Проповедь в день памяти преподобного Антония (Путилова). Иерей Сергий Петряшов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Оптина Пустынь. Ангел. Закат

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С праздником, дорогие братья и сестры!

Сегодня Русская Православная Церковь празднует память нашего Оптинского устроителя —преподобного Антония.

Как часто, братия и сестры мы в нашей ежедневной жизни просим и молимся святым, которые совершили множество чудес и знамений, забывая просить заступничества тех, кто был свят, но не столь знаменит. К числу таких святых и относится преподобный Антоний Оптинский.

Отец Антоний был не просто одним из старцев, которые прославили Оптину Пустынь на весь мир. Если мы вчитаемся в его житие, то мы увидим, это был тот самый подвижник, который начинал строительство Оптинского Иоанно-Предтеченского скита.

Оптина, как говорит о том предание, получила своё начало в XV веке, когда разбойник Опта принял иночество с именем Макарий и основал обитель в той области, где он когда-то грабил людей, а впоследствии каялся и подвязался в монашеском образе.. Много бед пережила обитель в Смутное время, В XVIII веке  Оптина на некоторое время даже закрывалась из-за секулярных реформ того времени. Из-за мирского духа, который тогда пропитал  Российскую Империю в Петровскую и послепетровскую эпоху многие монастыри обеднели и оскудели подвижниками, в том числе был закрыт и Оптинский монастырь.

Но в конце XVIII века он снова оживает, и в начале XIX века в него приходят два брата — Моисей и Антоний. Это те люди, которые в XIX веке явились продолжателями аскетических традиций древних отцов.

Они были людьми из богатого купеческого рода и достаточно образованными. Братья Моисей и Антоний сначала самостоятельно подвизались в ростовских лесах: не в крупном  благоустроенном монастыре, а в лесной пустыньке, куда уходили бедные подвижники, пещерники и пустынники... Подвизаясь в лесу, c родным братом, как когда-то преподобный Сергий, Антоний приобрел бесценный опыт умной молитвы и терпения скорбей и лишений.

Святой Антоний так успешно начал иноческoe житие, так как с самого начала искренне и твердо призрел радости и богатства этого мира, потому что вкусил с малолетства божественной Благодати. 

Когда мы, братья и сестры, слышим на малых ектениях прошения, порой, не задумываемся, какие важные слова звучат в храме: "Заступи, спаси и помилуй Своею Благодатию". А как это заступить и спасти Благодатию? Дело в том, что Благодать — это Слава Господня, Божественная энергия, входящая в этот мир из Существа Божественного, Которая  наделяет духовными дарами человека в православном Таинстве Крещения, а затем помогает и защищает христианина, а затем служит "пропуском" в Царствие Небесное.

В эти дни мы продолжаем праздновать особенное Божие знамение и чудо явления Благодати — во время Преображения явилась Слава Господня. И часть этой Славы Господь даёт каждому христианину. Когда будет Судный день и мы предстанем пред Очию Божию, мы этим светом будем отличаться от всех людей. Вот этот Божественный Свет мы должны сохранить и приумножить, поэтому мы и молимся на богослужении "Заступи, спаси и помилуй Своею Благодатию". Божественный Свет, Божественная Благодать — у этого явления могут быть разные названия — Она ходатайствует о нас, отгоняя вражии силы, спасает от болезней, телесной и духовной смерти.

Божественную Благодать вкушают даже малые дети, и если с малолетства родители правильно воспитывают детей, то восприятие Божественной Благодати не изгоняется земными удовольствиями, и молодой человек стремится с малолетства к святой жизни.

И преподобный Антоний явился как раз таким человеком... Он, подобно свт. Иоанну Златоусту перед тем, как стать священнослужителем, побывал в пустынu. Свт. Иоанн Златоуст подвизался не один год, прежде чем вступил на подвиг пресвитерского служения, нечто подобное произошло с прпп. Моисеем и Антонием: они сначала подвизались иноками в лесах, очистили себя и уготовили, показав себя мудрыми, рассудительными устроителями своего жития и той обители, в которой начали монашеское житие.

Поэтому когда в двадцатых годах XIX века возникла идея создать отдельный скит около Оптиной с храмом в честь пророка Иоанна Предтечи, то пригласили для строительства и основания его именно отца Антония, а его брат, отец Моисей, стал настоятелем Оптины.

Молодой и смиренный отец Антоний достаточно преуспел в послушании скитоначальника. Святой Антоний явил особенный пример послушания и чистоты служения. Несмотря на то, что у него было много обязанностей, он не оставлял и аскетических трудов. И впоследствии, когда тяжело болел, он всё равно отдавал хозяйственные распоряжения между молитвенным правилом и умным деланием.

И тем самым, братья и сестры, и преподобный Антоний и другие Оптинские старцы показали нам пример, как жить, находясь в суете житейских дел и многозаботливости,  как приобщаться к образу Христову, претворять в себе идеал христианской жизни.

Отец Антоний, несмотря ни на болезни, ни на искушения, а у него были серьёзные испытания, не оставлял молитвы, богомыслия, духовного делания и аскетизма. Как раз он явился тем человеком, который заложил эту традицию собирательства старчества. Во то время, когда отец Антоний был начальником скита, его насельниками стали будущие знаменитые старцы Леонид и Макарий.

Когда только начал строиться Иоанно-Предтеченский скит, отец Антоний, вспоминая свой опыт жизни в ростовских лесах, опыт святых отцов, описанный в книгах, и наставления старых и опытных монахов, стал собирать лучших людей и привлекать их в Оптину пустынь. Здесь и возникла эта удивительная, нигде так и не повторившаяся атмосфера Оптинского старчества!..

Те, кто читал его житие, обратили внимание, что преподобного Антония, против его воли, вскоре владыка Калужский Николай назначил настоятелем другого монастыря. И, примерно, за десять лет до кончины, по ходатайству святителя Филарета, преподобный Антоний вернулся в Оптину и тихо телесно угасал находя радость в молитвах, исполняя апостольские слова «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9-10). И мы видим, читая житие сего старца, что святой Антоний явил нам, братья и сестры, ещё и пример мужественного стояния в святоотеческой вере, несмотря на окружающий секулярный дух. Почему при таком количестве монастырей и монахов именно Оптина так просияла? Потому что в основе её был человек, который не побоялся воплотить святоотеческий образ в современной ему жизни. Преподобный Антоний ни на кого не надеялся, кроме Бога, старался воплотить в своей жизни именно тот образ святых отцов, о котором он читал в патериках и других душеполезных книгах, и, конечно же, всегда поучался от Священного Писания.

Когда на нас нападёт уныние или духовное разленение, будем напоминать себе, какие подвиги понес старец Оптинский Антоний преодолевая скорби, какие великие благие плоды дало старчество, которое зарождалось под его началом, в среде простых монахов в одном из самых бедных монастырей...

B нашей жизни, братия и сестры, тоже много складывается не так, как нам бы хотелось, кажется, и мы не такие... и вокруг все не Так как должно бы быть. Но мы не должны унывать, а прилагать больше сил и усердия в следовании образу жизни святых — отца Антония и других Оптинских старцев — дабы нам перед порогом Вечности не скорбеть и не жалеть о том, что мы чего-то не успели сделать духовно ценного в этой жизни, но, как святой Иоанн Златоуст, сказать: "Слава, Тебе Боже, за всё!" Аминь.

2015 г.

http://www.rp-c.ru/news/slovo_2/news.php?id=984