Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Память великомученика Пантелеимона. Иеромонах Илия (Копылов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89, 10), — говорит пророк Давид.
Почти половину своей жизни, а иногда и большую её часть, человек тратит на лечение приключающихся с ним болезней. Зачастую, эти недуги уносят от нас близких. И, конечно же, мы скорбим и ищем исцеления, чтобы как-то продлить эту временную жизнь.
И мы не можем не скорбеть, потому что такова наша человеческая природа.
Когда Господь Иисус Христос пришел к умершему Лазарю, то и Он — Бог, Богочеловек, имеющий нашу природу, заплакал, а затем как Бог воскресил умершего. И не только, воскресил, но и исцелил, ибо что толку воскрешать, если тело останется под властью болезни?
Думаю, что не скажу ничего нового для вас. Ибо как радуга бывает на всё небо, так и этот великий святой просиял во всем поднебесье православного мира.
Когда наш Оптинский старец преподобный Амвросий заболел тяжкою болезнью, ему с Афона прислали большую икону святого великомученика и целителя Пантелеимона, написанную на кипарисной доске.
Как выяснилось впоследствии, эту икону заказала для Старца Белевская монахиня Дарья Полотнова вместе с другими Белевскими сестрами. По прибытии к старцу святого образа, скитяне отслужили в келлии Старца всенощное бдение. А на утро, после Литургии, угоднику Божию был отслужен молебен с акафистом.
Старец Амвросий до этого неделю лежал на одре болезни и никакие врачебные средства ему не помогали выздороветь, вдруг встал с постели и здоровье его пошло на поправку. Так, по молитвам святого Пантелеимона свершилось и в нашей обители чудо исцеления. Но если начнем вспоминать о всех чудесах, то не закончим и до захода солнца.
И раз уж мы заговорили о болезнях, то не мешало бы взглянуть и на наши недуги душевные, и на то, какие средства необходимы для исцеления их.
Одна из главных болезней на пути нашего спасения есть уныние. Причины этой страсти могут быть разные: иногда уныние начинается от ропота, нередко от безделия и лени, но чаще всего — от недостатка терпения.
Святитель Григорий Богослов называет уныние омрачением ума. Страсть эта настолько бывает сильна, что может довести человека до отчаяния и даже до самоубийства, если с ней не вступить в ратоборство.
Наш преподобный старец Амвросий говорил, что дух уныния изгоняется тогда, когда мы поучаемся в слове Божием. А слово Божие наставляет и призывает «всегда радоваться, непрестанно молиться, и за все благодарить» (1 Фес. 5, 16–18).
Ибо таково здравое состояние души: кто пребывает всегда в благодушии, с любовью памятует о Господе и за всё, случающееся с ним, благодарит Создателя.
Не будем же и мы предаваться унынию, но будем всегда помнить, что над нами довлеет премудрый Промысл Всевидящего и любящего нас Бога, Который пришел нас, грешников, спасти.
Посему возложим всецело жизнь нашу на Его премудрое попечение и никогда не станем унывать. А если кто-то все же заболел страстью уныния, пусть лекарством от этого недуга будет искреннее сердечное благодарное чувство к Богу!
Научимся и мы не забывать Господа в радостных для нас обстоятельствах и во всех скорбях, болезнях и находящей печали, научимся призывать имя Божие и с радостью непрестанно повторять: «Слава Богу за всё!» Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии