Проповедь в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Иеромонах Илия (Копылов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Успение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда в комнате нет света, она окутана тьмой. И глаз наш не в состоянии различить ничего находящегося в ней. Кромешная тьма не позволяет узреть даже силуэты. И только луч света, проникающий внутрь, дает возможность видеть и различать предметы.

Таким ярким лучом Божественного света стала для всего человечества Пресвятая, Пречистая и Преблагословенная Матерь Божия. За смирение, целомудрие и неизреченную чистоту Мария избирается Господом для вочеловечения Сына Божия и почитается нами честнейшей выше всякого не только человеческого естества, но и всякой ангельской сущности.

Взирая на ее целомудрие мы, грешные люди, невольно прячем глаза своей совести, стыдясь соделанных грехов. Ибо яркий свет целомудренной чистоты Пресвятой Девы освящает и согревает материнской любовию все уголки вселенной.

О, Пресвятая Богородица! Для каждого православного сердца ты стала родной и горячо любящей Матерью.

А ведь из земного самое близкое и самое дорогое на свете — это мама. И не думаю, что стоит убеждать кого-либо в этом. И если мы переживаем, когда она болеет, то какой же скорбью наполняется сердце, когда мама, наш самый родной человек на земле, оставляет этот видимый мир и умирает?

А сегодня мы вспоминаем день, когда произошло Успение нашей Всепетой Матери Пресвятой Девы Марии. Не говорим смерть, но Успение. Ибо умерший покидает нас, а Пречистая Богородица не оставила мира сего и по Успении Своем. Она заботится о каждом из нас! Радуется с радующимися и печалиться о грешниках. По Ее молитвам совершаются чудеса! И потому мы не скорбим сегодня, но пребываем в праздничном веселии. Ибо мы не потеряли во Успении Пресвятую нашу Матушку Богородицу, но обрели ее.

Ведь будучи земным жителем, она не лишена была и земных забот. Теперь же Приснодева Мария, освободившись от всего земного, стала Владычицей Неба. Никто не остался безутешен! Ни один вздох, ни одна слеза не сокрыта от ее всесострадательного взора!    

И только к ней, единственной из людей мы обращаемся: «Спаси нас! И только ей, Матери возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа даровал Господь благодать спасительного милосердия!» 

Когда совсем еще юный инок Досифей, ученик преподобного аввы Дорофея пришел в Гефсиманию, то остановился в храме перед изображением Страшного Суда. Юноша рассматривал роспись очень внимательно и тут подошла к нему женщина, облеченная в багряницу. Она стала подробно объяснять муку каждого из осужденных. При этом еще добавляла некоторые наставления от Себя.

Досифей изумился от слышанного и воскликнул: «Госпожа! Что же мне делать, чтобы избавиться от подобных мук?» Благоговейная Женщина дала ему в ответ три заповеди: постись, не ешь мяса и чаще молись. После сказанного Богряноносная Дева вдруг стала невидима. И как сообщает нам записавший это событие преподобный Иеремия: «То была Пресвятая Богородица».

По Успении своем Приснодева Мария многократно являлась людям: наставляла, утешала, предупреждала об опасности. И потому Успение ее есть ничто иное, как победа над смертью, победа нетления над тлением. 

Как-то к преподобному старцу Амвросию пришел уставщик Оптиной пустыни, иеромонах Никон. Беседуя о смертном часе, иеромонах спросил Батюшку: «Почему в богослужебных текстах наши умершие отцы и братия именуются усопшими?»

«До Воскресения Христова не были еще сокрушены врата ада, — ответил Старец. — Посему и смерть тогда не почиталась успением. А теперь, мы обрели надежду во Христе. Потому по благодати Божией, смерть стала для нас, верующих, сном. Спящий-то обязательно проснется. Вот и смерть наша теперь не что иное, как продолжительный сон».

Предчувствуя свою скорую кончину, Иеромонах Никон спросил Батюшку Амвросия: «А где же моему телу, Батюшка, уготовано место?» — «Ты ляжешь с великими людьми», — ответил Старец.

И действительно, года через три после этого разговора, отпросившись у настоятеля в Петербург, навестить брата, иеромонах Никон там вскорости почил. И похоронен он в Александро-Невской Лавре, рядом с великими людьми.

Если кто-то решил построить на месте старого дома новый, то он прежде переселиться в другое место, чтобы освободить ветхий. Так и душа человека верующего по успении освобождает бренное тело, чтобы, воскреснув, переселиться в новое, лучшее. Посему человек постепенно стареет и умирает. Но все это делает Бог, чтобы потом, после Страшного Суда, воздвигнуть новое тело, которое краше и лучше. А затем снова ввести в него душу с еще большею славою.

Заметьте, что выехавшие из ветхого дома не скорбят. Но напротив, даже радуются, представляя красоту своего нового великолепного будущего жилища. Так и мы, православные, не будем бояться покидать этот мир, живя в ветхом теле. А лучше поспешим устремить свой взор на будущую славу.

Но если мы и нуждаемся в новом теле, то дом души Пресвятой Девы Марии был настолько чист и светел, что Господь забрал тело Ее тайным образом. Ибо добротное не нуждается в разрушении и чистое не имеет нужды в очищении.

О, Преславная Владычице Богородице! Просвети нас светом Твоего целомудрия и Небесной чистоты! Чтобы и нам, прибегающим к тебе в молитвах, не унаследовать смерть, но обрести успение и воскреснуть во славе возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми во веки веков! Аминь.

2015 г.

http://www.rp-c.ru/information.php?pag=0&id=132