Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! И сегодня, как всегда, мы будем говорить о нашем с вами спасении.

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Душу сам наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забытый мною!
Просияй сквозь мрачных дум!
И созиждется Тобою
Сердце чисто, правый ум!

– как говорил святитель, митрополит Московский Филарет в стихотворном диалоге с Александром Сергеевичем Пушкиным.

И, действительно, грех является, как учит Святая Матерь Церковь, причиной, за которой следует скорбь, болезни и, увы, сама смерть человека. «Всякий нераскаянный грех, – как говорит Ефрем Сирин, – это грех к смерти».

«Грех сам есть величайшее наказание, хотя бы и мы не были наказаны», – как говорил Иоанн Златоуст. «Мы с вами боимся смерти, которая есть ничтожная маска, а не боимся греха, который действительно страшен и подобно огню пожирает совесть», – говорит Иоанн Златоуст.

Как же нам спасаться? И отвечает он сам на этот вопрос: «Самый первый, лучший способ – он говорит, – это, конечно, не грешить». Но, увы, мы, наверное, с вами несовершенны в этом вопросе. И пророк Давид говорит: Всяк человек ложь. А когда поется Литургия, последние слова: «Един свят, един Господь, Иисус Христос».

Но есть второй способ: согрешив, покаяться и омыться от наших грехов. Замечательно, но, к сожалению, покаяние у нас часто бывает несовершенное, а многих наших с вами грехов мы даже и не видим, и не понимаем.

Есть третий способ, о котором говорит Иоанн Златоуст: кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби, которые будут покрывать недостаток нашего покаяния и тем самым не лишать нас Царствия Небесного. Об этом говорил и нам Господь, своим последователям, Он говорил: В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир. Об этом, кстати, говорит сегодняшнее Евангелие, где женщина 18 лет испытывала болезни и не отчаялась.

Давайте, каждый, здесь стоящий, поставим на минуту себя в ее положение. Представим, что мы восемнадцать лет ходим по поликлиникам, покупаем дорогостоящие лекарства, ищем грамотных докторов, просим Бога, чтобы Он исцелил нас, но ответа нет, и болезнь наша только усугубляется. Скажите, пожалуйста, нас с вами, здесь стоящих, не посетит ли отчаяние, не посетит ли уныние, не умалится ли наша вера? Будем мы благодарить Бога за всё?

И на вопрос, как спасаться нам, христианам XXI века, нам говорит старец Иоанн (Крестьянкин). Он говорит: «Некто вопросил великих, как спасутся христиане последних веков, ибо нет уже арены открытого мученичества. И получил ответ: они будут спасаться только терпением душевных скорбей! И те, кто понесет эти душевные скорби мужественно и терпеливо, получат венцы большие, чем те, кто спал на земле, вкушал пищу раз в неделю, стоял на столпе в молитвенном подвиге весь день».

Итак, всё скорбное, что с нами происходит, происходит не случайно, а по Промыслу Божьему. Бог, Который есть непостижимая абсолютная любовь, хотел бы не посылать нам скорбей, но без скорбей, увы, мы не умеем спасаться, и потому Он вынужден их допускать, ведь живущие по плоти Богу угодить не могут. Итак, если Господь видит, что человеку угрожает опасность утонуть окончательно в болоте бездуховной жизни и погибнуть для вечности, то попускаются ему какие-нибудь скорби, чтобы через них человек хотя бы невольно вспомнил о Боге и исправился.

«Кого Господь возлюбит и кого восхощет избрать для блаженной вечности, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), – тому посылает непрестанные скорби, в особенности, когда душа, избираемая, заражена любовью к миру. Посему, кто отказывается от скорбей, тот отказывается от спасения. Не может угодить Богу и не идет по пути спасения человек, всецело погрязший в земном. Об этом сказано у апостола Павла: Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся».

И приснопоминаемый архимандрит Венедикт (Пеньков) часто говорил братии, он говорил, задавал вопрос: «Скажите, пожалуйста, что первое делает душа, когда восходит в вечность?» И отвечал: «Первое, что она делает, она благодарит Бога за те скорби, которые Бог посылал на земном поприще для того, чтобы спасти ее и чтобы она была всегда с Богом».

