Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток

16 апреля 2020 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого в храме святого благоверного великого князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий праздник, равный праздникам двунадесятым. Этот праздник установлен Самим Господом и Спасителем как воспоминание Его последней вечери, последнего общения с учениками, и на протяжении минувших тысячелетий Церковь бережно соблюдает память об учреждении Святой Евхаристии, которая лежит в центре всей жизни Церкви.

Сам Господь, освящая хлеб и вино и преподавая их ученикам на последней вечери, сказал, заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание — когда будете есть Хлеб сей и Чашу сию пить, вспоминайте обо Мне». С такими словами Спаситель обратился к Своим ученикам, и мы совершаем эту вечерю, как ее совершали святые апостолы и мужи апостольские, как ее совершали, совершают и будут совершать до скончания века ученики Христовы.

В Таинстве Евхаристии нам преподается Сам Христос. Причащаясь хлеба и вина, мы подлинно причащаемся Самого Спасителя, мы становимся едиными с Ним, потому что Он входит во все наше естество.

Трудно представить, что все это означает для человека, и, наверное, мы никогда не сможем оценить своим разумом и даже сердцем прочувствовать все то, что происходит с нами в момент приобщения Тела и Крови Спасителя. Но мы должны помнить, что причащение даруется нам для того, чтобы мы получали исцеление души и тела, и что через приобщение Святых Христовых Таин мы обретаем величайшую благодать, которая открывает перед нами врата вечности, врата Божественного Царства.

В древней Церкви на Евхаристию собирались все верующие, которые проживали в данном месте, — точно так же, как на Тайную Вечерю пришли все двенадцать апостолов. Первые христиане собирались вокруг своего епископа, — потому что в каждом месте был свой епископ, который возглавлял Святую Евхаристию. По мере расширения Церкви, увеличения числа ее членов, особенно в городах, епископ уже не мог совершать Евхаристию для всех членов общины, и тогда она стала совершаться по благословению епископа пресвитерами, его помощниками, в иных местах. Но на протяжении еще нескольких столетий сохранялся замечательный благочестивый обычай, исполненный очень глубокого смысла, когда от Агнца, освященного епископом на престоле во время Евхаристии, отделялись частицы, и пресвитеры разносили их по всем местам, где совершалась Евхаристия, для того чтобы выразить видимым образом, что Евхаристия едина, что ее совершает Христос, что на месте Христа в общине верных — епископ, который продолжает дело Господне, продолжает то, что совершилось на Тайной Вечере — освящает хлеб и вино и преподает их верным. Этот обычай на Западе стал называться обычаем фермента, то есть части, которая отделялась от освящаемого Хлеба, от Агнца, и раздавалась по всем церквам, чтобы подчеркнуть единство Святой Евхаристии, совершаемой епископом в том месте, где пребывает он и его клир.

У нас сейчас нет этого обычая, но православные верующие люди приходят во множестве для участия в Святой Евхаристии и для причащения Святых Христовых Таин. Приобщаясь в разных храмах, они причащаются от единой Евхаристии, совершаемой в том месте, где они живут. Вот и мы в скромных условиях, в маленьком храме на территории скита святого благоверного князя Александра Невского совершили Святую Евхаристию в день установления этого Таинства. Непросто совершать Евхаристию в отрыве от своей паствы, но радуюсь, что вы, дорогие сестры, присутствуете сегодня вместе со мной и разделяете эту молитву. А духовно мы все вместе — весь народ Божий, и мы должны осознавать это единство, эту общность особенно сейчас.

Мы должны сознавать важность причащения Тела и Крови Христовой. Именно сейчас мы должны возлагать особое упование на помощь Божию, когда страшная болезнь прикоснулась к народу нашему, к Отечеству нашему, ко всему миру. Мы причащаемся во оставление грехов, во исцеление души и тела, и верим, что благодатию Божией может быть уничтожена всякая болезнь и всякое человеческое несовершенство. Только есть одно непременное условие — это наша искренняя вера, чтобы между нами не было тех, кто, подобно Иуде, должен был бы уйти от нас. Тех, кто остается в силу каких-то причин, но и душой, и умом, и мыслями своими совсем далеко от места, где совершается Евхаристия. Дай Бог, чтобы не было таких случайных людей, чтобы каждый даже случайно зашедший в храм пропитывался благодатью Божией, сознанием того великого спасительного дела, которое Господь совершил для всех нас, и навсегда оставался в храме. И чем больше будет людей, которые с глубокой верой возносят молитву об Отечестве нашем, о народе нашем и о самих себе, тем сильнее будет возноситься к небу эта молитва, образуя некий невидимый столп, низводящий на нас Божественную энергию, Божественную благодать, способную испепелять всякие болезни — и душевные, и телесные.

Сегодня мы особенно молились о здравии тех, кто болеет, кого посетила беда, и верим, что Господь будет помогать тем, кто не теряет связи с Ним, а по милости Своей — и даже тем, кто в Него не верит. Потому что многие молятся сейчас за больных, несчастных людей, вне зависимости от того, принадлежат они к Церкви или не принадлежат, православные они или неправославные. Это всё наш народ, и великая ответственность Церкви и всех верующих — молиться за Отечество наше и за народ наш, особенно сегодня, когда смертельная опасность приблизилась к жизни многих людей.

Пусть благодать Божия, которая низведена Самим Спасителем, всей силой Святой Троицы, которая приходит в нашу жизнь через Святейшее Таинство Евхаристии, дает нам с вами силы и с болезнями справляться, и веру хранить, и любовь в сердце. А самое главное — дай Бог, чтобы эта Божественная сила помогала нам исполнять христианский долг любви, что особенно важно сейчас, когда многие наши братья и сестры, наши ближние и дальние находятся в тяжелом состоянии, будучи охвачены болезнью, которая неожиданно посетила не только наш народ, но и весь мир. Да поможет нам Господь сохранять здравие и душевное, и телесное, но более всего да поможет нам Господь сохранять веру, а через веру — и любовь к нашим ближним. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси