ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ОТДАНИЯ ПАСХИ. Протоиерей Андрей Ткачёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Христос Воскресе!

Мы отдаем сегодня Пасху с вами. Но не в том смысле, чтобы мы с ней прощались. Мы оставляем ее при себе. По нашему желанию Пасха может остаться с нами вечно, если мы к этому подключим свою волю. Вера дается человеку даром, но для сохранения веры и умножения веры нужны волевые усилия. Нужна воля еще. Человек получает многое даром. Но чтобы сохранить, удержать, сохранить и умножить – нужны личные усилия.

Поэтому, для сохранения Пасхальной радости необходимо еще участие в воскресном богослужении. Непременно! Хорошо было бы, если бы христиане наши были хотя бы христианами воскресного дня. Недавно читал исповедание веры – «Во что я верю», Нобелевского лауреата, французского писателя – Франсуа Мориака. Он пишет там о состоянии духовном своего общества, себя самого; о Церкви, какую он любит; о Боге, в которого он верит с детства. Он пишет: «У нас есть благочестивые христиане, так называемые, практикующие, которые всю жизнь посвящают Господу. У нас есть теплохладные христиане, христиане воскресного дня, которые только в воскресение приходят к Господу». А я себе думаю: «Нам бы твои проблемы. Вот бы все наши христиане, все эти крещеные люди, были бы хотя бы христиане воскресного дня». Тогда уже оттуда, от воскресного дня все остальное родится. Иначе – ничего не родится.

Поэтому, Пасха останется с тем, кто любит Воскресшего, и кто будет чтить Его. Кто как умеет. Через почитание воскресного дня, главным образом, и Божественной Литургии.

Вы помните, что Серафим Саровский приветствовал всех во все дни года пасхальными словами «Христос Воскресе!» Он заслужил это право. Он говорил это не по убеждению ума, а по жизни в свете Воскресения.

Нам нужна Пасха Господня, братья и сестры, конечно, главным образом, для того, чтобы залечить самую главную беду этого мира, а именно, смертность и тленность человека. Человек для смерти не был создан. Но сегодня он опозорен смертью и унижен грехом. Христос исправить ее – исправил; и теперь мы ожидаем во Христе воскресение всех мертвых. Слово Златоуста относится к этому будущему. Смерть нужно упразднить. Которую Господь на Себя взял. Воскрес из мертвых, преодолел ее. И для того, чтобы нам избавиться от смертного ужаса, нам нужна Пасхальная радость.

Смертный ужас – не простая вещь. Поскольку, даже и Божия Матерь – по свидетельству предания церковного – при наступлении, при движении смерти к Ней, имела трепет и боязнь. И молилась особенно сильно – чтобы не ангел и не архангел, а Сам Сын пришел за Ней. Вот – даже Ей было трепетно разлучаться от тела. Мы видим это и на тысячах разных примеров. Редко кто удостаивается блаженной христианской мирной кончины. Легкого перехода бесстрашного. В ожидании встречи Христа.

Поэтому нам нужна Пасха Святая. И – на сегодня, и – на будущее. На тот великий день, когда мы разлучимся с плотью. Еще раз скажу: все узы порвутся, и только одно останется – вера, действующая любовью. Смертный ужал преодолеть можно Пасхой. Больше – нечем. Можно убегать от смерти, заслоняться от нее: «Нету ее. Не думаю про нее». Но она бьет, нахалка. И прямо в глаза лезет. Через хронику газетную и интернетскую. Там – убили, там – разбили, там – отравился, там – упал с высоты. Там – помер тот. Там – помер этот. «А помните такого? – Помним. – Умер». «А такую артистку помните? – Помним. – Умерла». Смерть, как набат, звучит над ухом. «Смерть! Смерть!! Смерть!!!!» Если бы не

Христос Воскресший, мы бы все в уныние впали. Как сказал одни священник: «Если бы я не верил в Христа, я бы был наркоманом!» Слышите? Это сказал праведный священник. Его по судам таскали за веру Господню в минувшие времена. «Где там твой Бог?!!? Кто там твой Бог?!!??» А он – им: «Я был бы наркоманом». Потому что – невозможно исцелиться от этой боли – ничем. Только нужно куда-то уйти, в несознанку. А как иначе человеку? Нужно быть слепым бревном. Глухим. Бесчувственным. Чтобы не знать, как страдает мир. Потому что мир – это рана. Настоящая рана. Кровоточивая… Гноящаяся… Непомазанная… Неисцеленная… Грозящая гангреной. Это мир наш.

Как это можно не видеть? Кем нужно быть, чтобы этого не видеть? Ну – не видят. Специально закрывают глаза. Нам Пасха Господня нужна – как противоядие. Единственный антидот против этого ужаса смерти. Ее тайной власти.

