ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с праздником, который один из самых любимых в нашем народе и который исторически возник на территории нашей Святой Руси. Именно в 1164 году заботами князя Андрея Боголюбского был установлен в Русской Церкви праздник Пресвятой Богородицы, а уже через год, в 1165 году, был построен известный, знаменитый храм Покрова на Нерли. И с этого момента мы празднуем этот праздник.

И только в XX веке этот праздник начал распространяться за пределы Русской Церкви. Греки, где произошло это событие, не уделяют этому такое большое внимание. Этот праздник имеет большое для нас значение, потому что после этого события, через 78 лет внуки тех, над кем Божья Матерь держала святый покров во Влахернском храме, отправились в великий и опасный подвиг – крестить русских язычников, дабы они возрастали в Церкви, и наша Родина процветала в православии.

И, конечно, нужно сказать, что ни один из праздников не создается блестящими проповедниками. Нужно какое-то церковное событие, указанное свыше самим Богом, которое послужило бы, чтобы начался торжественный праздник в нашем церковном календаре. И мы сегодня поговорим о трех моментах, которые важны для нашего понимания этого праздника, на которые, может быть, мы не обращали внимания.

Но в первую очередь мы вернемся к самому событию. Дело происходило в X веке, а точнее, в 910 году, когда Византийская империя была осаждена с востока арабами, а с севера, как некоторые говорят, сарацинами. Но другие источники говорят о том, что это были наши предки, славяне, верноподданные князя Олега, как его называли в народе «Вещего Олега».

Славяне, усиленные викингами, успешно осаждали Константинополь. И, казалось, город должен был рухнуть под натиском «варваров», как они говорили. Но вот народ собирается в храм и начинает молиться, потому что другого способа противостоять нет, и они понимают, что без Божьей помощи невозможно противостоять тем, кто вторгается в их жизнь.

В этот день, по церковному календарю 1 октября 910 года, во Влахернском храме, где еще в 4 часа ночи совершается всенощное бдение, – во Влахернском храме, в который в V веке из Палестины, была принесена величайшая святыня – омофор, головной покров Божьей Матери и часть Ее пояса, вот, в храме, посвященном Божьей Матери, люди усердно молятся Божьей Матери как Предстательнице, чтобы Господь помиловал их.

И в 4 часа ночи святой Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний видят Пресвятую Богородицу, идущую на воздусе в сторону алтаря. Она преклоняет колено и начинает усиленно коленопреклонно молиться, после чего снимает омофор, покрывает всех стоящих. И Андрей, Христа ради юродивый, и Епифаний видят ту благодать, которая покрывает каждого стоящего в храме.

События прекращаются, опасность минует, и уже в 911 году Константинополь, Византия, заключает с русскими договор о перемирии. Благодать восторжествовала, покаяние было принято. О чем же молилась Пресвятая Богородица?

Она говорила, как говорит летопись: «Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе с Ангелы, стоящие в тени Непорочной Царицы, – приими всякого человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неисцелен», – вот о чем молилась Пресвятая Богородица. И этот праздник еще нам известен тем, что именно покровительству, образу Богоматери «Покрова» приписываются многочисленные победы русского воинства.

И о чем мы хотим сегодня напомнить? Первый момент из трех, о которых мы говорили, что Бог нам оставил возможность напрямую к Нему обращаться. И об этом говорит молитва «Отче наш», когда мы напрямую обращаемся к Богу. И в православии нет, не нужен никакой посредник обращения к Богу.

Тогда возникает вопрос, а зачем же мы обращаемся к святым? Зачем же мы обращаемся к Пресвятой Богородице? Во-первых, мы не забываем, что «дивен Бог во святых Своих». И второе известное выражение: «Много может молитва праведного». И об этом нам говорит Ветхий Завет, в том числе.

Пресвятая Богородица – такой же человек, как и мы, по природе человеческой. Она тоже имеет отношение к первородному греху, как любой человек, живущий на земле. Но только один момент: Она в этой жизни не совершила никакого личного греха, даже помыслом не согрешила. И настолько угодила Богу Своей жизнью, став Богоматерью, что получила особую благодать и особое ходатайство. Бог не отвергает молитвы любого человека за спасение иного.

И Она, кроме всего прочего, став Пречистой Девой, Богородицей, как мы с вами знаем, получила двойное освящение. Первое освящение – это момент благовещения, когда было зачатие Господа нашего Иисуса Христа, праздник Благовещения. И второе – на Пятидесятницу, вместе с апостолами получив благодать Духа Святаго.

Став «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», Она как Матерь получила право ходатайствовать за род человеческий, и мы к Ней молимся и обращаемся так же, как и ко Христу. Если к преподобному Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Амвросию Оптинскому и так далее мы говорим: «Моли Бога о нас!», то к Ней мы говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас!». И вот одно из знамений, которое Бог напрямую нам показывает, что Она имеет полное на это право и мы должны этим пользоваться, как раз является это событие, которое сегодня мы празднуем.

