходит в голову мысль обратиться за подсказкой к известному «прозорливцу» (кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем (1 Цар. 9, 9). Прозорливцем оказывается Самуил…Скажите, а как Самуил выбирает своих помазанников — сначала Саула, а потом, когда Саул оказался недостойным,— Давида?

— Самуил слушает Господа: А Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему — Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня (9, 15-16). В главе 10 пророк помазывает Саула на царство и представляет его народу. И, действительно, заслуга царя Саула — ряд одержанных Израилем военных побед. Народ благодарен пророку и царю: Тогда сказал народ Самуилу: кто говорил: "Саулу ли царствовать над нами"? дайте этих людей, и мы умертвим их. Но Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле (11, 12-13). Самуил же, несмотря на одержанную победу над аммонитянами, продолжает объяснять народу, что он, попросив себе царя, совершил грех; и тут же утешает испугавшихся израильтян: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим <…>и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой (12, 20, 23).

Господь отверг Саула, потому что он дважды нарушил Его волю. Первый раз — когда в тяжелых обстоятельствах, при угрозе филистимского нашествия принес жертву, не дождавшись срока, назначенного Самуилом, и его прихода, проявив таким образом недоверие Богу и малодушие (см.: 13, 8-10). Самуил уже тогда предупреждает его: Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом (14). Второй эпизод — глава 15: Саул нарушает волю Господню во время войны с амаликитянами. Бог устами Самуила велит Саулу не брать у амаликитян никакой добычи, включая скот; все истребить. Но Саул и его люди истребляют лишь худшую скотину, лучшую же приводят к себе.

В разговоре с Самуилом Саул оправдывается тем, что эта живая добыча предназначена для жертвоприношения. Ответ Самуила весьма примечателен: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, противление то же, чтоидолопоклонство (15, 22-23).

Самуил объявляет Саулу, что Господь отверг его как царя. Эта неудача становится постоянной скорбью пророка: И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем (15, 35).

Но Господь призывает Своего пророка оставить эту печаль, наполнить рог елеем и идти в Вифлеем — туда, где Он Сам усмотрел Себе царя (16, 1). Самуил идет в дом Иессея. Одного за другим подводит Иессей к пророку своих сыновей — в доме их семеро. В первом из них, Елиаве, таком же рослом красавце, как Саул, Самуил уже готов увидеть будущего царя: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце (16, 6-7). Господь видит то сокровенное, что есть в человеке. Самуил, понимая, что никого из присутствующих сыновей Иессея Бог не избрал (10), спрашивает отца, все ли его дети здесь, в доме. И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец (11). Исполняя волю Бога, Самуил совершает помазание Давида (13). Это происходит в кругу семьи и остается тайной для остальных. Дальше — непростая история взаимоотношений Давида и Саула, и затем — истории царствования Давида, воина, царя, пророка, псалмопевца. А Самуил, исполнив свою главную миссию, удаляется от политической жизни и отныне занят лишь служением Богу. Он умирает, оплаканный всем Израилем, и похоронен в Раме (см.: 25, 1).

Ко всему нами сказанному важно добавить, что Самуил, кроме его собственной общественной деятельности, был основателем пророческой школы. Августин Блаженный говорил, что эпоха пророков началась с того момента, когда начал пророчествовать святой Самуил. Когда Саул после помазания уходит от Самуила, Бог дает ему иное сердце (10, 9), и, когда ему встречается некий сонм пророков, Саул начинает пророчествовать сам (10). Не исключено, что эти пророки были учениками Самуила — ведь он к тому моменту был уже стар и давно известен как пророк. Не исключено также, что пророк Нафан, призвавший к раскаянию царя Давида (см.: 2 Цар. 12), и пророк Гад, друг Давида, предупредивший его о наказании за устроенную перепись населения (см.: 2 Цар. 24, 10-14), также были учениками Самуила.

Алексей Кашкин, Беседовала Марина Бирюкова

Источник: Православие и современность