Кругом посмотрите – везде следы смерти. Вся культура наша – это следы смерти. Потому что – мы читаем книги умерших людей, чтим имена умерших ученых, почитаем умерших праведников. Все, что есть в культуре – это память об умерших людях. Если бы не Христос Воскресший, не жизнь души по смерти и не торжество настоящей духовной жизни, которая не плотью является а духом и истиной; то – что тогда? Тогда, действительно: «Мир – это кладбище, на котором нет воскресения». На самом деле, мир – это кладбище, на котором уже воскрес Христос, и теперь все за Ним поднимутся из мертвых.

Но, кроме того, что Христос нам нужен Воскресший, как лекарство против смертного ужаса; (Это касается всех без изъятия: монахов, священников, епископов, праведников, девственников, многодетных, бездетных, образованных, необразованных. Ученых, неученых, космонавтов, землекопов. Всех без исключения касается смертный ужас и смертная тайна); но, кроме этого, нам нужна Пасха Господня (как средство) против скуки и безумия. Потому что – жизнь человеческая – это то, что Гоголь пытался показать. Он воевал всю жизнь с пошлостью. Гоголь справедливо считал, что пошлость страшнее, чем грехи. Есть люди, которые не грешат (ну так – особо не грешат); но они так пошло живут и так пошло мыслят… У них такое пошлое в голове. Пошлое – не в смысле развратное. Поймите меня! Пошлое – это такое приземленное, пришибленное, некрасивое, никчемное, неинтересное такое. Так они неинтересно живут. Как Иов праведный сказал. «Есть ли вкус в яичном белке. Едят ли пресное без соли» (Иов. 6,6). То есть что-то такое непонятное. Яичный белок вкус имеет? Ну – нету у него вкуса. Нету. Желток дает яйцу вкус, в белке вкуса нету. Такая вот и жизнь как белок без соли. Такое «ничто» какое-то.

Пошлая жизнь такая…Пошлая! Все то, над чем Гоголь смеялся – это была пошлость мира. Пошлые интересы. Пошлые разговорчики. Пошлые шуточки. Пошлые комплиментики. Какие-то такие пошлые цели жизненные.

Вот это еще беда какая! Понимаете? Скука в жизни… Жизнь скучна, и пошлый человек пОшло веселится и пОшло скучает. Бессмыслица, скукота и пошлость. Вот еще какие грехи есть у человечества. Ладно, там – Убил! Украл!! Есть еще такие убийцы, которые потом святыми стали. Есть такие воры, которые заработали миллионы и потом в чужие карманы пораспихивали эти миллионы. Есть такие грешники. Бывает синусоида такая: до дна – вниз, потом до апогея – вверх. А есть такие, что – ну – никуда! И – никак. Ну – никак!

Вот еще Пасха зачем нужна. Чтобы не была жизнь наша бесцветной, пресной. Неинтересной… Скучной… Однообразной… «Что – будни, что – праздники; что – зима, что – лето – только одежда меняется». Только сменили плащ на пальто, пальто на шубу, потом – на пиджак. Потом – на бейсболку. А он (человек) сам, как был – такой и есть.

Вот еще зачем Пасха нужна.

Люди пошлые, люди скучные, люди бессмысленно живущие – это люди, не знающие Пасху. Она у них вообще отсутствует в жизни. Она у них ассоциируется только с крашенными яйцами и с…какими-то еще вещами, совершенно не связанными с Христом Воскресшим.

Вот еще зачем Пасха Господня нужна.

Чтобы Церковь Божия благовествовала Воскресение Бога нашего не только заклятым грешникам. Но и атеистам, упертым. Врагам Церкви. Это, на самом деле, не страшно. Сегодняшний враг Церкви может быть будет ее настоящий друг. Мы на Павле это видим. Интересная жизнь. Красивая жизнь. Глубокая жизнь – это жизнь, заквашенная закваской. Не пресная, а заквашенная. Ее Христос заквасил. Закваска веры – это Господь Воскресший.

Вот для чего нам с вами нужна Пасха Господня.

Воскресение Христово. И мы с вами должны быть проповедниками этой пасхальной веры. Потому что, действительно, наша вера – Пасхальная. Мы с вами еще знаем будничное богослужение. Знаем службу – такую. Знаем – такую. А раньше народ знал только воскресную литургию. В течении долгих столетий люди ходили в церковь только на праздники и в воскресение. У них вообще не было понятия – будничная служба. Шестеричная служба. Длинная служба. Служба ночная. Служба бденная. Служба медленная. Служба покаянная. У них служба – это праздник. Они шесть дней пашут, как волы. В субботу помылись в бане, чистое на себя одели. В воскресение утром колокол зазвонил. И они веселыми ногами в храм пошли. Праздновать, отдыхать от работы. И молиться Богу. У людей был всегда праздник. Праздник тела и радость души.