И даже саму смерть Господь посылает для его блага, то есть для спасения в вечности. Ибо мы всегда смотрим на временную жизнь и стараемся благополучно, беззаботно прожить на земле, а Господь прежде всего смотрит на нас с точки зрения вечности, что ждет человека и там – рай или ад, вечное блаженство или вечная мука, – и использует всевозможные средства, чтобы спасти его от ада и привести в рай.

И старец Паисий Афонский рассказывает такой назидательный случай. Однажды пьяный безбожный водитель, ведущий непотребную жизнь, на автомобиле насмерть сбивает безгрешного младенца. Насмерть. По человеческому рассуждению это была большая бессмысленная трагедия: погубленная молодая жизнь, огромное горе для отца и матери, изуродованная судьба водителя. Но старец Паисий, которому часто были открыты пути Божественного Промысла, объяснил смысл случившегося так: водитель жил плохой, греховной жизнью, и происшедшие с ним потрясения, тюрьма помогут ему, наконец, познать Бога; также и родители ребенка, атеисты, через свое горе они придут к Богу; что же касается самого ребенка, то мы, люди, не знаем, какая бы была у него жизнь, будущее известно только одному Богу. Если Господь видит, что человек впоследствии собьется с пути и совершит тяжкие грехи и погибнет, то часто Он забирает его намного раньше из мира, чтобы потом этого не случилось.

И мы вспомним известный случай с декабристом Кондратием Рылеевым, когда в трехлетнем возрасте он заболел, и врачи сказали: «Смерть, готовьтесь к его кончине». И его мать молилась, но забыла одну вещь. Она стала молиться, оканчивая свою молитву об исцелении не «да будет воля Твоя», но «да будет воля моя, любой ценой, но исцели его». И когда в тонком сне она забылась, ей было видение, Ангел предстал перед ней и сказал: «Опомнись, женщина, что ты делаешь? Ты лишаешь своего сына вечности, ты не знаешь к чему он придет». И она прошла, как мы с вами знаем, пять комнат, в каждой комнате был показан этап жизни. И в последней комнате он упреждает: «Я тебя последний раз предупреждаю, не проси об этом у Бога». – «Нет, я хочу, чтобы он остался живой». Открывает дверь, и там виселица, и он умирает как богоборец.

Об этом же говорит и молитва Оптинских старцев, которые говорят нам, что «всё, что Ты дашь в этот день, Господи, дай нам принять, как Твою волю». Господь ведет нас ко спасению премудро, и всё, что случается с человеком, непременно случается по Промыслу Божьему: приятное и неприятное, радость и горе, счастье и несчастье. Зная это, христианин с благодарением принимает в своей жизни не только радостное, но и скорбное, не только сладкое, но и горькое, ведь и то, и другое, как вообще в жизни, посылается нам от Бога.

По словам святых отцов, Господь посылает скорби, потому что они приносят нашей душе пользу и помогают ей спасаться. Так учит Священное Писание, в котором Господь прямо говорит: Многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное. В своих письмах святитель Игнатий приводит и сами слова молитвы, какими нужно молиться в скорбях: «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем». Святитель говорит, что постигшую скорбь христианин может сделать жертвой, благоугодной Богу, которую Он примет, как самое лучшее, исполненного самого благовонного фимиама.

Итак, братья и сестры, будем же и мы учиться, учиться и учиться христианской мудрости и совершать ее в нашей жизни, учиться доверять Промыслу Божию и благодарить Его за всё, как в той светской песне поется известной:

За радость и печаль,
За тихое прощай,
За всё тебя благодарю,

– за всё, что угодно Богу послать в нашей жизни – не только за радости, но и скорби, не только за сладкое, но и горькое. Ибо, поступая так, мы явимся подражателями святых, победивших мир любовью его горечь и скорбь, победивших его верой и славословием Бога. И если мы будем подражателями святых, если научимся их вере, то и нас Господь причтет к сонму святых, удостоит их награды и приведет в их Царство вечной жизни и славословия Бога.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иеромонах Серафим (Панич)