Пророк Исайя — ветхозаветный Евангелист. Худиев С. Л.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В это воскресенье Церковь будет совершать память Пророка Исайи — и нам стоит подробнее рассмотреть его книгу.

Христиане обычно гораздо больше сосредоточены на Новом Завете — и это понятно и естественно. Однако нам не стоит проходить мимо тех сокровищ Богопознания, которые сокрыты в Ветхом Завете — и, особенно, в книге Пророка Исайи, которого не зря называют «ветхозаветным Евангелистом».

У него мы находим все истины нашей веры — о Боге, как Творце и Промыслителе мира, о Сыне Божием, воплотившемся от Девы и претерпевшем смерть ради нашего спасения, о благодати прощения грехов и новой жизни во Святом Духе, о нынешней славе Иерусалима, куда все народы приходят на поклонение, о грядущем суде Божием и Царстве, которое явным образом установит Христос во Втором и Славном Своем пришествии.

Эта таинственная и глубокая книга, таким образом, говорит о событиях прошлого, настоящего и грядущего — так, что увидев, как ее Пророчества исполнились, и исполняются сейчас, мы с уверенностью ожидаем и того, как они исполнятся в будущем.

Пророк Исайя возвещает Бога, как абсолютного Владыку мироздания и человеческой истории. В то время как народ Божий казался уничиженным и слабым, зависящим от могущественных языческих правителей, Пророк провозглашает, что наш мир принадлежит Богу — и в истории разворачивается Его замысел.
Например, он говорит от лица Божия:

 «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис.45:12)

Подлинный Владыка истории — Бог, а не князья:

«Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча [пред Ним]; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому. Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис.40:22-26)

В итоге совершится именно Его воля:

«С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис.14:24)

Исайя предвозвещает самые важные события в мировой истории. Вот его пророчество, которое мы читаем на Рождество:

«Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6)

Таинственный Младенец, о котором говорит Пророк, является одновременно и Отцом Вечности и Богом Крепким — здесь, задолго до самого события, возвещается Боговоплощение.

Но, наверное, самые поразительные пророчества Исайи относятся к искупительному служению Господа Иисуса. О Нем сказано «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис.50:6), но самый известный отрывок — это 52-53 главы, и нам стоит привести этот фрагмент полностью:

«Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.

 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 52:13-15; 53:1-12)

Читая эти слова, невозможно отделаться от ощущения, что они написаны христианином, взирающим на Голгофу; однако они сказаны за столетия до Евангельских событий. Это подтверждается как сохранившимися рукописями текста — радиоуглеродный анализ подтверждает их древнее происхождение — так и тем, что иудейская община, не принявшая Иисуса как Мессию, сохраняет тот же самый текст.

Это пророчество не оставляет простора для интерпретаций. Тот, о котором идет речь, во-первых, безгрешен. Он «не сделал греха, и не было лжи в устах Его». Это уже весьма удивительно — Библия постоянно говорит о том, что все люди грешны. «Нет человека, который не грешил бы» (3Цар.8:46) — мысль, которая настойчиво повторяется во всем священном Писании.

Уже эта особенность не позволяет отнести слова пророчества ни к самому Исайе, который говорил о себе, что он «человек с нечистыми устами, и живет среди народа также с нечистыми устами» (Ис.6:5), ни к народу Израиля в целом (о грехах которого в Писании говорится много раз) ни даже к его верному остатку. Ни про какой-либо народ, ни про какую-либо личность в библейском контексте невозможно сказать, что Он «не сделал греха, и не было лжи в устах Его». Кроме Одной — и мы все знаем, кто это.

Во-вторых, Тот, о ком идет речь, претерпевает искупительные страдания за других: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились… Господь возложил на Него грехи всех нас… за преступления народа Моего претерпел казнь»

Речь не просто о том, что он страдает из-за других — в этом бы не было ничего необычного. Пророчество говорит о том, что Он принимает на Себя грехи других — и этим спасает их от осуждения. В истории немало примеров того, как невинные и благочестивые люди пострадали из-за чужих грехов — но их страдание никак не спасало их обидчиков, но, напротив, служило к их обвинению.

Невинный Страдалец из пророчества спасает других Своей смертью — «чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет…. Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем»

Он претерпевает смерть и погребение, причем пророк уточняет,

«Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого»

Тела распятых чаще всего оставляли висеть на Кресте всем в устрашение; в Иудее, однако, их снимали и хоронили в общей могиле. Но, как мы читаем в Евангелии,

«Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Матф.27:57-60)спавсения

После того, как Он был мертв и погребен, Праведник, о котором идет речь, «На подвиг души Своей будет смотреть с довольством», то есть вернется к жизни.

Таким образом, о Господе нашем Иисусе Христе тут сказано в подробностях, исключающих каких-либо других кандидатов.

Пророк также возвещает прощение и благодать Божию, которая, как следует из Ис.53, приобретена этой Жертвой:

«Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:9,10)

Бог призывает всех принять Его прощение и примириться с Ним:

«Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис.44:22)

Те, кто обратятся к Богу в покаянии и вере, обретут благодать Святого Духа, которая символизируется живительными водами: « Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис.55:1)

Это та вода живая, о которой в Новом Завете говорит Господь Иисус:

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Иоан.7:38,39)

Эти пророчества — о Боговоплощении, об Искуплении, о прощении грехов, о даровании Святого Духа — уже осуществились.

Есть пророчества, которые осуществляются на наших глазах, и мы можем видеть это своими глазами:

«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их» (Ис.60:10,11)

Цари народов — и множество простых паломников — действительно приходят в Иерусалим на поклонение всю христианскую эпоху, и даже до сего дня, и возводят там здания за свой счет, а средства оставляемые паломниками, служат существенной частью экономики Израиля.

Но есть у Исайи и пророчества о будущем. Он возвещает грядущий Суд:

«Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского» (Ис.13:11,12)

После того, как этот суд совершится, установится Царство совершенного мира и гармонии:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9)

Сама смерть будет уничтожена:

«И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис.25:6-9)

Мертвые воскреснут, чтобы войти в это грядущее Царство:

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис.26:19)

Так этот удивительный Пророк охватывает всю историю спасения — и оставляет нас в радостной уверенности, что все потрясения мировой истории закончатся, и замысел Божий совершится.

Мы же, как члены Церкви, уже принадлежим к Его грядущему Царству — и призваны уже сейчас, среди тревог этого мира, вести себя как Его поданные. Потому что смуты этого мира — временны, а Его царство — вечно.

https://radonezh.ru/2022/05/20/prorok-isayya-vethozavetnyy-evangelist