Это – Воскресение Святое. Ну – и праздники. Рождество Богоматери, Покров. Дни Николая Чудотворца. Праздники. У наших людей не было такого, чтобы каждый день в храм ходить. Они шесть дней тяжко работали, а седьмой – Богу отдавали. И шли в храм Божий, как на праздник. У нас в принципе в народе должно быть так. Церковь – это праздник. Церковь – это радость. Церковь – это смысл. Церковь – это отдых. Отдых утружденным рукам, ногам. И радость для человеческого сердца.

Вот когда это будет так; чтобы все крещеные это поняли; чтобы все крещеные с этим согласились. И чтобы все крещеные в храм Божий потекли. Как у Димитрия Ростовского: «Приидите люди, в мире просвещенные. Тецыте в святый храм – кроткие и смиренные».

Мы будем праздновать Пасху для того, чтобы наша жизнь – не скисла. Конечно, мы будем праздновать Пасху Божию для того, чтобы потом смерти не бояться. Это очень страшно. (…) Знаете, какие самые страшные моменты похорон? Это когда крышку гроба прибивают гвоздями. Эти удары молотка по шляпке гвоздей – это как удары гвоздей в тело Христово. Это для родных – сумасшедший дом. Они падают в обмороки – как подкошенные. И потом, когда зарывают и опускают в землю человека. Даже если и не знаешь его, все равно душа из тела выходит. Страшно… Страшно! (…)

Я себе думал сто раз, над гробом стоя: «Это же как нужно жить? Что нужно в себе иметь, чтобы и тебе не было страшно умирать? Чтобы и те, кто будет хоронить тебя – не плакали. Чтобы никто не боялся. Чтобы все знали, что душа в рай пошла».

Когда хоронят праведника – все радуются. Это уже сто раз замечено. Когда праведника отпевают – такое чувство, что праздник совершается. Вроде люди плачут – а на душе хорошо. Дают ему последнее целование – а на душе хорошо. (…) Почему? Говорят – если на похоронах тебе хорошо – отпеваем человека, который истинно праведно жил. Отпеваем человека – душа в рай пошла. Слова произносятся не даром. Поется: «Со святыми упокой». Душа действительно со святыми упокоится. Так оно и есть.

Думаешь – как прожить надо, чтобы и на тебе это тоже совершилось? Трудная задача. Для этого нужна Пасха. Но, если даже и не для этого (повторяю), то просто – чтобы не скиснуть от скуки и глупости. Глупая жизнь. Глупые разговоры. Глупые… Белиберда… И скучная жизнь. Вот такая какая-то. И, чтобы это все перемололось и пересолилось; чтобы это все не испрело; чтобы оно было все живое, – нам и нужен Воскресших Христос. Больше ничего, больше нам ничего не поможет. Мы уже пробовали, кстати. Пробовали развеселить свое сердце и театрами, и аттракционами, и поездками, и загоранием на пляже, и спортом. И – застольями. И – шашлыками. Пробовали. Душу свою чем хочешь развеселить. Ну да. Бывает такое… Чуть там… Вроде появляется какое-то «Ха-ха!» в душе. На немножко. А потом… а потом – опять! Обратно все! Это Соломон знает. Он все попробовал. Все, что в мире есть – Соломон все попробовал. Нашел во всем вкус. Все понял. Все почувствовал. Все описал. Что не знал – нашел и тоже попробовал. Он – все испробовал. И сказал, в конце концов: «Ерунда все это. Вообще – ерунда!» Он сказал, конечно, по-другому (красиво) – «Суета» (см. Еккл.2,22). Но, в общем – ерунда. Он пробовал чтобы истину найти. А там – нет истины. Ну – поел! Ну – приятно тебе! Приятно… А через час? «Да я забыл уже!» Вот такая она – жизнь.

Пасхальная вера. Если вы сами будете эту веру хранить – мир вам и благословение Божие! Если вы еще кого-то приведете к этой вере – ну тогда… Господь сказал через апостола Иакова, что: «Отвративший грешника от грехов его покроет множество грехов». Спасет душу от смерти и покроет множество грехов. Спасет от смерти душу того, кого он привел к Христу. Надо не просто в храм какой-то привести или к какому-то батюшке. К Христу!

Привел к Христу – спасешь душу от смерти этого приведенного и покроешь множество своих грехов. Вот ведь еще как. Хотите множество грехов своих покрыть? Дай вам Бог привести к Христу кого-нибудь. И дай Бог, чтобы приведенный вами, оказался человеком Пасхальной веры.

Ну, и таким образом надо сказать Святой Пасхе: «До свидания, Пасха!»

Великий День – «До свидания!»

Маленькая Пасха – до свидания! на четыре дня. Будет опять – Воскресение.

А вот Великий День. Великий Пасхальный. Предваряемый Великим Постом.

Конечно – «До свидания!»

Дай Бог – дожить. А если – нет, то, дай Бог, в Царстве Божием пасху праздновать вечную.

Аминь. Христос Воскресе!

05.08.2019

https://www.andreytkachev.com/propoved-v-den-otdaniya-pasxi-05-06-2019/