Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя

8 апреля 2015 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к пастве с проповедью.

Ваши Преосвященства, дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с Великой Средой! В этот день мы размышляем о двух пороках — о сребролюбии и о предательстве — на примере Иуды, который за деньги продал Спасителя. И вот это повествование о падении Иуды развивается на фоне замечательного события, когда женщина в доме Симона прокаженного, во время вечери, на которой присутствовал Спаситель, возлила на Него драгоценное миро (см. Мф. 26:6-16). Драгоценной эта жидкость называлась, потому что стоила огромных денег, ее не употребляли в быту. Когда поставлялись цари, на них возливалась эта драгоценная жидкость; и, наверное, чтобы скопить денег на ту скляницу, что была разбита над Спасителем, нужно было трудиться долгие-долгие годы. Была ли богатой эта женщина? Несомненно! Другой разговор, что, может быть, полжизни потребовалось на сбережение средств, для того чтобы купить миро, но в тот самый момент, когда она поднесла сосуд с миром к телу Спасителя, она была очень богатой.

Когда мы размышляем о материальных средствах и, основываясь на слове Божием, на творениях святых отцов, убеждаемся, что сребролюбие есть грех, нам нужно ясно понимать следующее. Владение средствами и сребролюбие — это разные понятия. Женщина, которая все свое имущество отдала Богу, не имела в сердце своем сребролюбия, хоть у нее и были средства, и средства значительные. А несчастный Иуда, возбужденный этим событием, не мог пережить того, что увидел. Как свидетельствует Евангелие, он был вор — носил ящик с общими деньгами, которые принадлежали всем апостолам, и часто использовал эти деньги для себя (см. Ин. 12:6). Поступок женщины бросал вызов такой силы, что нужно было либо отразить его, либо, приняв, изменить всю свою жизнь. Но на последнее у Иуды сил не было, и он идет и за деньги предает Спасителя…

Предательство — это то, что поражает нас неожиданно. Если мы заранее знаем, что тот или иной человек нас предаст, то это уже и не предательство почти. Предательство всегда происходит неожиданно, когда мы его не ждем, и у нас чаще всего нет никакого оружия, чтобы победить это зло, потому что всё на стороне того, кто предает. Сам факт предательства, его неожиданность, возможные тяжкие последствия для жертвы — всё это означает, что на стороне предателя — сила, а на стороне предаваемого — слабость. Вот почему предательство переживается так тяжело. Многие говорят: «я способен или способна простить всё, кроме предательства», потому что предательство ранит душу так, как ни один другой человеческий порок. Ну, а если в предательстве предающий всегда сильный, а предаваемый всегда слабый, то как же слабому вести себя пред лицом предательства? И есть ли какое-нибудь оружие против предательства? Нет оружия. Оружие можно употребить, когда ты заранее знаешь, что некий человек выступит против тебя или твоих интересов. Но, как уже было сказано, это уже не предательство, если мы о нем знаем заранее; а вот когда предательство происходит неожиданно, то никакого оружия против него и нет.

Так что же остается предаваемому человеку? Остается лишь одно — вспомнить Иуду. Предательство всегда оборачивается крахом того, кто предает, поскольку тот, кто предает, предает себя Божиему суду. Это тот случай, когда человеческий суд чаще всего беспомощен. Иногда, когда речь идет о предательстве родины или предательстве интересов большого количества людей, работает и гражданский суд, — но это лишь в отдельных случаях. А когда предательство происходит в личной или семейной жизни, в отношениях между друзьями, — то ведь никакого суда быть не может. И потому, когда мы сталкиваемся с этим страшным человеческим грехом, мы должны отразить его простыми словами: предаю тебя в руки Божии. И как было наказано предательство Иуды, так наказуемо и всякое человеческое предательство — не только в жизни будущего века, но и в этой земной жизни.

Великая Среда несет в себе замечательные смыслы. И если мы принимаем их в свой разум, если напитываем ими свою душу, то на многое начинаем смотреть иначе — через призму Божественной правды, а только такой взгляд на самого себя и на окружающий мир является правильным и спасительным. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси