ПРОРОЧЕСТВА ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА ИСПОЛНЯЮТСЯ НА НАШИХ ГЛАЗАХ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Читая пророков, мы видим, что все события прошлого, настоящего, будущего прекрасно известны Богу. Это должно помочь нам не кипятиться и удерживать сердце, когда на наших глазах происходят тектонические сломы истории. Нам главное остаться верными Богу – и Он не оставит своих.

Недавно начавшийся пост с каждым днем приближает нас к Рождеству Христову. Хорошо бы готовить душу к празднику особым чтением и размышлением. Уместно в это время читать ветхозаветные пророчества о Рождестве. Подобно тому, как перед Великим постом Церковь прочитывает за богослужением несколько ветхозаветных книг, которые должны подготовить нашу душу к Пасхе, так же и на пути к Рождеству нелишним будет вспомнить некоторые слова пророков о грядущем рождении Мессии. Рассмотрим здесь одно из таких пророчеств, которое мы находим в текстах как Ветхого, так и Нового Завета.

Хотелось бы остановиться на известном пророчестве о Рождестве, записанном в книге пророка Михея*: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2–3). Данная фраза хорошо знакома нам, так как на нее ссылается евангелист Матфей. В Евангелии от Матфея рассказывается, как с востока в Иерусалим пришли волхвы и спрашивали, где должно родиться Христу. Царь Ирод собрал первосвященников и книжников народных и задал им тот же вопрос. «Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф. 2:5–6). 

Обратим внимание на то, что Матфей приводит текст пророчества, немного отличный от оригинала. Это могло произойти по двум причинам. Во-первых, есть разные редакции ветхозаветных текстов. Тот вариант, которым пользовался Матфей, мог до нас не дойти. А во-вторых, в Новом Завете ветхозаветные пророчества часто цитируются свободно, как перифраз. Новозаветному автору важнее передать главный смысл пророчества, чем цитировать его слово в слово. Поэтому и получаются такие различия в библейских рукописях. В данном случае можно видеть, что текст из самой книги Михея гораздо полнее того, который приводит евангелист.

Например, вот одно из таких отличий: Матфей говорит о Вифлееме Иудейском, а Михей о Вифлееме-Ефрафе. Что такое Ефрафа? Это второе название Вифлеема. В Писании оба этих названия применяются к одному и тому же городу. Интересно, что Вифлеем в переводе значит «дом хлеба». Мы помним, что «хлебом» называл Себя Христос. «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:35), – говорил Он. И здесь мы видим исполнение пророчества, заключенного в самом названии города. В Вифлееме рождается Тот, Кто является хлебом жизни, и Вифлеем становится домом хлеба не только по названию, но и по событию, произошедшему в нем. А вот Ефрафа в переводе означает «плодоносный». Это значение отражено в нашем богослужении. Скоро, когда начнется предпразднство Рождества, мы будем петь тропарь предпразднству, начинающийся такими словами: «Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы». Там, где говорится: «древо живота в вертепе процвете от Девы», – используется название Ефрафа (плодоносный). Мы видим указание на драгоценный плод,  родившийся от Богородицы в Вифлееме.

Еще одно отличие. «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными?» – написано у Михея. Что это за тысячи? Дело в том, что Моисей разделил еврейский народ на полусотни, сотни и тысячи. Вифлеем же был настолько малочислен, что образовывал тысячу только в соединении с другими городами. Маленькая убогая деревушка с несколькими сотнями жителей примечательна лишь тем, что из нее происходил Давид – вот что такое древний Вифлеем. Здесь мы в очередной раз видим, что наш Спаситель, придя на землю, опускается в глубину бесславия и унижения, рождаясь в одном из самых незначительных еврейских селений, да и то не в доме, а в скотских яслях. И вспоминаются слова апостола Павла: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:29).

Обращаясь к Вифлеему, Господь произносит через Михея: «из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле». Мне, т. е. Богу, для славы Божией, для исполнения божественных планов. Все домостроительство нашего спасения имеет своей целью прославление Бога Отца через Сына Духом Святым. Христос говорил: «да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13). На Великом Славословии утрени мы поем: «Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь». Этот момент тоже нужно правильно понимать: Бог спасает нас, Его творение, хоть и по любви к нам, но в конечном смысле не ради нас, а ради Своей славы, чтобы она открылась в нашем спасении. Христос рождается на земле не только для нас, но, прежде всего, для прославления Отца Небесного в спасении людей.

Еще важные слова, которые опускает Матфей. О Имеющем Родиться в Вифлееме говорится, что Его «происхождение из начала, от дней вечных». Конечно же, это указание на божественную природу Иисуса Христа. В следующем стихе, который мы здесь не рассматриваем, будет сказано о человеческой природе Спасителя – о том, что Его родит «имеющая родить», т. е. Дева Мария. А в данном месте мы видим пророчество о вечной природе Божества, которую Иисус Христос будет носить в себе вместе со Своей человеческой природой. Вспоминаются еще подобные пророчества, говорящие о божественном происхождении Мессии: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109:3) и: «род же Его кто исповесть?» (Ис. 53:8).

Вот посмотрите, насколько важно, читая Новый Завет и видя ветхозаветные цитаты, обращаться к первоисточнику. То ли в самом тексте, то ли в контексте его мы всегда найдем нечто интересное, что поможет нам лучше понять затронутую тему.

А насколько важно читать пророков. Например, как отрадно видеть, что все события прошлого, настоящего, будущего прекрасно известны Богу. Это должно помочь нам не кипятиться и удерживать сердце, когда на наших глазах происходят тектонические сломы истории. Как ни страшно бывает за этим наблюдать, нужно усилить веру и успокоиться, ибо Бог знал обо всем этом еще до создания мира, но, тем не менее, позволил тому случиться. Нам главное остаться верными Богу – и Он не оставит своих.

Еще обратите внимание: мы прочитали пророчество, которое исполнилось. Среди уже сбывшихся пророчеств оно не единственное. Читая пророков и изучая историю, мы можем замечать, как многие ветхозаветные пророчества постепенно исполнялись. Но мы имеем также и сладкие пророчества Нового Завета о христианах, и они, несомненно, исполнятся, так же, как и ветхозаветные. А что нам обещано? О, многое! Что «отрет Бог всякую слезу с очей» наших, «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Нам обещано увидеть Христа как Он есть на некой таинственной трапезе вместе с Ним в Царстве Небесном. И все это будет, и будет именно с нами. А с кем еще? Ведь мы христиане. Об этом нам следует помнить, читая пророков. Если уж исполняются их слова, то тем более сбудутся пророчества Христовы.

Задумаемся об этом в святые предрождественские дни и увидим в библейских авторах мудрых наставников, опытных собеседников и предвозвестников сегодняшних событий. А главное событие ближайшего будущего то, о котором почти три тысячи лет назад написал пророк Михей: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Сергей Комаров


*Михей  жил в Иудее в VIII в. до Р. Х. Он был современником пророков Исаии и Осии и так же, как и они, обличал иудеев в идолопоклонстве и нравственном развращении, предсказывал скорое разрушение Иерусалима и вавилонский плен. Вместе с этим он утешал иудеев пророчествами о рождении Мессии, который «будет великим до краев земли» (Мих. 5:4). 

http://pravlife.org/content/prorochestva-vethogo-i-novogo-zaveta-ispolny...