Пророк Осия и его аллегорический брак. Феодорос Рокас

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

День памяти 17/30 октября

Пророк Осия, как сообщает нам его книга, был сыном Веерии и происходил из Северного царства. Согласно с заглавием его книги (Ос. 1:1), он жил во времена царей Озия (787-736), Иоафама (756-741), Ахаза (741-725) и Езекия (725-697) царства Иудейского, а также Иеровоама II, сына Иоаса (787-747), царства Израильского. Его проповедническая деятельность датируется VIII веком до н.э., после пророка Амоса и до начала деятельности Исаии.

ProfitisOsie01

Несмотря на то, что царство в тот период пребывало в благоденствии и благополучии, религиозность народа находилась в кризисе из-за проникновения в народную веру языческих культов. Священники этой эпохи относились к служению лишь как к профессии, всячески насаждая поклонение Ваалу, против чего вместе с другими пророками VIII века выступал и Осия.

Пророк Осия, создатель одноименной пророческой книги, состоящей в общей сложности из четырнадцати глав, в первых трех главах своего сочинения рассказывает о своей личной драме – браке с распутницей. Этот брак имеет аллегорический смысл и является важнейшей часть книги пророка.

По повелению Божьему пророк Осия берет в жены Гомеру, дочь Дивлаима. В их браке родилось двое сыновей и одна дочь (Ос. 1:2-9). Но поскольку супруга его была неверной, Осия выгнал ее, узнав о ее беззакониях (Ос. 2:1-16), и вновь принял ее после другого Божественного повеления, когда жена искренне покаялась (Ос. 3:1-5).

Феофилакт Болгарский пишет, что приказ Бога Осии взять в жены распутницу знаменует собой доказательство развращенности Израиля, равно как и того, что Бог недолго будет терпеть. Он хочет, чтобы народ раскаялся и возвратился вновь к поклонению единому истинному Богу (PG Т. 126 С. 577).

Согласно Феодориту Кирскому, распутством в отношениях между народом и Богом является идолопоклонство (PG Т. 81 С. 1561). Израиль уподобляется оскверненной женщине-блуднице. В данном конкретном случае под оскверненной женщиной подразумевается не израильский народ, но сама израильская страна. Это происходит потому, что, согласно еврейской мысли, страна представляет собой не только территориальные владения, но особую живую силу, окружающую эту землю и живущих на ней людей. Кирилл Александрийский заключает, что израильская земля развратилась, нарушив заключенный с Богом договор о хранении Его заповедей (PG Т. 71 С. 36).

Это отступничество является главной темой пророчества Осии, который резко порицает его, предрекая наказание израильского народа и доказательство Божественной любви после его покаяния. Наказание и любовь Бога к Израилю в книге Осии, как было сказано выше, сравниваются с супружескими отношениями между пророком и прелюбодейкой, отношениями, оказавшими значительное влияние на пророческую проповедь Осии.

В стихе 11:1 (“На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего”) пророк Осия представляет эту связь еще ярче: не просто как отношения супругов, но как нечто большее – отношения отца и сына. Бог Отец призвал своего “сына” Израиль, когда тот был, как юное дитя, пленен в Египте, и повел его в пустыню. Здесь народ обрел опыт постоянного присутствия Бога, Который явился ему на горе Синай (Исх. 19) в виде чудесных знамений и, в то время как народ устрашился Божественного присутствия, передал Моисею закон. Богоявление, заключение договора и дарование закона стали важнейшими результатами этих отношений.

Осия вспоминает странствование израильского народа по пустыни, утверждая, что этот период явился золотой эпохой израильской религии, когда Бог постоянно открывался своему народу. Это откровение и связь представляются Осии такими же тесными, как отношения между супругами в их брачной жизни. Религиозный синкретизм и отход народа от соблюдения Божественных заповедей являются для Осии чистым прелюбодеянием. Золотая эпоха пустыни, когда Израиль познал истинного Бога и оставался верным Его воле, закончилась, уступив место сочетанию в религии истинной веры с языческими культами. Однако Бог любви не разрывает тотчас все связи со Своим народом, но оставляет ему возможность покаяния, возвращения и возрождения.

Эти узы между Богом и Его народом обладают исключительной важностью, так как утверждают монотеизм как единственный путь, ведущий к спасению. Бог в книге пророка Осии представлен не только справедливым, судящим и наказывающим народ, но и исполненным любви, Тем, Кто, наказывая, в то же время призывает к покаянию и прощает. Пророк Осия именуется пророком любви, так же как апостол Иоанн называется евангелистом любви.

Феодорос Рокас, богослов

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Синаксарь «Пемптусия»