Еще второй момент, который мы хотим отметить в этот день: Покров Богородицы сподобился видеть при огромном количестве людей в этом храме православных ни епископ, ни священник, ни монах, ни царь, ни воин, а скиф, раб, юродивый, трижды чуждый Константинопольской Церкви. Святой Андрей был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту, скиф и в будущем новгородец. Так кто же такой был Андрей, что он удостоился такой чести?

Святой Андрей юродствовал в Константинополе, глумясь над столицей христианской империи. Ходил на улице полунагой, едва прикрытый тряпьем, терпеливо сносил насмешки, добровольно подвергался избиению, спал на солнышке или на гноище, общался с блудницами и вообще был позорищем для этого общества. То есть, если сравнивать с русским, можно было сказать, Иванушка-дурачок, как в русских народных сказках.

И этот пример нам говорит о том, что Бог нелицеприятен, и Он смотрит ни на сан, ни на социальное положение, ни на богатство, а смотрит на состояние сердца. Известное выражение: «Чистые сердцем Бога узрят». Вот на что обращает этот праздник наше внимание: на то, что мы должны следить за чистотой своего сердца. Если сердце наше будет чисто, то и Бога узрим, и Царствие Небесное узрим, и будем иметь спасение.

И третий момент, на который мы хотим обратить ваше внимание. Есть известное выражение, которое мы все с вами знаем: «Мы русские, с нами Бог». Позвольте, но можно сказать: «Мы белорусы, с нами Бог. Мы украинцы, с нами Бог. Мы грузины, с нами Бог. Мы евреи, с нами Бог», – и так далее.

Но Бог нелицеприятен, и Он любит любого человека. И, как мы знаем, Бог может лишь только быть с тем, кто хранит чистоту веры своей и живет покаянно и молитвенно, исполняя заповеди Божии. Кто этого не делает, тот становится чужд Богу. Не потому, что Бог от него отказывается. Известное выражение святых отцов, которые говорят: «Помни, что Бог никогда от тебя не откажется, главное, чтобы ты не отказался от Бога».

И знанием этого являются слова Иоанна Предтечи на водах Иорданских, когда он евреям говорил: «Да что вы гордитесь, что вы семя Авраамово? Богу, если нужно, Он из камней соделает Себе детей». А когда фашистский вермахт нападал на нашу Родину во время Второй мировой войны, на бляхах немецких ремней было написано: «С нами Бог». Но вряд ли с ними был Бог.

А те, кто разрушал наши храмы и убивал священников, монахов, мирян в начале XX века? С ними тоже был Бог? Но ведь они же были русскими. Поэтому принадлежность к Богу – не по национальному признаку, а по чистоте своего сердца. Вот о чем мы должны помнить в этот день.

И Покров есть образ материнской любви. Он должен сподвигнуть нас обратиться к Богу с молитвой. По словам Ефрема Сирина: «Небесная Царица – первая и высшая ходатаица наша пред Сыном и Богом Своим, неусыпное и непостыдное наше предстательство, покров всего мира, подательница всех благ, утешение, прибежище и спасение наше».

Так вознесем же мы, недостойные, от всего сердца к Пречистой Матери нашу молитву: «Помяни нас в Твоих молитвах, Госпожа Дева Богородица, да не погибнем за умножение грехов наших. Покрый нас от всякого зла, лютых напастей, на Тя уповаем, Твоего Покрова праздник чествуем и Тя величаем».

Еще хочу обратить ваше внимание, о чем, может быть, вы не задумывались и ни в одном источнике вы не встречали: те события, которые сейчас происходят на южных границах нашей страны, где идет брань, – в чем смысл и в чем наказание Божие, которое нас постигло, и в котором мы должны принести покаяние и просить Бога, чтобы Бог уврачевал это?

Киев – третий удел Божией Матери во Вселенной. Дивеево – четвертый удел Божией Матери во Вселенной. Россия – дом Пресвятой Богородицы. И те территориальные государства, народы, которые сейчас находятся в этом состоянии, большая часть из этого народа – это единоверцы, и все принадлежат к одной Церкви. Вот что попущено нам с вами за наши и человеческие грехи.

И это нас должно побудить, чтобы мы с большим усилием обратились к Пресвятой Богородице как к Ходатаице нашей, чтобы Она, именно Она, Своим предстательством к Богу уврачевала эту рану, и как можно быстрее мы достигли того, чего мы желаем. И наступил мир и в наших сердцах, и в наших странах. Да поможет нам в этом Господь Бог и Пресвятая Богородица. Аминь.

Иеромонах Серафим (Панич)

https://www.optina.ru/sermon/24_propoved_v_prazdnik_pokrova_presvjatoj_v...