Пророк Исаия о покаянии. Протоиерей Андрей Ткачёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Пророк Исаия

Книга пророка Исайи начинается с обличений Израиля в греховном образе жизни и с призыва к покаянию. Великим постом слова эти читаются и в наших храмах.

«Не носите более даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!»

Это жуткое явление, когда именно то, чем люди желают оправдаться – молитва, праздники, пост - более всего раздражает Бога. «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Очевидно, слова эти касаются не одних евреев времен Исайи. Не угрожай нам подобная ситуация, мы бы и не читали эти книги в ходе богослужений. Напрямую относится к нам и призыв покаяться.

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову»

*

Не пропустим, прошу вас, мимо ушей сердца эти слова. В них призыв к деятельному доброделанию, направленному не на храмовую красоту или личные подвиги, а на беззащитного ближнего. Еще Евангелие не возвестило, что добро, сделанное ближнему, принимается лично Христом, а уже пророк зовет к попечению о ближнем. Бесчеловечие же в отношениях между людьми – признак трупного разложения души народа. Но не сразу звучит призыв к добрым делам. Прежде усилий по части милости, нужно еще сделать нечто важное.

«Перестаньте делать зло, научитесь делать добро», - таков порядок повелений Исайи. Прежде всего, нужно перестать делать зло. Не полагая предел своему злоречию, похоти, невоздержанию, эгоизму, без толку усиливаться творить нечто доброе. Это доброе будет слабым, как недоношенный ребенок, и твориться оно будет по остаточному принципу, поскольку жар души будет отдаваем самовольным похотям. Итак, «перестаньте делать зло». А вот добру надобно учиться. Это только кажется, что нам ясно, как его творить. На самом деле в этом вопросе нужна рассудительность, молитва, духовный опыт и мудрый совет. Принятие заповеди «научитесь делать добро», - означает не что иное, как смиренное признание в том, что делать его мы пока не умеем. Порядок речи и ее смысл созвучен псалму царя Давида, который поется в конце Литургии: «Уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и (т.е. следуй за ним)» (Пс. 33) Прежде «уклонись» от зла, а затем «сотвори благо».

*

Если человек усиливается перестать делать зло, и учится делать добро (это – растянутый во времени, трудоемкий и сложный процесс), Бог обещает человеку великую милость. «Придите – и рассудим», - говорит Бог. «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю». Что еще, если не полное прощение обещается этими словами, заменяющими красное на белое, кровавое – на невинное? Есть вещи более удивительные, чем, даже, прощение! Люди, сумевшие подняться из глубины грехов, часто бывают в конце выше тех, кто низко не падал. Это не призыв к греху, да не будет! Но это - ободряющие грешников слова, опирающиеся на сказанное Господом: «Последние будут первыми». И народная мудрость знает, что за одного битого двух небитых дают. Так, бесами поруганный Исаакий Печерский, по выздоровлении стал бесам страшен более прочих монахов. Так и Киприан-волшебник после раскаяния принес Церкви великую пользу. Так и Мария Египетская удивила ангелов житием после того, как долго веселила грехами бесов. Да и апостол Павел не был бы так велик, если бы не состоял в свое время в числе врагов Христовой Церкви.

Итак, нет ничего столь багряного, что Бог не мог бы сделать белым, как снег, благодаря благодати покаяния. «Окропиши мя иссопом и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50)

*

В одном из видений своих Даниил видел престолы, и воссевшего Ветхого днями. «Одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы головы Его – как чистая волна» (Дан. 7:9) К Нему был подведен Некто, подобный «Сыну человеческому», «и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится»

Христологически верно будет думать, что «Ветхий днями» это не Бог Отец, а Сам Сын до воплощения, поскольку Сын совечен Отцу и тоже – Ветхий днями. А подведение к Нему «как бы Сына человеческого» есть указание на грядущее Боговоплощение, в котором Христос, уже как плотоносец, примет всякую власть на небеси и на земли (СМ. Мф.28:18)

И смотрите, какова внешность Сидящего на престоле! Одежды белы, как снег, а волосы головы – как чистая волна. Это же тот самый цвет невинности, та же самая белизна, схожая со снегом и чистой шерстью, о которых говорит Исайя. Значит, если будут грехи наши, как нечто багряное, Бог убелит их, как Свои собственные одеяния. А если грехи будут, как пурпур (царский цвет, возможно означающий грехи, связанные с властью) – Бог убелит их, как волосы головы Своей.

Белизна волос – знак мудрости. Чистую мудрость свою, мудрость, «сходящую свыше», обещает Бог кающимся. И мудрость эта «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:17). А белые одежды – величественный знак, многократно повторяющийся на страницах писания. «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни» (Откр. 3:5) И еще: «Советую тебе купить у Меня… белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей» (Откр. 3:18)

*

Так, начав с призыва к покаянию, к перемене ума и деятельности, Бог приводит нас к тому, что обещает сообщить нам белизну Своих мыслей и чистоту Своей благодати, которая облечет человека, словно – в ризу. Таковы плоды подлинного покаяния, такова награда за него.

Теперь самое время прочесть внимательно первую главу Исайи, седьмую главу Даниила и третью главу Откровения. Самое времфя вообще заняться изучением слов Господних, без которых человек неизбежно умирает, даже если у него вдоволь обычного хлеба и прочих снедей. 


Источник: Радонеж