Проповедь в Неделю о Страшном Суде. Иерей Иоанн Кечкин
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, две недели назад началась наша молитвенная подготовка к Великому посту. В первую подготовительную неделю Церковь научала нас чтением Евангелия о мытаре и фарисее, напоминая нам о том, что истинное покаяние заключается в смирении, уничижении себя перед Богом, которое естественно проистекает от осознания своей глубокой греховности.
На следующей неделе о блудном сыне, Святая Церковь, говорила нам о всепрощении Божьем, о том, что любой грех, как бы ни был он тяжел, простится тому, кто искренне кается в содеянном. Господь простит любого человека, как бы низко тот ни пал, в какую бездну беззаконий бы он ни погрузился – если только человек осознал свое падение, раскаялся в нем и отошел от своего прежнего порочного пути. Даже духовно мертвого человека Господь силен восставить, вернуть ему потерянное достоинство.
И сегодня евангельское чтение о Страшном Суде продолжает готовить нас к посту. Господь в Своих словах о Суде засвидетельствовал об участи грешника и праведного не для того, чтобы нас устрашить, но чтобы призвать к духовному бодрствованию и показать, от чего зависит спасение человека. В этом евангельском отрывке нам открывается, что спасение совершается делами любви и милосердия. Христос повелевает накормить алчущего, напоить жаждущего, приютить странника, одеть нагого, посетить болящего. Бог хочет от человека одного – сердца милующего. При этом важно отметить, что в слове Господа о Страшном Суде содержится главная мысль в том, что любовь к ближнему, по словам Христа Спасителя, есть наша любовь к Нему Самому. Возлюбив ближнего, мы возлюбим Христа; в человеке и через человека мы способны любить Самого Господа.
Любовь Божия окружает нас от младенчества до гроба, но за гробом начинается Царство Божией Правды. Любовь Божия существует и действует в мире не затем, чтобы поощрять нашу беспечность. Любовь Божия требует, чтобы мы отвечали на нее любовью – к Богу и ближним (1Ин. 4, 20). Нужно всегда хранить свою совесть в том состоянии, в каком мы желали бы иметь ее в момент смерти (Сир. 7, 39).
Каждый из нас предстанет на Суд Божий. Ни один тайный помысел, ничто не скроется тогда. В действительности мы живем так, как будто эта грозная вечность нас не касается. Поразительно это странное, необъяснимое противоречие в природе человеческой. Мы не жалеем ни трудов, ни сил, чтобы обеспечить земную жизнь. Чем же кончается это неустанное искание благ жизни? Смертью. Но чтобы обеспечить себе посмертное блаженство, мы не употребляем и малой доли тех забот, которые напрасно посвящаем поискам земного счастья.
Святитель Феофан Затворник отмечает: «Никому не миновать Суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поэтому постараемся оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния, которое смывает грехи и отменяет осуждение».
В настоящее время мы с вами, братья и сестры, готовимся вступить в особый период – на поприще Великого Поста, который призван способствовать подготовке христианина к достойной встречи праздника Христова Воскресения. Святая Церковь в чтениях и песнопениях постоянно призывает верующих к очищению души и сердца от греховной нечистоты. Мы призываемся сделаться лучше, призываемся к трудам покаяния.
Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что достойное прохождение Великого поста зависит не только от внешних проявлений благочестия, но в большей степени от любви и человеколюбия, милости и сострадания, проявленных по отношению к нашим ближним, и через них к Самому Христу. Аминь.
27.02.2011
http://www.st-catherine.ru/the-sunday-of-the-last-judgement-2011
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии